Достоинства и недостатки коллективной собственности

Преимущества и недостатки частной собственности (на примере частных аптек)

Достоинства и недостатки коллективной собственности

Анализ структуры аптечного рынка в России показывает, что на сегодняшний день существенных сдвигов в процессе приватизации аптек, который начался два-три года назад, не произошло.

Пока на долю аптек муниципальной собственности приходится около 80%.

Многочисленные ошибки в ходе процесса приватизации являются результатом того, что государство решало многие вопросы, не прислушиваясь к общественному мнению.

Представляется интересным сравнение преимуществ и недостатков частной и муниципальной форм собственности в аптечном секторе фармрынка.

Основное преимущество муниципальных аптек – это отработанная схема действий, обеспечивающая гарантии государства по удовлетворению потребностей населения в медикаментах.

К недостаткам можно отнести определенную ограниченность инициативы руководителей и не всегда эффективный менеджмент в хозяйственной деятельности муниципальных предприятий.

Главное преимущество частной аптеки – более высокая заинтересованность в покупателе, отсутствие необходимости государственной поддержки, недостаток – низкая материальная заинтересованность в реализации государственных социальных программ.

Внедрение частной формы собственности в производственный и дистрибьюторский секторы фармацевтического рынка позволило многим субъектам рынка упрочить свое положение, стать более жизнеспособными после достижения определенной рентабельности, гибко реагировать на структуру спроса. Напротив, экономическое положение муниципальных аптек не очень стабильное. Так, по результатам опроса, только 17% аптек не испытали финансовых затруднений.

Развитие аптечного сектора является одной из главных проблем функционирования фармацевтического рынка. Наиболее успешный путь – это создание альтернативных аптечных сетей. Их задача – поиск новых организационно-технологических направлений в деятельности аптечного звена.

Почему так слабо внедряется приватизация в аптечной системе? Выделяют ряд следующих причины:

¾ боязнь муниципальных предприятий потерять самостоятельность, хотя фактически многие из них и не являются самостоятельными;

¾ выкуп предприятия совместно с дистрибьюторами;

¾ опасение, что аптека как частное предприятие будет платить больше налогов, «гулять от хозяина к хозяину»;

¾ боязнь потерять в заработной плате;

¾ пугают руководителей аптек и сложности с подачей документов, нехватка оборотных средств – здесь как раз и появляется возможность их взаимодействия с дистрибьюторами.

Опрос различных категорий населения свидетельствует, что предпочтение отдается аптекам частной формы собственности; это связано с лучшим качеством обслуживания в них, а нередко и с более низкими ценами на лекарства.

Существование частных аптек необходимо, так как они способствуют развитию конкуренции на фармацевтическом рынке. Поэтому государством должны быть созданы равные условия для государственных и частных учреждений.

В лекарственном обеспечении населения необходимо усиление роли государства, и это подтверждает негативный опыт приватизации в других отраслях экономики.

У нас пока отсутствуют механизмы регулирования фармрынка, поэтому спешить с приватизацией в аптечном секторе не следует.

Государственные аптеки более ответственно защищают интересы больного, а частные предприятия эти интересы рассматривают сквозь призму получения прибыли.

Опытом функционирования частной аптеки поделился генеральный директор самарской фирмы «Имплозия» Д.Р. Подгорнов [материал из интернета]. По его словам, в Самаре только 17% аптек имеют государственную форму собственности, остальные аптеки – частные. Оборот муниципальной аптеки в Самаре не превышает 150 тыс. руб.

в месяц, частной – от 100 до 200 тыс. рублей. Месячный оборот аптек «Имплозии» составляет 400 тыс. руб. Ассортимент аптек включает 3800 наименований, товарный запас рассчитан на один месяц. Заработная плата персонала в частных аптеках намного выше, чем в государственных.

Причем фирма не отказывается от дешевых препаратов. Жесткий контроль качества реализуемых препаратов, мобильность частного бизнеса, материальная заинтересованность делают частные аптечные предприятия более привлекательными для населения.

Однако частные аптеки не имеют производственных отделов, не отпускают лекарства по льготным и бесплатным рецептам.

2.3. Тенденции и перспективы развития частной собственности в России

Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности.

При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы.

Какой же будет структура отношений собственности в России? К чему приведет стремление к «цивилизованной» экономике, свойственной развитым странам? Подобные задачи вряд ли могут быть осуществлены в ближайшем времени, особенно в такой стране как Россия.

Что касается частной собственности, то для развития отношений собственности в нашей стране эта форма имеет большое значение. Современное состояние частной собственности в России было рассмотрено выше, а перспективы ее развития можно только прогнозировать.

Идеальная модель частной собственности базируется, по мнению исследователей данной проблемы на двух тенденциях.

Первая связана с тем, что мелкая частная собственность обеспечивает достаточно высокий уровень эффективности в сфере услуг, где не требуются крупные индустриальные системы.

Вторая, по сути, обратная тенденция связана с тем, что с мелкими частными предприятиями весьма успешно конкурируют мелкие кооперативные, а в индустриальном производстве коллективные или государственные предприятия в целом могут работать не хуже, чем частные.

Таким образом, в современной экономике России наиболее значимым оказывается вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и среди кого распределены права собственности и как, в сущности, работник взаимодействует со средствами производства: на основе отчуждения или единства. Для отечественной экономики, где права собственности слабо развиты, а сами формы собственности неустойчивы, эти вопросы приобретают особую значимость.

Укрепление форм частной собственности может существенно изменить в лучшую сторону нынешнюю экономически и социально неэффективную модель.

задача частной собственности вытекает из необходимости противостоять номенклатурному и корпоративному подавлению индивидуальной инициативы и предприимчивости (а это главное преимущество частной собственности).

Достичь этого в реальных условиях отечественной экономики, где экономическая и политическая власть принадлежит номенклатурно-корпоративным структурам, можно лишь на основе добровольного объединения частных собственников в ассоциации, защищающие их права и свободы.

Реальная экономическая свобода мелкого частного собственника в условиях крупного обобществленного хозяйства возникает тогда, когда эти собственники начинают постепенно объединять свои экономико-хозяйственные функции и осуществлять их совместно с тем, чтобы сделать их наиболее эффективными.

Этот путь, к сожалению, сталкивается с большими трудностями в нестабильной экономике.

Объединение мелкой частной собственности у нас пока гораздо менее распространено, нежели в развитых странах и более того, перспективы его развития далеко не так радужны прежде всего в силу господства того типа хозяйственной организации, когда в условиях возникающего рынка происходит отчуждение собственности от работника, а хозяйственная власть принадлежит корпорациям и бюрократии.

Тем не менее, тенденция объединения мелких частных собственников на основе их поддержки обществом и государством – перспективное направление эволюции частной собственности в становлении рыночной экономики России.

Проведенные исследования показывают, что уже сейчас частный сектор по многим позициям сравнительно более эффективен, чем государственный.

Наряду с уже указанными мерами для развития форм частной собственности было бы полезно развитие механизмов общественного контроля за функционированием частной собственности; введение различных форм ответственности частных собственников за использование принадлежащего им общественного богатства. Это придаст адекватные демократические формы, формы общественно-государственного контроля и регулирования процессов развития и функционирования частной собственности.

Какой же может быть доля различных форм частной собственности в экономике? Обычно на этот вопрос отвечают следующим образом: экономическая эффективность и отношения свободной конкуренции должны показать, какая из форм собственности является наиболее адекватной для той или другой структуры экономики.

Какие же перспективы развития частной собственности в России можно наметить уже сейчас? Скорее всего для России, пребывающей в кризисе, наиболее вероятной станет структура форм собственности с доминированием «крупной» частной собственности и зависимой от крупных корпораций.

Такая ориентация для нашей экономики означает, что любое лицо может фактически оказаться реальным частным собственником, если ему принадлежат существенные возможности по осуществлению мафиозно-неформального контроля.

Напротив, частный собственник, формально полностью сосредоточивший в своих руках все права собственности (например, фермер или владелец киоска) в условиях мафиозной или бюрократической организации экономики может фактически полностью зависеть от этих структур и не иметь возможности распоряжения средствами производства.

Развитие форм частной собственности в условиях российской действительности может идти и по иному пути: создания механизмов, ломающих корпоративные и мафиозные системы и развивающих демократические формы для прогресса частной собственности.

К этим формам может быть отнесено, прежде всего, развитие объединения частных собственников, развитие демократических форм, когда работники участвуют в управлении и присвоении благ, в контроле и учете собственности; обеспечение гласности в функционировании частной собственности; ответственность частного собственника перед обществом за использование находящегося в его распоряжении богатства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Частная собственность – это закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами.

Согласно действующему законодательству, физическое лицо в праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы.

Частная собственность имеет разновидности:

¾ индивидуальная или семейная собственность;

¾ паевая собственность;

¾ акционерная собственность;

¾ собственность общественных организаций.

Владелец контролирует объект собственности. Его прерогатива – определять направление и характер использования объекта, распоряжаться им(продавать, дарить, завещать и др.).

Общество формирует права частной собственности. В результате они всегда меньше тех потенциальных возможностей, которые могли бы быть у частных владельцев. Реальные права всегда меньше потенциальных, так как с помощью государства общество устанавливает определенные экономические, социальные, экологические и другие нормативы использования объекта собственности.

Государство через налоги регулирует формирование доходов, запрещает использовать капитал для некоторых видов деятельности, осуществляет лицензирование в некоторых сферах, устанавливает порядок наследования, разрабатывает нормативы по технической безопасности работ и экологии, порядок привлечения рабочей силы и т. д.

Владелец может сдать объект в пользование другому лицу – предприятию или отдельному человеку.

Собственник может передать, делегировать часть своих полномочий Менеджерам – наемному управленческому персоналу.

Владелец может объединить свой объект собственности с объектами других лиц.

Право частной собственности является главной формой индивидуального присвоения благ во всех странах с рыночной экономикой.

Список литературы

1. Лукашенко О. Государственная собственность в странах с рыночной экономикой// Вопросы экономики. №10-2000.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Мэнкью Н. Грегори. Принципы экономики: Учебник. СПб: Питер, 2000.

4. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001

5. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

6. Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.

Источник: https://studopedia.su/19_41138_preimushchestva-i-nedostatki-chastnoy-sobstvennosti-na-primere-chastnih-aptek.html

Достоинства и недостатки государственной собственности

Достоинства и недостатки коллективной собственности

Государственная собственность отличается от других форм тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государства, как института власти. Государство является распорядителем имущества, а управляют производством назначенные им руководителем.

При системе государственной собственности доступ к редким ресурсам регулируется исходя из коллективных интересов общества в целом.

Поэтому государство, как реальный собственник, назначает своих представителей на руководство тем или иным предприятием. Затем строго спрашивает с них за использование госсобственности в интересах всего общества.

Совладельцы государственной собственности, в лице непосредственных работников, не обладали единоличными правами на использование ресурсов.

Личные интересы не признавались достаточными для распоряжения ресурсами. То есть, смотрите, что получалось? Государство назначало своих руководителей для налаживания работы предприятий.

А те, с свою очередь, требовали от имени государства отличного труда от работников, являющихся сособственниками производства.

И таким образом, каждый (и директор, и инженер, и рабочие) вынуждены были блюсти прежде всего общественные интересы. А потом уже коллективные и личные интересы.

Госсобственность была безраздельно господствующей в бывших странах социализма. Так, в СССР она охватывала 92 % всех средств производства. Ее объектами были земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и многие другие предприятия. Все они принадлежали государству. Собственность граждан была ограничена личным имуществом, небольшим подсобным или дачным хозяйством.

Производство, обмен, распределение продукции, цены на нее, инвестиции, заработная плата, прибыли и убытки – все это было заранее расписано и осуществлялось по государственным планам.

Планомерное производство и командная экономика, построенные на основе госсобственности, обеспечивали относительную стабильность экономики, полную занятость населения, уверенность людей в будущем, удобный для многих государственный патернализм (бесплатное образование, медицинское обслуживание, льготные путевки в санатории, дома отдыха, невысокая квартирная плата и многое другое).

Государственная собственность в странах социализма, которая в конституциях этих стран считалась общественной, имела и множество недостатков (рис. 2).

Среди них можно выделить такие, как появление и воспроизводство дефицитов в товарах и услугах, административные методы управления, финансовая диктатура государства, слабые стимулы к высокопроизводительному труду, диктат производителей над потребителями, безынициативность и безответственность работников, низкий уровень жизни людей по сравнению с развитыми странами мира. Все это и привело в итоге к замене государственной собственности и командной экономики на различные формы частной собственности.

Государственная собственность стала неотъемлемым элементом большинства развитых стран, хотя она не занимает в них ключевого места. В одних странах ее доля выше (например в Австрии, Швеции), в других – ниже (например в США), что является одним из признаков разнообразия моделей смешанной экономики.

В странах, осуществляющих переход от командной экономики к рыночной, госсобственность остается, но, понятно, не в таких масштабах, как это было при социализме. Например, в экономике России сложились две формы государственной собственности – это федеральная и собственность субъектов Российской Федерации.

Разновидностью госсобственности можно считать муниципальную собственность. Она В юридических документах муниципальная собственность определяется как достояние населения данного муниципального образования.

Следовательно, ее субъектом является население соответствующей территории. Но население лишь формально может осуществлять все необходимые действия над объектами собственности.

Реальная власть над муниципальной собственностью принадлежит чиновникам.

Преобладание госсобственности в плановой экономике имело негативные последствия, снижало стимулы к развитию экономики и внедрению новых технологий, исключало роль ценового механизма в воздействии на производство.

Отсутствие конкуренции лишило государственные предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства.

В целом эффективность хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой.

Но в то же время государственная собственность обеспечивала огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших народнохозяйственных задач.

Выделялись средства для развития народного образования, здравоохранения, науки, искусства, культуры. Государственная собственность являлась основной базой для расширенного воспроизводства.

Централизация собственности в рамках государства была основой относительно равномерного распределения материальных благ среди членов общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_150505_dostoinstva-i-nedostatki-gosudarstvennoy-sobstvennosti.html

Частная собственность: преимущества и недостатки

Достоинства и недостатки коллективной собственности

Проблемы, связанные со становлением и развитием частной собственности в условиях трансформации экономики, поиском наиболее эффективных путей ее реализации, все более привлекают внимание различных исследователей.

Вопрос об экономической природе прав собственности выходит за пределы «чистой» теории: в последнее время он все чаще связывается с достаточно острыми проблемами хозяйственной политики, в том числе политики реформ в странах с переходной экономикой. С частной собственностью сегодня связываются наши надежды повернуть экономику к рынку.

Достичь поставленной цели можно, прежде всего, при развитии институциональных отношений и соответствующих изменениях в формах хозяйствования.

Частная собственность – это, прежде всего, экономическое, а не правовое отношение. Более того, данные отношения могут существовать (и существовали) без юридического оформления.

Важнейшим ее признаком является то, что в качестве субъекта здесь выступает свободный гражданин государства, который осуществляет наиболее полную власть над принадлежащими ему вещами, образующими в совокупности его имущество, или субъекты собственности.[12]

Частная собственность, как и любая другая форма, имеет свои особенности, преимущества и недостатки.

Главными ее характерными чертами являются, во-первых, спонтанное развитие, во-вторых, более высокая эффективность (по сравнению с государственной собственностью).

Частная собственность стимулирует инициативу, предприимчивость, ответственное отношение к труду. В то же время она имеет и отрицательные черты (стихийность, стремление к наживе любой ценой, эксплуатация).[13]

Частная собственность обладает целым набором положительных эффектов, в числе которых фиксация экономического потенциала активов, интеграция разрозненной информации, развитие ответственности собственников, повышение ликвидности активов, развитие общественных связей и паспортизация сделок. К тому же экономическая свобода – фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает, прежде всего, как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы.[14]

Подлинная частная собственность имеет место только тогда, когда субъекты собственности осуществляют процесс производства и обмена продуктов частным способом, то есть своими частными силами и за свой частный счет.

Если они не способны на это, если они нуждаются в соучастии труда и ресурсов других субъектов собственности, их частная собственность становится на деле фиктивной частной собственностью, то есть в большей или меньшей мере зависимой от тех, кто не считается формально собственником, но фактически является таковым.

Частная собственность, которая не может существовать без государственной поддержки, то есть без материальной помощи налогоплательщиков, – это не частная собственность, это в лучшем случае частное владение, что далеко не одно и то же.[15]

Сегодня волнующим вопросом является вопрос о перспективах развития частной собственности в России. Считаем, что принципиально важным для развития частной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре частной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно частного сектора. Частная собственность должна иметь в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

По нашему мнению, для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить в перспективе весомую роль.

При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов.

Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

Еще одним направлением развития частной собственности, является приватизация крупных предприятий, которая уже назрела и в ближайшее время будет осуществлена.

Необходимы соответствующие изменения в земельном и ином законодательстве.

Предложенные мероприятия, на наш взгляд, будут способствовать эффективному развитию частной собственности в России, а также способствовать экономическому росту в целом.[16]

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 22; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/2-77809.html

Общественная собственность: преимущества и недостатки

Достоинства и недостатки коллективной собственности

В начале и середине 20 века социализм был в моде. Несколько стран приняли социалистические идеи в той или иной форме. К сожалению, многие страны, которые экспериментировали с социализмом, потерпели неудачу — Куба, Камбоджа, Чили, Венгрия, Северная Корея, Венесуэла, Советский Союз и многие другие — что привело к упадку социализма.

Как известно, основной чертой социалистического общественного устройства является общественная, или коллективная, собственность. О ней и пойдёт речь.

Общая информация

Под общественной собственностью подразумевается, как правило, собственность на средства производства всеми членами общества, действующими на благо всех остальных членов.

Рамки социальной группы могут простираться от целого общества до группы сотрудников на конкретном предприятии.

В последнем (более узком) смысле этот термин отличается от общего владения и общего достояния, и подразумевает открытый доступ, владение общими активами и отрицание права собственности как такового.

Общественная собственность на средства производства — основополагающая характеристика такой системы общественного устройства, как социализм, где «коллективная собственность» может обозначать как владение всей собственностью, так и просто совместное управление активами членами какой-либо организации.

Плюсы

  • Когда общественная собственность навязывается правительством, все, кроме высших чиновников правительства, находятся в равных условиях. Существует мало различий между городскими или сельскими домохозяйствами. Каждый человек играет важную роль в успехе страны. Различия между всеми формами труда также устраняются, что означает отсутствие «белых воротничков» или «синих воротничков». Каждый работает в той отрасли, в которой он имеет навыки, благодаря чему эффективность труда становится значительно выше, потому что различия меньше.
  • Отмена частной собственности и создание социальной собственности абсолютно необходимы для эмансипации человека: нет больше эксплуатации; нет отчуждения; нет больше классовых антагонизмов. Для многих людей это чертовски хорошее оправдание общественной собственности.
  • Частная собственность является источником отчуждения, потому что она отделяет работника от объекта его труда. Работа — взаимодействие с природой — является фундаментальным аспектом человеческого существования. Банально, но, как представляется, об этом в любом обществе легко забывают. При капитализме отношения частной собственности опосредуют трудовой процесс. Рабочие не имеют никакого контроля над тем, «что, как, когда и почему» в отношении того, что производится. Продукты их труда контролируют их, а не наоборот.
  • Частная собственность является источником классовых антагонизмов, потому что она создает репрессивные социальные отношения, в результате которых богатство в социальном отношении производится рабочими и в частном порядке присваивается капиталистами. Капитал и труд имеют обратную связь с богатством. Независимо от размера пирога, когда капиталисты получают его больше, рабочие, очевидно, получают его меньше. И чаще всего намного меньше.
  • В соответствии с условиями общественной собственности, сообщества будут работать вместе, чтобы добиться успеха – люди должны будут сообща работать в интересах общества, чтобы обеспечить друг друга, с помощью правительства, распределяющего ресурсы по мере необходимости.

Минусы

  • Когда нет никакой частной собственности, публичный характер всей собственности создает более высокий риск злоупотребления. Те, кто находится на самом высоком правительственном уровне в этой структуре, контролируют большинство ресурсов. Если они решают внести изменения в обществе, то никто не может ничего сделать, чтобы остановить их. Вы всегда зависите от того, что власти решат сделать с вашей собственностью, вашей работой и доступностью ваших ресурсов.
  • Правительства стран с общественной собственностью ограничивают торговлю и коммерцию, если потребности государства не требуют дополнительных ресурсов. Когда существовал Советский Союз, их торговая деятельность с западными промышленно развитыми странами (США, Канадой, Японией и Австралией) включала либо прямой обмен одного предмета на другой, либо покупки, сделанные за наличные или в кредит. Например, они могут принять решение об обмене водки на безалкогольные напитки или предложить прямую оплату наличными за определенные товары, которые они будут импортировать. При этом частной инициативе хода не даётся.
  • При коллективной собственности государство диктует почти каждую цель или потребность человека. Вы можете преследовать свои интересы только в том случае, если они способствуют благополучию целого. Люди получают роли, которые меняются каждый раз, когда меняются потребности правительства. Такой порядок позволяет людям осуществлять любые начинания, которые нужны лично им самим, лишь после того, как их работа для общества закончена.
  • Только одна организация – государство — контролирует повестку дня, обмен сообщениями и работу общества при правлении страной с общественной собственностью. Правители контролируют закон ежечасно и повсеместно. Они могут мгновенно решить, должны ли действия или поведение отдельных лиц стать незаконными, а затем применить эти изменения задним числом, если они того пожелают.
  • В сущности, коллективная собственность не приносит вам зарплату. Это дает вам право продолжать жить с базовыми предметами первой необходимости, но не более того. Вы не можете заниматься хобби, потому что это труд, который не приносит пользы обществу. Цель состоит в том, чтобы вы помогли всем остальным в обмен на то, что вам не нужно будет беспокоиться об основных потребностях.

Итог

Плюсы и минусы коллективной собственности и социализма были впервые предложены как способ противостоять негативным последствиям демократии и систем свободного рынка.

Как часть спектра социализма, это, пожалуй, самая агрессивная и опасная форма правления, все еще используемая сегодня.

Несмотря на то, что есть некоторые потенциальные выгоды, на которые стоит взглянуть со стороны, реальность этого типа управления заключается в том, что он причиняет обществам, в которых установится, больше ущерба, чем процветания.

Источник: https://plusiminusi.ru/obshhestvennaya-sobstvennost-preimushhestva-i-nedostatki/

Коллективная собственность

Достоинства и недостатки коллективной собственности

Коллективная собственность является самостоятельной формой собственности, параллельно с личной и государственной. Она подразумевает под собой собственность, принадлежащую кооперативам, товариществам, обществам и другим организациям.

Виды коллективной собственности:

  • кооперативная;
  • акционерная;
  • партнерская.

Для кооперативной формы собственности характерно наличие индивидуализма. Так, каждый член кооператива принимает активное участие в жизнедеятельности предприятия. При этом он имеет право управлять кооперативом и получать прибыль по итогам хозяйственной деятельности. Кооперативная форма собственности считается самой перспективной в условиях рыночной экономики.

Акционерная форма успешно сочетает в себе некоторые преимущества личной и коллективной собственности. Она образовывается за счет капиталовложений граждан и организаций. Полученный доход (дивиденды) распределяется между акционерами.

В основе партнерской собственности лежит капитал нескольких лиц (пайщиков). Они выступают совладельцами созданной компании и получают прибыль, которая пропорциональна размеру сделанного ими взноса.

Основания для возникновения коллективной собственности


По закону коллективная собственность возникает:

  • при объединении денежной массы и имущества отдельных граждан и предприятий для создания новой организации (акционерного общества, кооператива);
  • после реорганизации принадлежащих государству предприятий, в результате чего образуются новые хозяйственные объединения;
  • при передаче в аренду государственных компаний;
  • благодаря пожертвованиям от физических лиц и организаций;
  • в результате предоставления субсидий от государства.

Характерные особенности коллективной собственности


Главным отличием коллективной собственности от других форм собственности является ее групповой характер.

Субъектом коллективной собственности выступает не отдельный индивидуум, а сообщество владельцев. В большинстве случаев собственники осуществляют жесткий контроль над процедурой использования общего имущества. Однако нередко контролирующая функция носит опосредованный характер, что дает возможность руководителям сообщества нерационально распоряжаться принадлежащими ему ресурсами.

Субъекты права собственности

Среди субъектов коллективной собственности можно выделить:

  • трудовые коллективы государственных компаний;
  • коллективы арендаторов;
  • кооперативы;
  • акционерные общества;
  • профсоюзы;
  • другие хозяйственные объединения;
  • политические партии, общественные организации.

Если говорить о праве коллективной собственности на земельные участки, то здесь существуют специфические особенности, которые проявляются в субъектном составе ее участников. Так, к ним относятся садовые и сельскохозяйственные общества, садовые кооперативы и сельскохозяйственные предприятия.

Объекты права собственности

Перечень объектов коллективной собственности зависит от ее субъективного состава. Если рассматривать коллективное предприятие, то оно может распоряжаться паевыми вкладами участников, произведенной продукцией и прибылью, полученной по итогам коммерческой деятельности. 

Кооператив может владеть зданиями, доходами, взносами участников, выпущенной продукцией и имуществом, которое было приобретено на законных основаниях.

Акционерные общества являются владельцами имущества, приобретенного после реализации своих акций и прибылью, полученной в процессе коммерческой деятельности.

Общественные организации являются владельцами имущества, которое нужно для осуществления ими деятельности, предусмотренной уставными документами. К ним относится следующее:

Особенности управления коллективной собственностью


Владельцем коллективного имущества является группа граждан или организаций, а функция управления принадлежит общему собранию участников.

Могут быть созданы специальные исполнительные органы, которые осуществляют руководство предприятием в период между собраниями. Для этой цели из числа участников избирают президента, председателя или правление.

Достаточно часто деятельность исполнительных органов контролируется с помощью наблюдательного совета, ревизионной комиссии.

Функции и полномочия созданных органов определяются внутренними документами. Наблюдательный совет обычно создается тогда, когда количество участников исполнительного органа предприятия превышает 50 человек. При этом члены наблюдательного совета, правление или председатель кооператива избираются только из участников кооператива.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/11009-kollektivnaya-sobstvennost

Институциональная экономика для чайников, часть 6

Достоинства и недостатки коллективной собственности

Частная собственность

Несмотря на то что частную собственность вроде бы изучают давно и проповедуют уже лет триста, штука это довольно таинственная. В первую очередь потому, что очень трудно предсказывать ее развитие.

Пятьдесят лет тому назад практически все экономисты на вопрос, какая собственность будет преобладать в конце ХХ века, отвечали более или менее однозначно: государственная. Был только один ученый и сформировавшаяся вокруг него сравнительно небольшая школа, которые говорили, что доминировать будет частная собственность.

Звали этого экономиста Фридрих фон Хайек, а его школа называется австрийской, и именно они в итоге и оказались правы. Хайеку удалось увидеть свойство частной собственности, которое позволило ей так резко распространиться во время телекоммуникационной и информационной революции 1970−80-х. Связано это свойство с так называемыми «скрытыми знаниями».

Каждый человек знает довольно много такого, что нелегко передать другому человеку. Например, крестьянин знает, что на правой части его поля в апреле лужи собираются, а сажать овощи надо сначала на левой грядке, а потом на правой. Это многолетний опыт.

Теперь представьте себе, сколько нужно людей и усилий, чтобы всю сумму его знаний вербализовать и сделать понятными другому человеку.

А ведь он может что-нибудь забыть, чего-нибудь не сказать нарочно… Поэтому когда возникает ситуация, в которой знания становятся важным фактором функционирования некоего предприятия (будь то ферма, фирма или завод), наиболее вероятный и эффективный выбор — сделать обладателя знаний собственником предприятия. Тогда он будет использовать их на полную катушку.

Однако вот ведь незадача — большинство прогнозов о бурном развитии частной собственности в 1990-е, и 2000-е тоже, потерпели крах. Когда развалился соцлагерь, странам, которые в него входили, были даны вполне четкие рекомендации, куда им двигаться, но частная собственность не дала обещанных фантастических эффектов.

В равной степени это относится и к странам третьего мира. У частной собственности есть, видимо, не только скрытые преимущества, но и скрытые недостатки. Их очень хорошо определил перуанский экономист Эрнандо де Сото, который показал, что частная собственность малопродуктивна, когда она нелегальна или полулегальна.

Дело в том, что частная собственность дробит активы. А скомбинировать их и привлечь ресурсы на развитие можно, только если все эти активы выявлены. Однако выявлять нелегальные активы собственники, разумеется, не хотят.

В книге «Загадка капитала» де Сото доказал, что в странах третьего мира существуют нелегальные средства, превышающие все суммы, которые отправляет им в качестве помощи мир развитый. Но сама нелегальность этих средств не позволяет им превратиться в капитал. Самый простой выход из ситуации, который предложил де Сото, — амнистия капиталов.

И надо сказать, что, когда такая амнистия была проведена в том же Перу, буквально в одну ночь легальные активы в стране удвоились, а за последующие десять лет выросли в 15 раз.

Люди заинтересованы в легализации своей частной собственности еще и потому, что это помогает решить очень многие проблемы, связанные с наследованием.

Ведь частная собственность не сводится к простому набору физических объектов, она предполагает встроенность в довольно сложную систему правил. Эти правила действуют на формальном уровне, если собственность легализована, и на уровне личных отношений, если нет.

Во втором случае вы фактически должны передать в наследство отношения с санитарным врачом, пожарным, чиновником мэрии. Если это и возможно, то очень трудно. Гораздо труднее, чем передать титул собственности и данные в базе.

Потери такого рода очень хорошо описаны в книгах де Сото, и мне кажется, он многое объясняет в том, что происходит не только в Латинской Америке, где он родился, но и у нас.

В общем, при всей своей простоте, частная собственность — штука довольно таинственная. Но это еще и довольно дорогой режим собственности.

Если в коммунальный режим собственности войти можно довольно быстро, то для того чтобы войти в эффективный режим частной собственности, нужно сначала потратиться на огромное количество вещей: легализацию, кадастры, учет, титулы собственности, информационные базы и так далее.

Зато частный режим, по сравнению с коммунальным, обладает несравненно меньшими издержками при принятии сложных инновационных решений. Именно поэтому надежды социалистов на то, что коммунальная собственность станет доминирующей в западных обществах, не оправдались: чем больше и неоднороднее группа, которая принимает решения, тем выше издержки поиска согласия.

Государственная собственность

Есть ли какие-нибудь конкурентные преимущества у государственной собственности? Да, конечно. Когда реализуется мобилизационное, экстенсивное развитие, ничего более эффективного, чем госсобственность, не придумаешь. Она позволяет быстро мобилизовать огромное количество ресурсов, причем ресурсов бесплатных.

Именно поэтому первая половина ХХ века прошла под знаком тотального усиления государственных режимов. Понятно, что в сталинском СССР, нацистской Германии и рузвельтовских США режимы эти были совершенно разные.

Например, американское правительство использовало мобилизационные инструменты вроде моратория на изъятие средств из банков, но это не было прямое установление государственного контроля за теми или иными объектами.

В очередной раз действенность государственного режима была доказана в условиях кризиса 2008−2009 годов, когда правительства ряда стран пошли на такие меры, как беззалоговые кредиты и тому подобные вещи.

Они утверждали, что традиционные коммерческие механизмы в кризисных условиях не справятся с предоставлением средств, поэтому кредиты начали выдавать либо под нулевую ставку процента (правительство компенсирует), либо без залога (правительство гарантирует). Ну а для России вопрос о государственном режиме сейчас приобрел дополнительную актуальность еще и потому, что у нас, как только речь заходит о модернизации, всегда первым делом говорят о том, как ее запустить при помощи государственного рычага.

Проблема однако состоит в том, что по существу это такая «малая мобилизация», которая идет путем перераспределения ресурсов. Есть олигархи, которым говорят: «Сюда нужно положить деньги и усилия», есть бюджетные деньги, которые будут распределяться и перераспределяться.

И при этом совсем нет тех институтов, которые давали бы основание для того, чтобы задержать здесь ресурсы на десять лет, потому что каковы эти стимулы? Персональные гарантии? Чьи гарантии — через 10 лет? Конечно, если мы договоримся, достигнем национального консенсуса в том, что Владислав Сурков должен всегда быть заместителем руководителя администрации президента России и исполнять эти функции, а когда он физически не сможет это делать, это будут делать его сын и его внук, тогда возможны персональные гарантии. «Сколково» — это технический проект, который может быт интересным, но дело закончится выставкой достижений народного хозяйства, или, говоря современным языком, ВВЦ-2: будет один ВВЦ в Останкино, а другой — в «Сколково», причем это довольно дорогие вещи. Бывало, что один космический аппарат мог стоить годового жилищного строительства в стране. Может обнаружиться такая неприятная вещь, что мы сделали что-то, что может служить предметом мирового внимания, но страна-то от этого никак и никуда не продвинулась, ровно так же, как это было в позднесоветские времена, когда единичные выставочные экземпляры создавать было можно, а создать персональные компьютеры или пищевую промышленность почему-то не удавалось.

Но в чем же уязвимость государственного режима? В том, что здесь очень высоки издержки принятия и проведения решений, потому что действует иерархия. Частный собственник может сказать, как любит говорить Джордж Сорос: «I changed my mind» — «Я передумал».

В государственной иерархии такое невозможно, там действует огромная инерция движения.

Поэтому, например, при планировании развития, если вы угадали — честь вам и хвала, но если вы промахнулись, то огромный государственный корабль еще долго будет плыть не в ту сторону.

Выбор собственности

В итоге ответ на вопрос, что нам нужно выбрать из гардероба, что надевать в российских условиях, будет непростой. Во‑первых, мы должны понять, что нам понадобится и джинсовый костюм, и шуба, и купальные принадлежности, а может быть, и смокинг. Кому, как не жителям России, знать, что существует такая вещь, как сезонность — условия постоянно меняются.

Мы никуда не денемся от коммунальной, государственной, частной собственности и режима свободного доступа, который будет отнимать из каждого из этих режимов то, с чем они не справляются, а потом через этот переходник собственность будет уходить в какой-то другой режим. Это зона поиска.

Не надо считать, что есть какие-то готовые решения: пока волны свободного доступа продолжают прокатываться через экономику, понятно, что проблемы не решены.

Какие-то находки в области техники, общественных отношений, правил поведения, моральных ограничений могут очень сильно повлиять на картину того, как распределена собственность в стране и, соответственно, с какими головными болями вы сталкиваетесь, какие выгоды от распределения получаете.

Во-вторых, выбор режима собственности зависит от того, какой тип трансакционных издержек вам удается понизить и на что вы способны пойти. Скажем, если договороспособность людей высокая, вы можете легче пользоваться как коммунальным, так и частным режимом.

Если договороспособность низкая, придется пользоваться государственным режимом, потому что государство редко интересуется тем, насколько вы согласны с его действиями. Если институциональная среда сложная, то выше вероятность, что вы можете использовать государственный и частный режим.

Если она примитивная, то проще будет использовать коммунальный режим. Если население неоднородное, трудно использовать коммунальный режим, потому что люди отягощены разными неформальными институтами и им трудно договориться, принимая решения. И так далее.

Поэтому фактически все мы находимся в непрерывной ситуации большого выбора.

Разумеется, выгодно иметь консенсусную идеологию, которая основана на принципе священности того или иного режима собственности. Но мне кажется, что человеку важно не творить из собственности кумира. Ведь это не что иное, как способы снижения тех или иных издержек и достижения определенных результатов.

Поэтому я бы призвал все-таки не класть жизни за торжество того или иного режима собственности. Все равно выживет и то, и другое, и третье, и четвертое — только в разных пропорциях. Правда, сакральность того или иного режима нередко подкрепляется реальными человеческими интересами.

В этом смысле очень живуч режим частной собственности. Вы можете перейти мирным путем от государственного режима собственности к частному, но в истории нет случаев мирного перехода от частного режима к государственному. Люди будут сопротивляться, они будут защищать свое.

И это, наверное, правильно, потому что мы не должны позволять правительствам легко реформировать не их, а нашу жизнь.

Источник: https://esquire.ru/articles/1883-auzan-6/

ГосЗащита
Добавить комментарий