Дуть надменный близкие родственники

Этимология и словообразование

Дуть надменный близкие родственники

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Часто, читая тексты, мы встречаемся с незнакомыми иностранными словами. Чтобы понять их лексическое значение, конечно, можно обратиться к толковому словарю. Но иногда достаточно более внимательно присмотреться к слову, увидеть в нем знакомые элементы.

Например, что изучает наука антропология? Это сразу поймет тот, кто знает значение древнегреческих слов: anthrōpos – «человек» и logos – «слово», «понятие, учение». Антропология – это наука о происхождении и эволюции человека.

Что изучает топонимика? Об этом также расскажут древнегреческие слова topos – «место, местность» и onyma – «имя, название»: топонимика – это раздел лингвистики, изучающий историю появления географических названий.

А чему посвящена наука антропонимика? Попробуйте догадаться сами, имея в виду значение уже известных вам греческих слов. Такой прием поможет вам определить (хотя бы приблизительно) лексическое значение многих слов, имеющих в своем составе древнегреческие, латинские слова, довольно часто употребляющиеся в современных наименованиях.

Авто´граф (греч. аutos – «сам» + graphō – «пишу»)

Акупункту´ра (лат. аcus – «игла» + punctura – «укол; буквально «иглоукалывание»)

Гидрофо´бия (греч. hydōr – «вода» + phobos – «страх»; буквально «водобоязнь».

Филантро'п (греч. phileō – «люблю» + anthrōpos – «человек»)

Филосо'фия (греч. phileō – «люблю» + sophia – «мудрость»)

Олимпиадные задания.

1) Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: надменный, почти, дармоед, незадача, недосуг, надсадный, поодаль, датчик, удачливый, достоверный, пограничник, бездарь, поддатый, двуколка, склянка, съедобный, жмот, живость, зависимый, зависть, зараза, разиня, изумительный, искушение, неистребимый.

Ответ. Почти по-чт-и; ср.: почитай, чтить

надсад-н-ый над-сад-н-ый; корень сад тот же, что и в словах саднить, ссадина

достоверный до-сто-вер-н-ый; из достойноверный; это то, что стоит веры, от стоять в вере

жмот-ø жм-от-ъ – человек, который жмется «скупится», прижимистый; чередование жим / жм

2) Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

Ответ. Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении «горло» употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – «то, что вокруг горла». Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

3) Выделите исторические морфемы в слове сметана. Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ. С-мет-а-н-а. Слово сметана образовано от метать – «сгребать, собирать в кучу»; букв.: «сметанная, снятая часть сквашенного молока».

4) Какое слово этимологически связано с топонимом «Китай»: одеколон, шафран, клавесин, апельсин, мандарин, жасмин, чай?

Ответ: Апельсин; заимствованное из голландского слово «апельсин» — букв. «китайское яблоко».

5) В латинском языке есть слово «sotius» – «товарищ, союзник». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

Ответ. Ассоциация, ассоциативный, ассоциироваться, социализм, социальный, социум.

6) Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Выскажите предположение, что общего в значениях этих слов.

Капитан и капуста. Говядина и ковбой. Гладиатор и гладиолус.

Ответ.

Капитан и капуста

Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Вы, конечно, заметили, что оба они начинаются с кап. А есть ли в них что-нибудь общее по смыслу?

В языке древних римлян было слово капут. Это слово значит «голова». При чём же тут капитан и капуста? Капитан стоит во главе экипажа. А начальников, руководителей нередко называют «голова».

А капуста? Плотный, круглый кочан среднего размера отдалённо напоминает человеческую голову.

Отдалённое сходство с головой породило такие разные слова, как капитан и капуста.

Говядина и ковбой

Мясо свиньи – свинина, мясо барана – баранина. А мясо коровы? Казалось бы, ему надо называться «коровятина», а оно почему-то называется говядиной. Произошло оно от старинного слова говядо, которое обозначало крупный рогатый скот.

А слово говядо, в свою очередь, произошло от слова гов. В некоторых других языках этот же корень выглядит как ков. Обозначает он корову. А в Америке этот корень сросся с корнем бой, что значит парень.

Словом ковбой называют конного пастуха, охраняющего стадо коров.

Гладиатор и гладиолус

Латинские слова гладиолус (gladiolus) и гладиатор (gladiatores) имеют общий корень «gladius», что в переводе на русский язык означает «меч» 2 балла за развернутый ответ.

Почему слова бык и пчела — однокоренные?

Слова бык и пчела — однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U.

Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных — производящий определённый звук.

7) Напишите слова, в составе которых сохранились корни устаревших слов (в скобках даны их значения):

скора (шкура)

пита (пища)

тук (жир)

дребезг (осколок)

лепый (красивый)

ул (проход)

Ответ. Скорняк, питание, тучный, вдребезги, нелепый, переулок.

8) В русском языке есть слова, в корнях которых наблюдается чередование сочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре: ворота – вратарь, голова – главарь, берег – прибрежный. Что вы знаете об этом явлении языка?

Ответ. Это явление полногласных (оро) и неполногласных (а) сочетаний связано с влиянием церковнославянского языка, в основе которого лежит южнославянский говор.

Слова с полногласными сочетаниями (холод, морок) являются восточнославянскими, т.е. исконно русскими (русизмы), а слова с неполногласием (хлад, мрак) – заимствованы из церковнославянского языка.

Такие слова называются церковнославянизмами, они имеют оттенок высокой лексики.

9) Как образованы наречия: внутри, воочию, восвояси, впопыхах, дотла, исподволь, исподтишка, кубарем, набекрень, наружу, начеку, невзначай, невмоготу, пешком.

Ответ. Внутри – искон. Сращение предлога вън «в» и формы местн. п. Сущ. Утрь. Внутрь является сращением предлога въ «в» и формы вин. п. сущ. утрь «внутренность» .

Воочию – искон. Сращение предлога въ и формы мест п. двойств. ч. сущ. «око». Воочию буквально — «в глазах».

Восвояси – искон. Сращение сочетания трех слов: во (предлог с вин. пад.)+своя (вин. пад., мн.ч., ср.р. – в обобщенном значении вместо единства.) по закономерностям древнего синтаксиса + си (д.п. возвратное местоимение, откуда). И получается значение «в свои места, к себе».

Впопыхах – искон. Сращение предлога «въ» и формы предл. п. мн. ч., сущ. Попыхъ «спех, торопливость», производного к попыхать «спешить». Спех – сейчас как существительное не употребляется.

Дотла — искон. Сращение предлога до и сущ. тло. В древности жилища строились в основном деревянные, пола не было, утрамбованную землю смазывали глиной и посыпали сухим сеном или соломой (это и было «тьло»). Горели такие дома часто. Сгореть «до тла» – до пола, до основания. Позже, когда в избах появились пол и потолок, слово «тьло» исчезло, оставшись только в наречии.

Исподволь — искон., образовано сложением предлога из-под с родительным падежом единственного числа существительного воля в результате отпадения конечного безударного и в буквальное смысле значило «из-под воли».

Исподтишка – искон. Сращение из-под тишка, где «тишка»— род. п. ед. ч. от «тишок» «тишина, спокойствие», суф. производного от тихий. Первично — «тихонько», затем — «скрытно».

Кубарем – искон. Бывшая форма тв. п. ед. ч. сущ. кубарь «волчок», «шарик».

Набекрень – искон., сращение предлога на и слова бекрень. Слово «бекрень» сейчас не употребляется, хотя раньше именно так называли бок человека.

Наружу – искон., сращение предложного падежа формы «на ружу», где «ружу» —форма винительного падежа, единственного числа от ружа «внешность, вид».

Начеку – искон., сращение предл. пад. Формы на чеку «на страже, в ожидании», где чек «стража, ожидание» — производное от чекать «ждать, сторожить».

Невзначай — искон., преф. Производное от утраченного слова «взначай» (намеренно), того же корня, что чай, чаяние, час.

Невмоготу – искон., сращение в слово словосочетания не в моготу, где могота «сила, мочь, возможность».

Пешком – искон. Бывшая форма тв. п. сущ. пешъкъ «пешеход», суф. Производного от пеший.

10) Жители средневекового русского города владели огромным количеством самых разнообразных профессий, связанных с ремеслами и промыслами, торговлей и медициной. Названия многих из них известны и понятны нам и сегодня: камнетес, пивовар, дровосек, рыболов. Однако некоторые названия профессий утрачены языком. К ним относятся судоплат, волнотеп и рудомёт.

Чем занимались эти люди? Как образованы эти слова?

Ответ. Судоплат-тот, кто занимался починкой медной или оловянной посуды или починкой лодок, судна; волнотёп-шерстобит; рудомёт-тот, кто лечил кровопусканием. Образованы сложением основ с использованием интерфикса.

11) Прочитайте предложения и ответьте на предложенный ниже вопрос.

1) Подали чай, любимую Денисовым молочную кашу из сорочинского пшена, рыбы, пирожков, варенья, разных плодов и ягод. 2) Пошла Никитишна вкруг стола, обносила гостей кашею, только не пшенною, а пшена сорочинского, не с перцем, не с солью, а с сахаром, с вареньем, со сливками. (П.И. Мельников-Печерский. На горах)

Каким словом иноязычного происхождения было вытеснено старое русское словосочетание сорочинское пшено? В качестве подсказки напомним, что в пушкинской «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» богатыри выезжали в поле, чтобы «сорочина в поле спешить».

Ответ. Сорочинское пшено – рис; сорочинская каша – рисовая каша. Сорочин – народно-разговорный вариант слова сарацин. Сарацинами в средневековой Европе во времена крестовых походов называли арабов.

В русском народно-поэтическом творчестве слово сарачин/сорочин расширило свое значение, оно стало обозначать всех иноземцев – представителей восточных народов, поэтому завезенный с Востока рис получил название сорочинского пшена. Написание слова могло колебаться; например, в описании звездочета из «Сказки о золотом петушке» А.С.

Пушкина читаем: В сарачинской шапке белой,/ Весь как лебедь поседелый… (Сарачинская шапка – чалма, восточный головной убор).

12) Можно ли считать приведённые ниже слова этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ.

Пряник – пряный – пряжа – пряжка.

Ответ. Этимологически родственными являются слова пряник – пряный. Пряник (суффиксальное образование от пряный, суффиксального производного (суффикс –ян- )от ПЬРъ ( из ПЬПЬРЪ – «перец»).

Слова пряжа и пряжка не являются этимологически родственными пряжа (общеслав., образовано с помощью суффикса – – j – от preti – «прясть») пряжка (исконно русское, суффиксальное образование от пряжь – «застёжка, пряжка», производного от prengti – «прячь», ср. прячь, супруг).

13) Слово косынка «вид головного или шейного платка» исторически является уменьшительным от утраченного существительного косыня, т.е. образовано точно так же, как простынка от простыня.

Назовите слова, от которых были образованы древнерусские слова косыня и простыня.

Учитывая, что в одном из значений эти производящие слова были ранее антонимами, объясните исходное, буквальное значение слов косынка и простыня.

Ответ. Косыня пружина трястись —> трус

супруги

Источник: https://lektsii.org/11-3813.html

Дуть надменный близкие родственники

Дуть надменный близкие родственники

Если вы видите эту страницу, значит с вашего IP-адреса поступило необычно много запросов.

Уроки стиля и имиджа или что должна знать о

Если вы видите эту страницу, значит с вашего IP-адреса поступило необычно много запросов.

Система защиты от роботов решила, что c данного IP запросы отправляются автоматически, и ограничила доступ.

Чтобы продолжить, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

За веру в Бога и труд на ниве Его Сибиряка осудили по двум статьям и приговорили к четырем годам тюрьмы. является пастором церкви в поселке возле Кишинева, Молдова. В непростых, а подчас и юмористических, ситуациях раскрывается личность, шлифуется характер, чтобы во всем явить себя достойным учеником Спасителя Иисуса Христа.

Траурная речь что говорить на похоронах и

Андрей Захарович имеет шесть детей, тринадцать внуков и двух правнуков. В феврале 2016 года Андрей Захарович овдовел- жена Людмила вследствие тяжелой болезни отошла к вечные обители Божьего царства.

Лейтмотивом книги является неотступное Божье заступничество, которое наиболее явно проявляется в критических моментах человеческой жизни.

Отец, требуя безоговорочного послушания, не желает считаться с глубокой верой дочери.

Это второй роман из серии книг про Элси Динсмор, написанный в 1876 году. И Элси встает перед нелегким выбором: нарушить отцовскую волю или – Божьи заповеди. Этой реальной историей, прежде всего, я желаю выразить глубочайшую благодарность Господу Иисусу Христу за Его несказанно прекрасную любовь к человеку.

  • В благоговейном восторге склоняю свою голову перед Спасителем, Который извлекает человека из рва погибели и дарит ему истинно святое счастье.
  • С самого раннего детства героиня книги испытывала необъяснимые приступы страха.
  • Она прошла через боль потерь, постоянные унижения родной матерью, разлуку с отцом, горькое разочарование в любви, оскорбления женского достоинства.
  • Она шла через все перипетии своей непростой судьбы, прорываясь через них, как путник через снеговой буран в кромешный тьме.
  • Но долгие годы счастье только показывалось и на следующем повороте исчезало, словно утренняя роса при первых лучах солнца.

И всё же счастье открылось ей и совсем не там, где она искала. Счастье, с которым она всегда готова поделиться с любым человеком…

Благословенного прочтения этой реальной истории с реальной героиней, живущей с тобой, дорогой читатель, на одной планете Земля, такой противоречивой и всё же такой прекрасной.

Вкусное вегетарианство

Каждая история сопровождается материалом, который можно использовать в соответствии с собственной учебной программой в семье, воскресной школе или в группе по изучению Библии.

  • Каждая история включает в себя: Но больше всего эта книга должна помочь Вам и Вашему ребёнку вместе изучать и жить по Слову Божьему.
  • В то же время эта книга – хороший помощник Вашему ребёнку в познании Иисуса Христа.
  • Библия в картинках предназначена для дошкольного и начального школьного возраста.

Талант к написанию рассказов у нее появился еще в молодости.

Евгения Александровна много конспектировала, слушая истории из первых уст от друзей и служителей в церкви. В них есть подлинные истории ее семьи, детей и друзей, а так же вымышленные персонажи, имена и сюжеты.

Справочник телефонов г ижевск

Многие рассказы Евгении Александровны были опубликованы в христианской газете “Наши дни”, которая издается в городе Сакраменто, а так же в журналах “Сестра” и “Забытый Алтарь”, издаваемые в Германии.

Кристи Хадлстон приезжает с дочерью на заброшенную территорию миссионерского поселения в горах, где прошла ее юность.

Кристи рассказывает дочери о героизме первых поселенцев, об испытаниях, выпавших на их долю, о своей первой любви и трудном выборе.

Читать онлайн электронную книгу Эмили из

Это рассказ о молодой женщине Кристи из Теннесси, которая бросила вызов эпидемии тифа.

Это рассказ о молодой женщине Кристи из Теннесси, которая бросила вызов эпидемии тифа. Роман посвящен теме рабства, в особенности его развращающему влиянию на рабовладельцев.

  • Автор развивает гуманистические идеи «Хижины дяди Тома», которые были связаны с образами Джорджа, Сен-Клера и Евы.
  • В романе описан идеальный плантатор Эдвард Клейтон, который обучает рабов грамоте, хочет провести реформы в своем имении и в имении невесты, но под давлением соседей он вынужден отказаться от своих преобразований.
  • Однако не только мирный путь предлагает писательница: негр Дрэд бежит от хозяина, скрывается на болоте, собирает вокруг себя единомышленников и возглавляет восстание беглых рабов.
  • Но его попытка обречена на поражение, и сам он убит. Проповедуется мирный путь, но он не приносит желаемых результатов.

Восстание Дрэда нравственно оправданно, но освобождения не дает. Клейтону удалось сбежать в Канаду, вывезти туда всех своих рабов и освободить их там.

Сюжет романа навеян восстанием Нэта Тёрнера (1831).

В изображении Бичер-Стоу угнетенное положение негров можно изменить двумя путями.

Андрей Захарович Осельский, получивший в свое время для подпольной работы по распространению христианской литературы на территории Советского Союза псевдоним “Себиряк”- посвященный брат, ревностный служитель, активный миссионер и проповедник, талантливый музыкант, примерный семьянин. Осельского вошли многие жизненные эпизоды, навсегда оставившие отпечаток в сознании автора.

Первый из них пытаются проложить благородные белые — Нина Гордон (неожиданно,­ как и Сен-Клер в романе «Хижина дяди Тома», умирающая) и её жених, адвокат Клейтон (давший вольную своим рабам, открывший школу для негров).

Михельсону и Качмазову пишут письма в блогах

Предлагаем вниманию читателя биографическую повесть о жизни и служении Петра Петровича Перка – человека, в котором сочетались любовь к Богу и людям, который стоял выше национальных и культурных разногласий, и служил связующим звеном между меннонитами, евангельскими христианами и баптистами, между русскими и немцами.

  • Труд совершенный во имя Христа – будь то кусочек хлеба, поданный голодному или стакан воды жаждущему, а тем более – распространение Слова Божьего – всегда приносит плоды для вечности.
  • Эту книгу я написал потому что считаю своим долгом рассказать о создании независимой церковной печати в условиях жестоких гонений.
  • Это было одно из множества исторических чудес, которое важно и актуально для всего христианства.
  • Великое дело Господь совершил не когда-то в древности, а в наши дни, и в нашей стране – бывшем Советском Союзе.

Старшее поколение любит вспоминать семейные вечера, когда читались книги и шли разговоры о жизни.

Что такое мудрость женщины, как стать мудрой

К сожалению, в наш суетный век так мало времени удается проводить в кругу самых дорогих людей!

  • Это великолепно выполненное издание станет лучшим подарком для вашего ребенка.
  • Книга представляет собой сборник интересных, поучительных рассказов, герои которых помогут детям усвоить основополагающие библейские принципы добра и любви.
  • Эти житейские рассказы преподают и другие уроки: /upload/files/ibo_ih_est_carstvo_nebesnoe__tom_1(1).pdf«Ибо их есть Царство Небесное» Юст Мюллер Бон – представляет собой сборник интересных, поучительных рассказов для ежедневного чтения детям от 5 до 12 лет.
  • Каждый рассказ проиллюстрирован Адрианом Людвигом Рихтером, который был посвящен Господу от всего сердца любил детей.

Каждый рассказ и каждая иллюстрация пропитаны любовью и мудростью, и помогут детям усвоить основополагающие библейские принципы добра и любви.

Как хорошо можно закончить день, читая детям из этой книги!

Ваши дети обязательно полюбят эту книгу, и им захочется дать почитать ее своим друзьям. На первой странице книги, специально предусмотрено место для дарственной надписи.

Прощание с Тбилиси, отзыв от туриста Lyudmila_Klyopova на

“Криничка” включает в себя детские рассказы христианской тематики.

В них повествуется о том, как дети , следуя принципам Евангелия, изменялись в лучшую сторону и при этом оказывали положительное влияние на окружающих людей.

Олимпиада по русскому языку 11 класс, задания с ответами

Дуть надменный близкие родственники

Олимпиада по русскому языку — мероприятие ответственное, а значит и готовиться к нему следует со всей ответственностью. На этой странице представлены тренировочные варианты задания олимпиады для 11 класса.

Решая представленные задания, учащиеся смогут обобщить пройденный на уроках материал и узнают, насколько они готовы стать участниками олимпиады.

Ученикам предлагается найти ответы на тестовые и открытые вопросы, а также попробовать свои силы в решении творческих заданий.

Для самопроверки указаны правильные ответы и примеры решений.

Материалы, представленные на этой странице, можно использовать как на занятиях по русскому языку, так и во время домашней подготовки.

1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:А) морячкаБ) исполняютВ) ядреный

Г) кровля

2. Найти слово, в котором произносится [С]:А) изморосьБ) изморозьВ) воз

Г) синий

3. Через дефис пишутся словаА) пол(Думы)Б) то(же) самоеВ) говорить (по) японски

Г) (историко) литературный журнал.

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в рядуА) (не) годующий взгляд, (не) ряхаБ) (не) мог упасть, (не) добрал балловВ) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу

Г) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.

5. Частица НИ пишетсяА) Как бы там н_ былоБ) Н_ раз бывал я в этом музееВ) Н_ надо приходить

Г) Н_ там, н_ здесь его не было.

6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадаетА) ВесьБ) БериВ) ГлазГ) Поле

Д) Лебеди

7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?А) Оглушение согласных на конце словаБ) Оглушение согласных перед другими согласнымиВ) Выпадение согласныхГ) Смягчение согласных перед другими согласными

Д) Озвончение согласных

8. В каком слове все согласные звонкие?А) ВинтБ) ВагонВ) ЗавтраГ) Прыжок

Д) Рамка

9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звукА) Книги лежали впереме…куБ) Фу…больный матчВ) Приехали на во…залГ) Он …дал зачет по русскому языку.

Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик

10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»А) Реч…нкаБ) Руч…нкаВ) Защ….лкаГ) Распаш…нка

Д) Медвеж…нка

Открытые вопросы

Вопрос 1
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,Сумерек серых я жду.Замерло сердце звеня:

Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

Вопрос 2Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Вопрос 3
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

Вопрос 4Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

Вопрос 5Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?Площадка. – И шпалы. – И крайний кустВ руке. – Отпускаю. – ПоздноДержаться. – Шпалы. – От стольких уст

Устала. – Гляжу на звезды.

Творческие задания

Задание 1
Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

Задание 2
В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стоюНад дымной бездною твоею.И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

Задание 3Исправьте предложения, объясните причину ошибки.1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

Задание 4
Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское.

Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово.

Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?

Задание 5
Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?Расчет короток мой с тобой:Ну так, я празден, я без дела,А ты бездельник деловой.

(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветВВА, В, ГВА, Г
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветАББГВ

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.).

В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду)
Ответ на вопрос 2:МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра.
Ответ на вопрос 3:Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
Ответ на вопрос 4:Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж.

От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами
Ответ на вопрос 5:Интерпретация. Сжатие смысла.

Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:пошутитель — человек, который шутит (пошутил).пауктина — паутина. От слова паук + суффикс тиналлокаться — говорить алло по телефону. От слова алло.

недогол — ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот.базарник—человек, работающий на базаре.приметаллить — припаять.заверток — сверток или бумага, в которую что-то завернуто.

Пример ответа на творческое задание №2

1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»

Пример ответа на творческое задание №3

1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.

Пример ответа на творческое задание №4

Псинки образовано от «пёс» (псы);Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.

Пример ответа на творческое задание №5

Языковой каламбур создается следующими способами:А) Созвучие слов – бездельник – без дела.Оксюморонность сочетания бездельник деловой.Б) Игра с многозначностью слова.Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.

Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».

В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».

02/03/2015 , автор: Валерия Токарева

Источник: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-11-klass/

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи (стр. 4 )

Дуть надменный близкие родственники

При оценке реферата учитывается следующее: объем проделанной работы; компетентность студента в избранной области; самостоятельность в подходах, суждениях, выводах; оригинальность решений, речевая культура; ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.); культура оформления работы; грамотность.  

Составитель ________________________

(подпись)

«____»__________________20 г.

Приложение Д

Комплект контрольно-оценочных средств

с использованием разноуровневых заданий и задач по дисциплине

Раздел 2. Литературный язык и языковая норма

Карточки-задания по теме:

1.  Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.А) Мать любила и гордилась своим сыном.

Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

Г) С ним произошел неприятный инцидент.

2.  В каких словах ударение падает на последний слог?

Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

3.   Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:А) Столовая – стаяБ) Портной – геройВ) Рыбачий – рабочий

Г) Лекторий – лисий

4.  Расскажите о твердых непарных согласных звуках в русском языке.

5.  В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).Витать в мире мечтаний (перен.).

Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»?

6.  Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель,

кровать, дверь, тень. Определите это слово и поясните ваши аргументы.

7.  Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М.

Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

В руке. – Отпускаю. – Поздно

Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

Устала. – Гляжу на звезды.

8.  Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?

А). А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

Б). Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.

В). Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей

«Жираф большой – ему видней».

Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на

ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко

поясните свой выбор.

9. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье.

10.Объясните смысл стихотворения В. Маяковского “Исчерпывающая картина

весны” (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа

весны?

Листочки.

После строчек лис-

Точки.

Карточки-задания по теме:

  1.  Отметьте словосочетания без грамматических ошибок:

а)  Увлекательная игра – соревнований;

б)  Работающий салон – ателье;

в)  Отремонтированная плуг – сеялка;

г)  Оплаченный счет – фактура;

д)  Установленный альфа – излучатель.

  2.  Отметьте словосочетания, в которых имеются грамматические ошибки. Исправьте эти ошибки.

  1.  Полученное хлопок – волокно

  2.  Актуальное беседа – заявка

  3.  Заполненная бланк – заявка

  4.  Просторный вестибюль – фойе

  5.  Осуществлённое вакуум – охлаждения

  3.  Подчеркните существительные, употребляющиеся только в форме единственного числа.

  1.  Золото, серебро, щавель, пух, молодёжь, студент, студенчество,

мысль, ивняк, ива, свист, электорат, печенье, пряник.

  2.  Белизна, свинина, смородина, яблоня, помощь, азарт,

слава, картофель, картофелина, картошка, малина,

малинина, малинка.

4.Упражнения для закрепления:

1.  Луга впереме…ку с полями, рис и овёс впереме…ку, изморо…ь на стекле, изморо…ь (мелкий дождь), ука…ка, пиро…ки, блю…це, но…ка, ло…ка, кру…ка, фла…ки, теле…ка, доро…ка, пры…ки, гря…ка, селе…ка, похо…ка.

2.  На до(сч, щ)атой, бру(сч, щ)атой тер…асе, вблизи коноплян…ика, вдова небез…звестного под…ячего Агрип…ина Сав…шна по…ч…вала и(с, з)по(т, д)тишка мол…юсками, вин…гретом из мож…евельника и другими я…ствами кол…ежского ас…ес…ора Ап…ол…она Филип…овича под ак…омпан…мент в…олончели и ак…ордеона.

Тема 2.3.

Язык и стиль служебных документов

Упражнения для закрепления:

Ц…гейка, ц…пка, ц…анистый, ц…бик, ц…ган, ц…плёнок, ц…плятина, ц…быля, ц…вилизация, ц…када, ц…кл, ц…ганский, ц…корий, ц…гарка, ц…дулка, ц…п-ц…п, ц…ц, ц…мбалы, ц…нга, ц…новка, ц…ркуль, ц…кать, ц…фра, парц….рь.

Зайц…, больниц…, стрельц…вый, бойц…, сестриц…н, окольц…ванный, сальц…, в больниц…, конц…м, окольц…вывать, пальц…м, купец Спиц…н, ступиц…, коленц…, купц…в, пальтец…, краснолиц…й, Цариц…но, цариц…на корона, берц…вый, ситц…вый, окольц…вать.

Раздел 3.

Общение как социальное явление

Карточки-задания:

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание выделенных слов.

Из школьного окна видно голое поле, охвачен..ое серой подковой леса. Пахнет дымом, кострикой, подмороже..ым картофелем. Ещё кормовая свекла не выкопа..а и не свезе..а под крышу.

Стоит безветре..ый день. Идёт дождь, к стёклам прилипают крупные серебря..ые капли. Мощё..ая булыжником улица пусты..а. Пусты..о и на песча..ой базарной площади.

(По И. Науменко)

Карточки-задания:

Прочитайте. Выпишите глаголы в личной форме. Подчеркните безударные гласные в окончаниях.

В жизни мы встречаемся с разными людьми, одни отличаются необыкновенной усидчивостью и работоспособностью, могут по многу часов сидеть за книгой или чертёжной доской независимо от обстановки, в которой они находятся. Другие после 30-40 минутных занятий вынуждены устраивать себе перерыв, чтобы отдохнуть.

Встречаются люди целеустремлённые, которые «всё умеют» и «за всё берутся» и, как правило, любое дело успешно доводят до конца. А бывают и такие, у которых «всё из рук валится», за что бы они ни взялись. Им скоро надоедает начатая работа, они теряют к ней интерес, выполняют её медленно и, как говорится, без души, а вскоре и вовсе бросают, не закончив.

Особенности характера человека, его темперамент, его способность ориентироваться в окружающей обстановке и реагировать на меняющиеся жизненные условия зависят от силы и подвижности нервных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Сила и подвижность этих процессов вырабатываются в течение жизни человека и во многом зависят от методов воспитания и условий, в которых он растёт и развивается.

Тема 3.2.

Средства общения

Карточки-задания:

1. Объясните, что обозначают данные существительные и как они образованы.

Образец: пресс-конференция-наименование встречи государственных, общественных деятелей, ученых с журналистами, образовано сложением части основы с целым словом.

Социал-демократ; вакуум-аппарат, дизель-электроход, динамомашина, диван-кровать, плащ-палатка; тонна-километр, вице-адмирал, унтер-офицер, экс-чемпион; северо-запад, юго-восток, норд-ост; Каменец-Подольск, Комсомольск-на-Амуре, Па-де-Кале.

Карточки-задания

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание частиц и союзов.

1.Кем(бы) вы ни стали, куда(бы) ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги! 2.Хотелось(бы), что(бы) вы крепко дружили с произведениями наших классиков. 3.

Что(бы) вы сделали, если(б) всё могли? 4.Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр. 5.-Приехал(ли) начальник экспедиции?- Вряд(ли).

-Неужели и сегодня мы его не дождёмся?- Так что(же) нам делать, к кому(же) обратиться?

Карточки-задания:

Перепишите, раскрывая скобки. Какие приемы проверки помогают отличать союзы тоже, также от сочетаний местоимения и наречия с частицей.

1.Молекулы делятся на атомы. Атомы то(же) не являются неделимыми частицами. 2.Бегущий человек не может сразу остановиться, потому что по инерции сохраняет движение. То(же) самое можно сказать и о любом движущемся теле. 3.

Это было очень трудное дело, но в то(же) время интересное. 4.Говорить одно и то(же) утомительно. 5.И завтра то(же), что вчера. 6.Стены, а так(же) потолок были расписаны художником. 7.Мы решили провести лето так(же), как и в прошлом году. 8.

Брат выразительно читает стихи. Я так(же) читаю.

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните(письменно) слитное или раздельное написание не.

1.(Не)доброе слово больнее огня жжёт. 2.(Не)ясная речь-это мутное зеркало. 3.Честна (не)кудрявая речь, а правдивая. 4.В (не)дружной семье добра (не)бывает. 5.Кто ничего (не)делает, тому всегда (не)когда. 6.Друг-ценный клад, (не)другу никто (не)рад. 7.Друзья в (не)счастье познаются. 8.

(Не)верный друг – опасный враг. 9.Честный правды (не)боится. 10.Правда (не)живёт рядом с (не)правдой. 11.Умный при (не)удаче винит себя, а глупый винит товарища. 12.Храбр (не)тот, кто страха (не)знает, а кто узнал и навстречу шагает. 13.Ладно, коли складно, (не)ладно, коли поперёк.

(Пословицы)

Карточки-задания:

Перепишите, вставляя частицу не.

1.Сей в..настье, а убирай в вёдро. 2.Это был..обычный, особенный концерт. 3.Беги от той воды, которая..шумит и..журчит. 4.Это было ..что иное, как след лисицы. 5.Радио изобрёл..кто иной, как русский учёный Попов. 6.Окончив свои работы, мы ложились тут же, у костра, и я..смотря на ..сносных комаров, скоро засыпал самым крепким сном. 7.Солнце, ещё..

закрытое чёрной приближающейся тучей, освещало нашу спальню. 8.Дальше тянулись ..мигающие огни деревни. 9.Заночевать без палаток в зимнем лесу-перспектива ..увлекательная. 10.Снег шёл..устанно всю ночь, и наутро мы выехали по пушистой, ещё..укатанной дороге. 11.Я..мог заснуть..потому, что..устал, а потому, что был сильно взволнован. 12.Вдали виднелись..

вспаханные, а только очистившиеся от снега поля. 13.Я и сам был..рад тому, что случилось. 14.Это была нисколько..таинственная история. 15.Я..готов к походу. 16.Мы переезжали ..глубокую, но широкую реку. 17.Это была никому..нужная встреча: говорить было .. о чем, ..чем было поделиться. 18.Он..дооценил способностей противника и, ..доиграв партии, сдался. 19.Нам.

.нужна война!

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены правильно.

2. Оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания выполнены правильно на 80 % .

3. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если задания выполнены правильно не менее 50 %.

4. Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если задания выполнены правильно менее 50%.

Составитель ________________________

(подпись)

«____»__________________20 г.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Подпишитесь на рассылку:

Пишу, творю, живу – часть 1
или биография и творчество великих русских людей
Все части: Культура в России
  • (1880-1921) – или биография крупнейшего русского поэта начала XX в.
  • (1833-1887) – о создателе оперы «Князь Игорь», идущей на сценах всего мира, «Богатырской» симфонии и других замечательных произведений, которыми гордится наша Родина
  • (1812-1870) – о том, кто «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени»
  • (1904-1941) – или борец за грядущее «царство социализма»
  • (1795-1829) – «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской,— зачем пережила тебя любовь моя?»

Английский язык • Немецкий язык • Французский язык • Итальянский язык • Испанский язык • Шотландский язык • Нидерландский язык • Исландский язык • Датский язык • Шведский язык • Литовский язык • Латышский язык

Славянские языки

Русский язык • Белорусский язык • Украинский язык

Праславянский язык • Западнославянские языки • Восточнославянские языки • Древнерусский язык • Западнорусский письменный язык • Русинский язык • Полабский язык • Лужицкий язык • Верхнелужицкий язык • Нижнелужицкий язык • Кашубский язык • Южнославянские языки • Старославянский язык • Церковнославянский язык

Польский язык • Чешский язык • Словацкий язык • Болгарский язык • Македонский язык • Сербский язык • Черногорский язык • Хорватский язык • Боснийский язык • Словенский язык

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Мир

Русский язык

Литература

Культура

Коррупция

Искусство

Источник: https://pandia.ru/text/80/172/1599-4.php

ГосЗащита
Добавить комментарий