К гражданским правам относится

Классификация конституционных прав и свобод

К гражданским правам относится

Классификация конституционных прав и свобод

Человек, его права и свободы занимают центральное место в Конституции РФ. Их признание, соблюдение и защита – цель и задача существования государства.

В любом демократическом обществе права и свободы гражданина, а также его обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, являющийся показателем его зрелости, цивилизованности, средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. Перечень прав и свобод, закрепленный в Конституции РФ, состоит из 48 статей и учитывает в полном объеме требования международного права в отношении прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на личные (гражданские), социально-экономические, политические, культурные.

В Конституции РФ наряду с правами и свободами человека закрепляются права и свободы гражданина.

Основания существования двух этих категорий вытекают из содержания понятий: права и свободы человека существуют независимо от государства, не требуют государственного закрепления, эти права неотчуждаемы, права и свободы гражданина связаны с конкретным государством, находятся под защитой этого государства.

Личные права и свободы

Перечень прав и свобод в Конституции РФ открывается личными (гражданскими) правами: право на жизнь (ст. 20), достоинство личности (ст. 21), свобода и неприкосновенность личности (ст.

22), тайна частной жизни и коммуникаций (ст. ст. 23, 24), неприкосновенность жилища (ст. 25), право на культурную самоидентификацию (ст. 26), свобода передвижения и поселения (ст. 27), свобода совести и вероисповедания (ст.

28), свобода мысли и слова (ст. 29).

Личные права и свободы являются неотчуждаемыми, присущими каждому от рождения, не зависящими от наличия или отсутствия гражданства.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20).

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности: запрет на пытки, насилие, другое жестокое обращение или наказание, проведение над человеком без его согласия медицинских, научных или иных опытов (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).

Из права на жизнь и права на достоинство личности органично вытекает право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст.

22 Конституции РФ): от физического или психического принуждения (физическая и духовная неприкосновенность), на свободу действий и принятия решений, возможность располагать собой и не находиться под контролем, свободу человека по своему усмотрению перемещаться в пространстве (свобода перемещения).

Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность является прежде всего ограничение свободы действий и перемещения в результате прямого физического или психического принуждения (насилия). Неприкосновенность личности (ст.

22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения.

Конституция РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с федеральным законом на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23).

Конституция РФ (ст. 25), гарантируя каждому право на неприкосновенность жилища, предусматривает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией РФ свободу мысли и слова.

Дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является установленный Конституцией РФ запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Только согласие лица является тем единственным условием, при котором возможна работа с информацией о нем (ст. 24).

Соответствует международным стандартам закрепление в Конституции РФ права каждого на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации, а также право граждан свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27). Ограничение этих прав допускается только на основании федерального закона.

В Конституции РФ закреплено право свободно определять свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26). Важной гарантией национального равноправия является предусмотренное Конституцией право каждого на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке (ч. 2 ст. 26). Одновременно устанавливается, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.

Достаточно широко формулируется Конституцией право на свободу совести (ст. 28): каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности.

Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения федерального закона.

Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России.

К числу гражданских прав Конституция РФ относит право каждого на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений.

Одновременно установлено, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений, и определяются юридические границы этого права: каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию.

Ограничения этого права могут устанавливаться федеральным законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается федеральным законом (ст. 29).

Политические права и свободы

Конституция РФ предусматривает ряд важнейших политических прав граждан, призванных обеспечить участие граждан в осуществлении власти.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2).

Право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации в силу особенностей характера данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают.

В Конституции России прямо предусмотрено право граждан на равный доступ к любым должностям в государственных органах (ч. 4 ст. 32).

Право на равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей для всех взрослых дееспособных граждан Российской Федерации занять должность в государственном аппарате в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, отсутствие дискриминации по какому-либо признаку при формировании государственных органов. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей. Отбор кандидатов на государственную службу производится на конкурсной основе. Государственная служба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по реализации полномочий государственных органов.

Право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) предполагает их непосредственное участие в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей, статус которых определен федеральным законодательством.

Важнейшее политическое право на объединение (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ) касается политической и иной деятельности в сфере общественной жизни, являясь основополагающим условием существования демократического общества.

Именно право на объединение лежит в основе свободного образования партий, многопартийности. Это право относится к любому человеку, законно находящемуся на территории Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере реализации данного права, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Часть 5 ст. 13 Конституции РФ устанавливает запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения, независимо от их организационно-правовых форм, равны перед законом.

Право на проведение публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ) политическое право граждан Российской Федерации.

Его основной целью является оказание воздействия на органы государственной власти и органы местного самоуправления при решении ими различных вопросов государственной и общественной жизни: политических, правовых, экономических, экологических, социальных, культурных и других, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Это право признается важной формой участия граждан в управлении делами государства.

Социально-экономические и культурные права и свободы

Социально-экономические и культурные права и свободы закреплены в большом количестве статей Конституции РФ. Перечисленные в этих статьях права, свободы и обязанности можно условно разделить на три группы:

1) права и свободы в сфере экономической деятельности (право частной собственности (ст. 35); право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

2) права и свободы в социальной области (право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст.

37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст.

42); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

3) права и свободы в области культуры и просвещения (право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).

Конституционные обязанности человека и гражданина

Правовой статус личности закреплен в Конституции РФ совокупностью не только прав и свобод, но и обязанностей.

Основные обязанности закреплены в Конституции РФ в форме требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого.

Важнейшей обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц) в качестве безусловного требования государства.

В ст. 58 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 59) предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой – особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства.

В заключение хотелось бы отметить, что каждый гражданин России должен знать Конституцию своей страны не только потому, что она гарантирует его права и свободы, но и потому, что Конституция является основой легитимности власти, опорой гражданского общества. Устойчивость Основного закона является залогом политической стабильности и успешного развития нашего государства.

Источник: https://www.prokamur.ru/edu_cont.php?idle=2209

Права человека

К гражданским правам относится

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта.

Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений  и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие.

Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно.

С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты.

 Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны.

 В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий.

Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году; по состоянию на октябрь 2016 года участниками Пакта являются 164 государства. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

  • право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;
  • право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Гражданские и политические права

Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. По состоянию на конец 2010 года его участниками являлись 167 государств. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.

Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений  и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и выступления в пользу расовой или религиозной ненависти.

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека.

К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека.

Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах-членах ООН.

Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств.

УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека.

УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека являются сквозной темой всех программ и стратегий Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека.

В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Ресурсы:

Источник: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/human-rights/index.html

К гражданским правам человека относится право

К гражданским правам относится

Чехия нарушает права трансгендерных людей, гарантированные Европейской социальной хартией — так говорится в решении, опубликованном 1.10.2018.Разбирательство было инициировано совместными усилиями “Трансгендерной Европы” и ILGA-Europe в 2015 году.Кроме того, в нем участвовали местные активисты, использовавшие механизм коллективной жалобы.

Это первый случай дискриминации трансгендерных людей, рассматривающийся по данному протоколу.“Мы испытываем громадное облегчение по поводу этого решения Комитета.

Комитет по вопросам Социальной Хартии решил, что прописанное в законах Чешской республики требование для трансгендерных людей о прохождении медицинской стерилизации с целью признания гендера серьезно влияет на здоровье, физическую и психологическую целостность и достоинство личности.

Насильственная стерилизация трансгендерных людей в Чешской республике проводится до сих пор.

Комитет особенно подчеркнул важность права свободного согласия при доступе к лечению: “Гарантия свободного согласия критична для права на здоровье и является важной частью автономии и человеческого достоинства.

Она обязательна для защиты права на здоровье” (параграф 82) Комитет вновь подчеркнул, что признание пола само по себе есть право, признанное международным законодательством о правах человека.

Повторяя слова Европейского Суда по правам человека, Комитет заявил, что нельзя заставлять трансгендерных людей выбирать между гендерной идентичностью и телесной целостностью.Всемирная организация здравоохранения в июле 2018 года объявила, что трансгендерные люди отныне не считаются психически больными.

“Мы призываем Чешскую республику немедленно предпринять шаги к созданию быстрой, прозрачной и доступной процедуры юридического признания гендера, основанной на самоопределении.Эта реформа должна сосредоточиться на тех, чьи жизни непосредственно зависят от нее” — прокомментировали данное решение TGEU и ILGA-Europe.

В недавнем заявлении чешской ассоциации сексологов, наоборот, говорится, что кастрация должна оставаться непременным требованием юридического признания гендера.

К политическим правам и свободам человека и гражданина не

Согласно предложению чешского министерства юстиции, для трансгендерных граждан Чехии будет необходимо согласие сексолога для подачи документов на юридическое признание гендера.

“Нас продолжает беспокоить тот факт, что доктора, призывающие к насильной стерилизации трансгендерных людей, считаются экспертами и будут оставаться посредниками, в то время как трансгендерные люди Чешской республики вынуждены довольствоваться торопливым и непрозрачным процессом”.

Статья 11 Европейской социальной хартии, помимо всего прочего, гарантирует право доступа к медицинскому уходу и право на высочайшие из возможных стандартов здравоохранения.Европейская социальная хартия является социальной конституцией Европы — соглашением Совета Европы, гарантирующим основные социальные и экономические права.

Хартия отличается от Европейской Конвенции по правам человека, которая относится к гражданским и политическим правам.Социальная хартия гарантирует широкий спектр обыденных каждодневных прав, относящихся к трудоустройству, жилищным вопросам, здравоохранению, образованию, социальной защите и обеспечению.

Там признается, что требование насильной стерилизации является нарушением права на уважение частной жизни.Почти все европейские государства подписали Социальную хартию Решение по делу “Трансгендерная Европа и ILGA-Europe против Чешской республики” принято на основе решения Европейского Суда по правам человека в деле “A.

В настоящий момент четырнадцать европейских стран продолжают требовать проведения стерилизации для юридического признания гендера.Всемирная организация здравоохранения в июле 2018 года объявила, что трансгендерные люди отныне не должны считаться психически больными.

Гражданские права человека –

1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)2) обеспечивается силой общественного мнения3) фиксирует решение суда по конкретному делу4) отражает представление общества о справедливости1) ложное телефонное сообщение о готовящемся террористическом акте2) невыполнение фирмой условий заключённого договора3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных местах4) дача свидетелем ложных показаний в суде1) полицейским, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса2) избирателями на избирательном участке и кандидатом в депутаты3) молодым человеком, не уступившим место в метро инвалиду, и инвалидом4) владельцем угнанного автомобиля и участковым инспектором полиции1) полицейским, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса2) избирателями на избирательном участке и кандидатом в депутаты3) молодым человеком, не уступившим место в метро инвалиду, и инвалидом4) владельцем угнанного автомобиля и участковым инспектором полиции Зачетная работа «Конспект урока в 9 классе по теме «Экология» по курсу ФГОС «Филология» учителя английского языка Урок- обобщение по английскому языку в 9 классе на тему «Проблемы окружающей среды и пути их решения» I четверть Unit 2 Урок № 8,…, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, , что, согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами, о нижеследующих статьях: 1. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права.Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования.Все участвующие в настоящем Пакте Государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте.

Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется: ) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве; ) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты; Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте Государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.Это положение не может служить основанием для каких-либо отступлений от статей 6, 7, 8 (пункты 1 и 2), 11, 15, 16 и 18.Любое участвующее в настоящем Пакте Государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие Государства, участвующие в настоящем Пакте, через посредство Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению.Также должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда оно прекращает такое отступление.Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте.Никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.Когда лишение жизни составляет преступление геноцида, следует иметь в виду, что ничто в настоящей статье не дает участвующим в настоящем Пакте государствам права каким бы то ни было путем отступать от любых обязательств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора.

Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

Ничто в настоящей статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующим в настоящем Пакте государством.Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающему его достоинство обращению или наказанию.

В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

Работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этническим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам; iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; iv) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.

Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение.

Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.

под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание.Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу.Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство.

(14 , в среднем: 26)

Рассылка выходит раз в сутки и содержит список программ из Право перешедших в категорию бесплатные за последние 24 часа.

Источник: http://rscac.net.ru/pravo/k-grazhdanskim-pravam-cheloveka-otnositsya-pravo

Без права на гражданские свободы

К гражданским правам относится

В России многие считают, что универсальные права человека – это прежде всего инструмент геополитической борьбы, выдуманный на Западе.

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова вскоре после того, как в апреле 2016 года парламент выбрал ее на эту должность, объясняла это так: «Правозащитная тема стала активно использоваться западными и американскими структурами в качестве оружия шантажа, спекуляций, угроз, попыток дестабилизировать и оказать давление на Россию».

Тогда же она изложила основные приоритеты своей деятельности в этой должности: защита прав россиян за границей (прежде всего в прибалтийских государствах и на Украине) и соблюдение социальных прав внутри страны.

Татьяна Москалькова – генерал-майор полиции.

При этом некоторые ее коллеги по полицейской службе находятся под особым наблюдением, так как подозреваются во взяточничестве, присвоении власти и даже в применении пыток.

«Это насмешка над гражданским обществом», — прокомментировала назначение Москальковой на должность уполномоченного по правам человека глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

Российское государство признало права и свободы человека высочайшей ценностью, приняв в 1993 году новую Конституцию, а также подписав Европейскую конвенцию о защите прав человека и подчинившись судебным решениям Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Однако за прошедшие годы права человека в России потеряли в значимости.

Во многом это связано с различными «цветными революциями» в республиках бывшего СССР – от Грузии до Украины, где соблюдение прав человека было одним из требований демонстрантов. С точки зрения Кремля это была псевдоаргументация, направленная на то, чтобы добиться смены режима.

Поэтому в контексте антизападных и изоляционных тенденций ориентация на так называемые особые русские ценности считается государственной целью. Российские критики западного мира объясняют: Запад сделал из индивидуализма священную корову, а в России национальной идеей является единомыслие.

Представление о том, что права отдельных граждан могут противоречить интересам общества, для них неприемлемо.

Правозащитники подсчитали, что за последние пять лет было принято более 30 репрессивных законов или поправок к законам. Власти часто используют статью об экстремизме, чтобы заткнуть рот тем, кто критикует существующий режим.

Репост и лайк якобы экстремистского текста в соцсетях уже может закончиться для блогера или пользователя интернета лишением свободы. Закон о свободе собраний был ужесточен, и его нарушение карается уголовно-правовой ответственностью.

В декабре 2015 года один из активистов был осужден на три года исправительной колонии за участие в многочисленных не согласованных с властями демонстрациях.

Агентурная деятельность

Печальную известность приобрел также закон об иностранных агентах. Причиной его принятия послужили протесты на московских улицах зимой 2011–2012 года — так Кремль расправился со своим страхом перед «цветными революциями», направляемыми извне.

Закон требует, чтобы Министерство юстиции внесло все неправительственные организации (НПО), получающие зарубежное финансирование и занимающиеся политической деятельностью, в список иностранных агентов.

Словосочетание «иностранный агент» напоминает о негативно окрашенном термине советских времен и, по сути, приравнивает активистов к шпионам.

После внесения в закон второй поправки, более точно определяющей понятие «политическая деятельность», практически все, что общественные организации делают для осуществления контроля над властью и дальнейшего развития демократии и демократических институтов в стране, можно считать «политической деятельностью».

Таким образом, все НПО — и социальные, и благотворительные — можно провозгласить иноагентами, поскольку под «политической деятельностью» теперь понимается в том числе деятельность, затрагивающая внешнюю политику, национальную безопасность, социально-экономическое развитие России, развитие политической системы, сферу деятельности государственных учреждений и законодательную регламентацию гражданских прав и прав человека. К «политической деятельности» также относятся воззвания к правительственным учреждениям, организация публичных собраний и дебатов, наблюдение на выборах, публикация данных опросов, распространение суждений о решениях правительства, а также все, что оказывает влияние на государственных чиновников.

Закон об иностранных агентах коснулся прежде всего неправительственных организаций, которые выступают за соблюдение прав человека. Около трети всех организаций, внесенные в список иностранных агентов, на данный момент прекратили свою деятельность.

Остальные НПО страдают от ужесточения отчетности, частых проверок со стороны властей и наказаний в случае, если они самостоятельно не зарегистрировались в качестве иностранного агента или забыли упомянуть о присвоенном им государством «статусе» в публикациях, как того требует закон. После внесения в списки «агентов» правозащитные организации дискредитированы и теряют возможность сотрудничать с государственными органами. Это тяжелый удар для НПО, посвятивших себя распространению демократических ценностей среди полицейских, судебных служащих или учителей и врачей.

«Законодательные рамки, созданные Российской Федерацией для некоммерческих организаций, несовместимы с международными и европейскими стандартами в области прав человека», — констатировал в июле 2017 года тогдашний комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс.

В ноябре 2017 года российский парламент принял решение: иностранным агентом можно признать и зарубежные СМИ — это была симметричная реакция на соответствующие требования американских властей по отношению к российскому телеканалу RT.

Судя по всему, это было лишь начало широкомасштабной законодательной инициативы, которая, по мнению России, должна воспрепятствовать «любому западному влиянию на российские внутренние дела и выборы».

Депутаты уже внесли новые законодательные инициативы, где предлагается считать нарушением также «нежелательную деятельность», проводимую иностранными физическими лицами, и «нежелательное сотрудничество» российских граждан с «нежелательными лицами и организациями».

Принятый парламентом закон о «нежелательных организациях» уже два с лишним года бьет по иностранным спонсорам, прежде всего по американским фондам. Генеральной прокуратуре вместе с министерствами юстиции и иностранных дел даже не требуется решения суда, чтобы внести организацию в список нежелательных, после чего та обязана фактически покинуть страну.

Венецианская комиссия Совета Европы – группа экспертов по конституционному праву – уже постановила, что закон о «нежелательных организациях» в своей нынешней форме нарушает права человека, поскольку ограничивает свободу образования организаций, свободу собраний и свободное выражение мнений.

Однако критика со стороны экспертов практически не была принята к сведению в России.

В последние годы этот политический климат также приводит к нападениям на правозащитников: в декабре 2014 года группа людей в масках подожгла штаб-квартиру правозащитной организации «Комитет по предотвращению пыток» в Грозном (Чеченская Республика). В марте 2016 года неизвестные напали на руководителя организации Игоря Каляпина, облили его краской и избили.

Наиболее сложным регионом является в этом смысле Северный Кавказ: там нередки угрозы правозащитникам, их похищения или аресты по сомнительным обвинениям. В апреле 2016 года местные ура-патриоты атаковали участников школьного исторического конкурса, который проводила в Москве правозащитная и историческая организация «Мемориал».

Представители ЛГБТИ-организаций сообщают о нападениях на них и случаях хулиганства.

Право на давление

Последним посредником между НПО и правительством помимо омбудсмена Татьяны Москальковой остается Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Один раз в год Владимир Путин даже заходит в гости к членам совета, которыми являются известные активисты.

Президент хвалит правозащитников и отдает указания, которые затем лишь частично претворяются в жизнь. Поэтому отношение к совету неоднозначное. Некоторые активисты считают, что он слишком близок к власти и является декоративным элементом в государстве, где руководство страны не относится к правам человека серьезно.

Другие прагматично указывают на то, что лучше использовать возможное влияние совета, чем не делать совсем ничего.

Широкая поддержка классических правозащитных организаций со стороны населения отсутствует. Следуя советской традиции, многие россияне понимают под правами человека прежде всего социальные гарантии, которые родина должна им предоставить: дешевое жилье, отопление, еду и работу.

А право на религиозную и политическую свободу, свобода выражения мнений или свобода собраний кажутся далекими от жизненной действительности и абстрактными — особенно в обществе, где отсутствует доверие к согражданам и вера в возможный успех совместной деятельности.

Соответственно, защите политических прав посвящена лишь малая доля жалоб, поступающих в Конституционный суд в течение года. Большинство же заявлений относится к области уголовного и трудового права, а также социальной защиты.

Поэтому западная критика недостаточного соблюдения прав человека в России, например при подготовке к чемпионату мира по футболу, приводит к потере российским руководством имиджа внутри собственной страны лишь условно.

Сейчас, в отличие от реальности 20-летней давности, уже нельзя рассчитывать на то, что критика извне неизбежно приведет к изменениям в российской политике. С другой стороны, в большинстве случаев представители НПО уже не оценивают критику извне как потенциально контрпродуктивную.

Ситуация с правами человека настолько нестабильна и внушает опасения, что западные протесты едва ли могут ухудшить ситуацию. Оптимисты надеются, что, несмотря на изоляционистскую пропаганду, для части элиты остается важным, как Россию воспринимают за рубежом.

Усиленное внимание могло бы обеспечить давление, которое в определенных случаях привело бы к позитивным действиям.

Однако российское руководство стремится преимущественно к тому, чтобы минимизировать все влияние извне. Особое возмущение, причем нарастающее день за днем, вызывает Европейский суд по правам человека — несмотря на то, что суд пытается не вовлекать в свои решения политику. Многие его постановления мешают российскому руководству.

В ближайшее время ожидаются судебные решения по поводу права на свободное отправление религиозных обрядов (Свидетелей Иеговы, мусульманских и буддистских религиозных объединений, которые запрещены в России) и свободу политической деятельности (в связи с аннексией Крыма и ситуацией на востоке Украины).

По поводу массовых задержаний во многих городах во время протестных акций против коррупции 26 марта 2017 года в Страсбург поступило уже более 220 жалоб.

Еще в декабре 2015 года президент Владимир Путин подписал закон, который дает Конституционному суду право проверять решения Европейского суда на предмет их совместимости с российской Конституцией.

До сих пор этот закон применялся лишь в редких случаях. Однако приоритет международных прав человека в России тем самым был принципиально поставлен под вопрос.

В сомнительных случаях суверенитет государства и власть имущих может и перевесить.

Впервые статья была опубликована в другой редакции в журнале POLIS (выпуск 1/2018) на немецком языке.

Источник: https://ru.boell.org/ru/2018/07/31/bez-prava-na-grazhdanskie-svobody

ГосЗащита
Добавить комментарий