Казенное учреждение плюсы и минусы

Автономное учреждение: плюсы и минусы

Казенное учреждение плюсы и минусы

В Республике Татарстан, в отличие от многих других субъектов федерации, процесс перехода бюджетных образовательных учреждений в автономные активно идет не только в сфере дошкольного воспитания, но и в школах, техникумах, колледжах. О том, как работает механизм саморегуляции на уровне среднего учебного заведения, наш корреспондент беседует с директором Зеленодольского медицинского училища Александром ЛАЗЕБНЫМ.

– Александр Федорович, ваше образовательное учреждение решило отказаться от бюджетного финансирования и пуститься в «автономное плавание». Хотелось бы знать, что послужило основанием для такого
решения.

– В сентябре 2007 года вышло специальное постановление Кабинета министров Республики Татарстан.

– Получается, что вы уже два года в самостоятельном плавании и, следовательно, хорошо знаете, в чем состоят главные отличия автономного учреждения от бюджетного?

– Все будет ясно, если проанализируем такие документы, как Закон об автономных учреждениях, Гражданский и Бюджетный кодексы, и посмотрим, какие права они предоставляют бюджетным и автоном ным учреждениям и какие обязанности для них устанавливают. Для наглядности обратимся к таблице (см. табл.).

– Не подорожало ли обучение студентов в связи с переходом учебного заведения в статус автономного учреждения и снижением контингента?

– Отразилась, безусловно, но в лучшую сторону. Стоимость обучения студентов первого курса снизилась на 8 тыс. рублей и составляет в текущем учебном году 18 тыс. рублей. Второй и последующие курсы обходятся дороже – в 25 тыс.

рублей в год, но и здесь отмечается уменьшение на 1 тыс. рублей в год.

Помимо того, новый статус позволил улучшить условия обучения и открыть второй компьютерный класс, а также откликнуться на запросы рынка труда: ввести обучение по востребованным смежным профессиям: таким как «медицинский массаж», «медицинская косметология».

– Изменились ли структура учебного заведения и структура управления? Получили ли вы как директор какие-то дополнительные полномочия?

– В управленческом плане большое значение имеет возможность самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание, исходя из реальных потребностей и фонда заработной платы. Закон об автономных учреждениях нам ее предоставил.

А что касается структуры, появился наблюдательный совет, с мнением которого приходится считаться.

– И насколько сложно взаимодействовать с наблюдательным советом?

– Когда речь идет о деятельности учебного заведения, особых сложностей не возникает. Но проблемы технического, организационного свойства существуют. Например, сложно собрать всех членов наблюдательного совета на очередное заседание.

– Готов ли педагогический коллектив к работе в рыночных условиях или требуются дополнительная подготовка, в том числе психологическая, обновление кадрового состава?

– Повышение квалификации преподавателей проводится, как правило, один раз в пять лет. В современных условиях этого явно недостаточно.

На мой взгляд, основная масса наших преподавателей к работе в рыночных условиях не готова и нуждается в дополнительной комплексной переподготовке.

А кардинальное обновление кадрового состава в условиях резкого снижения контингента студентов, к сожалению, невозможно. В 2009 году мы уволили четырех штатных преподавателей по сокращению штата из-за недостаточной учебной нагрузки.

– А с чем, по вашему мнению, связаны наибольшие трудности в работе автономного учреждения?

– С формированием контингента. При выпуске 130-140 человек в год минимальный прием студентов на бюджетной основе (госзаказ) составил в 2008 году только 30 человек и немного больше в 2009 году – 55.

В настоящее время введены дополнительные ограничения на финансовую деятельность, так что мы опять вернулись под «крыло» казначейства.

– Выигрывает ли от перемены статуса коллектив учебного заведения? В чем?

– В росте заработной платы всех членов коллектива. В среднем, штатные преподаватели получают сейчас более 10 тыс. рублей в месяц, тогда как до перемены статуса было 7-8 тыс. рублей.

– Имеется ли, на ваш взгляд, необходимость совершенствовать и далее Закон об автономных учреждениях? Или можно ограничиться разработкой нормативов и других подзаконных актов? Каких?

– Закон об автономных учреждениях требует совершенствования. В частности, хотелось бы наблюдательный совет заменить попечительским, в составе которого преобладают бизнесмены и меценаты, а не чиновники.

– Ощущает ли ваше учебное заведение влияние кризиса? В чем это проявляется? Способно ли автономное образовательное учреждение в условиях внебюджетного финансирования в одиночку бороться с воздействием кризиса?

– Конечно, ощущаем. В 2009 году бюджетное финансирование училища из-за кризиса секвестрировано почти на 1 млн. рублей.

Также уменьшается количество рабочих мест для средних медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях республики, что приводит к проблемам с трудоустройством выпускников.

Автономное учреждение обязательно должно финансироваться по двум каналам: бюджетному и внебюджетному. При отсутствии первого выживание в современных условиях проблематично.

– Какие советы, исходя из личного опыта, вы бы дали коллегам – руководителям образовательных учреждений, готовым перейти к модели автономного учреждения?

– Как следует подготовиться к предстоящей деятельности в новых финансово-экономических условиях. Для этого придется провести ряд мероприятий. Начните с подготовки необходимых документов – разработайте бизнес-план, стратегию, устав, стандарты и локальные акты автономного учреждения. Обучите персонал действиям в новых условиях.

Приведите материально-техническую базу к требованиям нормативов и стандартов. Проанализируйте финансово-экономическое положение и определите дефицит средств. Ликвидируйте избыточные мощности и полностью загрузите оставшиеся. Проанализируйте качество кадрового состава. Рассчитайте бюджет. Подготовьте договоры на получение госзаказа. Разработайте инновационную программу.

Определите стоимость услуг, которые будет оказывать учебное заведение.

– А что, по-вашему, должны предпринять органы управления образованием, для того чтобы осуществить безболезненный переход к новым финансово-экономическим отношениям?

– Разработать для этого необходимую нормативно-правовую базу и конкурсные условия и программы. Сформировать госзаказ на подготовку кадров, соответствующий расчетной стоимости услуг, а также бюджетную и налоговую политику по отношению к автономному учреждению.

На мой взгляд, при переходе в автономное учреждение нужно соблюдать определенные условия.

Прежде всего, учитывать, желает ли образовательное учреждение работать в новых финансово-экономических условиях, и предлагать изменить статус тем, кто не обременен дорогостоящими ресурсами.

Переход в автономное учреждение надо начинать с подготовительного периода – выше сказано, какие мероприятия он включает, – и осуществлять поэтапно. Вот тогда у вас все получится.

Источник: https://akvobr.ru/avtonomnoe_uchrezhdenie_plusy_i_minusy.html

Информационный бюллетень «Бюджетные, казенные и автономные образовательные учреждения» февраль 2011 г

Казенное учреждение плюсы и минусы

 Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ вступил в силу с 1 января 2011 года.

Пунктом 13 статьи 33 данного федерального закона с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период.

В этот переходный период учредители и собственники образовательных учреждений должны принять решение о выборе правового статуса подведомственных им образовательных учреждений: будет ли данное учреждение бюджетным, казенным или автономным.

При этом возрастает роль профсоюза при контроле за изменяющейся системой оплаты труда, установления доплат и надбавок, порядком изменения трудовых договоров работников образовательного учреждения, контроль за законностью увоьнений по сокращению штатов.

Чтобы понять отличия, плюсы и минусы новых типов учреждений юридическим исследовательским центром профсоюзного права составлена данная таблица. В ней бюджетное, казенное и автономное образовательные учреждения сравниваются по различным критериям.

НетНетЕсть
Всем имуществом, кроме:а) особо ценного движимого имущества; б) любого недвижимого имуществаВсем имуществом, кроме:а) особо ценного движимого имущества;б) недвижимого имуществаВ пределах имеющихсяденежных средств
Всем имуществом, кроме:а) особо ценного движимого имущества;б) любого недвижимого имуществаВсем имуществом, кроме:а) особо ценного движимого имущества;б) недвижимого имуществаНе вправераспоряжатьсялюбым имуществом
Руководитель (директор, ректор, главный врач и т.д.).Также могут бытьсовещательные органы иорганы самоуправления.Руководитель.Наблюдательный советИные органы (ученый совет, художественный совет и т.д.)Руководитель.Также могут бытьсовещательные органы и органы самоуправления.
Путем изменения типа автономных или казенных учрежденийПутем изменения типа бюджетных учрежденийРешение учредителя по заявке руководителя учреждения
По решению учредителяПо решению учредителяПо решению учредителя
В виде субсидий в соответствиис заданием учредителя,бюджетных инвестиций исубсидий на иные цели.В виде субсидий в соответствие с заданием учредителя, бюджетныеинвестиции.На основе бюджетной сметы
Доходы поступают в самостоятельное распоряжениеДоходы поступают в самостоятельное распоряжениеЗачисляются в бюджет
План финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) заданиеПлан финансово-хозяйственной деятельности, государственное (муниципальное) заданиеСмета. Для отдельных учреждений- государственное (муниципальное) задание
В органах Казначейства(финансовых органахВправе открывать счета в банках и в соответствии с соглашением в Казначействе (финансовом органе)В органах Казначейства(финансовых органах)
Распространяется в полном объемеНе распространяетсяРаспространяется в полном объеме
Бухгалтерский учетБухгалтерский учетБюджетный учет
Последующий (контроль выполнения госзадания)Предварительный (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям)Последующий (контроль выполнения госзадания)Предварительный по всем расходам (проверка Казначейством наличия денежного обязательства), текущий и последующий контроль
Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества
Сведения об учреждении и его деятельности, публикуются в открытом доступе в сети Интернет на общероссийском сайте, который будет создан Федеральным казначейством и запущен с 1 января 2012 г.
Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст.149 Налогового кодекса РФ)
УплачиваютУплачиваютНе уплачивают (платит арендатор -налоговый агент)
Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается)Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается)Не уплачивают(налогооблагаемая база отсутствует)
Уплачивают(расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии)Уплачивают(расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии)Уплачивают(за счет выделенных им на эти цели средств)

Источник: http://ed-union.su/2012-02-11-15-01-33/2-uncategorised/30-informatsionnyj-byulleten-byudzhetnye-kazennye-i-avtonomnye-obrazovatelnye-uchrezhdeniya-fevral-2011-g

Автономные учреждения. Плюсы и минусы в сравнении с бюджетным учреждением

Казенное учреждение плюсы и минусы

На тему правового статуса и реорганизациибюджетных учрежде­ний высказанонемало суждений и опубликовано статей.Соответст­вующие законопроекты впроцессе доработки постоянно претерпевалиизменения. Поэтому представляетсяцелесообразным остановиться на содержаниипоследнего варианта пакета документов,которые, видимо, и будут внесены вГосударственную Думу РФ. Он включает всебя:

  • проект Федерального закона “Об автономных учреждениях”;
  • соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты РФ — Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Феде­ральный закон “О некоммерческих организациях”, Закон РФ “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” и др. Реальным сроком преобразований может стать 2007 г.

Автономное учреждение это неновая организационно-правовая форманекоммерческой организации, а новыйтип государственного (муниципального)учреждения.

Создание автономного учреждения (путемучреждения или преоб­разования)повлечет уточнение правоспособностибюджетных учрежде­ний, к сожалению,в сторону дальнейшего сужения ихфинансово-хозяйственной самостоятельности.

Рассмотрим, в чем схожи и чем различаютсябюджетные (БУ) и ав­тономные (АУ)учреждения.

К общим чертам можно отнести:

— наличие только одного учредителя/собственника(РоссийскаяФедерация, субъект РФ илимуниципальное образование);

  • направленность деятельности на достижение социально-куль­турных целей; оказание услуг (выполнение работ) в области культуры;
  • право на осуществление предпринимательской (дополнитель­ной) деятельности;
  • финансовое обеспечение из соответствующих бюджетов;
  • распоряжение имуществом на праве оперативного управления;
  • закрепление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

— предоставление льготы по расчетуналога на прибыль.Основные различияБУ и АУ представлены в таблице.

ПризнакиБюджетные учрежденияАвтономные учреждения
123
Осуществление предпринима­тельской (до­полнительной) деятельностиМогутосуществлятьпредпринимательскуюдеятельность лишь по­стольку, поскольку этослужитдостижениюцелей, ради которых они созданы, и соответст­вующую этим целямСверх объемов заданий учреди­теля вправе по своему усмотре­нию возмездно оказывать услу­ги (выполнять работы), относя­щиеся к основной деятельности или являющиеся дополнитель­ными по отношению к ней
ФинансированиеФинансируются из соот­ветствующих бюджетовна основе сметы доходов и расходовФинансовое обеспечение основ­ной деятельности по заданиям учредителя осуществляется из соответствующих бюджетов в форме субсидий, субвенций и иных источников
Распоряжение имуществомНе вправе самостоятель­но распоряжаться дохо­дами от своей деятельно­сти и приобретенным на них имуществомВправе самостоятельно распо­ряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом (в т.ч. не­движимым)
ОтветственностьОтвечают по своим обя­зательствам имеющими­ся в распоряжении де­нежными средствами,при их недостаточности субсидиарную ответст­венность несет собствен­ник имуществаОтвечают всем принадлежащим имуществом за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закреп­ленного собственником, илиприобретенного за счет средств, выделенных собственником. Собственник не несет ответст­венности по обязательствам АУ
Органы управ­ленияЕдиноличный руководя­щий орган (как правило,директор), назначаемый и отстраняемый собст­венникомНаблюдательный совет (назна­чаемый и отстраняемый учреди­телем), руководитель (назна­чаемый и отстраняемый уч­редителем) и иные органы (на­пример, художественный совет и др.), предусмотренные зако­нодательством и уставом АУ
Участие в дея­тельности дру­гих юридиче­ских лицСредства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности, не могут направляться на созда­ние других организацийВправе вносить денежные сред­ства и иное имущество в устав­ный (складочный) капитал (фонд) других юридических лицили иным образом передавать их другим юридическим лицам вкачестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества
КонтрольАдминистративный кон­троль затратКонтроль результатов потреби­телями услуг

В целом опасенияпо поводу “снятия” автономногоучреждения с бюджетного финансированиябезосновательны. И бюджетные, и авто­номныеучреждения будут получать финансовыесредства из соответст­вующих бюджетов,только первые — по смете, а вторые —под уста­новленное плановое заданиена предоставление государственных(му­ниципальных) услуг культуры.

Несомненным достоинством АУ посравнению с БУ является большаясвобода в распоряжении имуществом, вт. ч. доходамиот соб­ственной деятельности(вплоть до права выступать в качествеучре­дителя юридических лиц).

К рискам, преждевсего, следует отнести отсутствиесубсидиарной ответственностисобственника по обязательствам АУ, чтоможет при­вестик банкротству. Однако, справедливостиради, необходимо отме­тить,что уже в рамках действующегозаконодательства, без всякихпре­образований,БУ может быть ликвидировано собственником.

Крайне негативно,как ущемление своих прав, воспринялдиректор­скийкорпус необходимость созданиянаблюдательного совета.

Разра­ботчикизаконопроекта придерживаются инойточки зрения, полагая,чтоналичие коллегиального органа управленияпозволит более полно обеспечитьсоблюдение соответствия деятельностиАУ целям, указан­ным в его уставе.

Обратим внимание, что в соответствии сизменения­ми,вносимыми в Основы, учреждения культурыполучают право деле­гироватьполномочия наблюдательного советаучредителю.

Как известно, деятеликультуры активно пытались повлиять насо­держание разрабатываемыхзаконопроектов.

Представители Союзате­атральныхдеятелей, ассоциации директоровконцертных организаций, Союза музеевРоссии, Российской библиотечнойассоциации встреча­лисьпо этому поводу с Президентом РФ иминистром экономического развития иторговли РФ, вносили свои замечания ипредложения, кото­рые частичнобыли учтены.

Чего же удалосьдостичь в результате переговоров идальнейшей работы по согласованиютекстов законопроектов?

Во-первых, более четко были прописаныобязанности учредителей пообеспечению финансирования основнойдеятельности АУ, направлен­нойна выполнение его заданий.

В законопроектоб АУ внесено допол­нение, чтофинансирование из соответствующихбюджетов осуществля­ется в формесубсидий, субвенций и иных источников.Таким образом, власть принимает насебя ответственность за финансированиеАУ, ока­зывающихуслуги культуры.

К сожалению, самаформулировка расплыв­чата.Слова “гарантированное бюджетноефинансирование” фактически содержатсяне в законопроекте, а лишь в пояснительнойзаписке к нему.

Во-вторых, попечительский совет сменилназвание на наблюда­тельныйи стал одним из органов управления АУ,а не высшим органом, как былопредусмотрено ранее, уточнены егополномочия.

Однако некоторыепринципиальные моменты, за которыератовали деятели культуры, так и ненашли отражения в итоговых документах,а именно:

  • сохранена запись об отсутствии субсидиарной ответственности собственника по обязательствам АУ;
  • бюджетные учреждения все-таки лишены права самостоятельно распоряжаться доходами от своей деятельности и приобретенным на них имуществом;
  • принцип добровольности преобразования БУ в АУ носит поло­винчатый характер: так, БУ могут изъявить желание преобразоваться в АУ, но если такое решение на их счет примет собственник, то по про­шествии двух лет противостоять ему они не в силах.

В русле реализации стратегии”встраивания” в реформы одной изосновных задач отрасли становитсяопределение способа предостав­леныи порядка расчета объемов финансовыхсредств, необходимых для оказания услугкультуры.

Источник: https://studfile.net/preview/2957741/page:37/

Государственные и муниципальные учреждения: перезагрузка системы. Чтобы оценить плюсы и минусы проводимой реформы и разобраться, чего ждать от ее реализации сегодняшним государственным и муниципальным учреждениям, проанализируем положения Закона № 83-ФЗ

Казенное учреждение плюсы и минусы

Еще на стадии проекта Закон № 83-ФЗ вызвал бурную реакцию – как одобри­тельную, так и кардинально негативную. Одни выражали неприятие закона, полагая, что он сделает платными многие социальные услуги, поскольку госу­дарство откажется от прямого финансирования учреждений и перейдет на субсидирование государственных заданий.

Другие считали, что принятие За­кона будет способствовать повышению эффективности расходов бюджетов на предоставление государственных и муниципальных услуг за счет созда­ния условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создаст правовые механизмы для оптимизации бюджетной сети.

Чтобы оценить плюсы и минусы проводимой реформы и разобраться, чего ждать от ее реализации сегодняшним государственным и муниципальным учреждениям, проанализируем положения Закона № 83-ФЗ.

В попытке упорядочить всю нормативную базу, касающуюся дея­тельности учреждений, изменения были внесены как в кодексы — Гражданский, Бюджетный, Налоговый, Кодекс об административных правонарушениях (далее — ГК РФ, БК РФ, НК РФ, КоАП РФ соответственно), так и в федеральные законы, регулирующие образо­вательную, музейную, закупочную и другие сферы деятельности. Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2011 г. При этом до 1 июля 2012 г. устанавливается переходный период.

Итак, в ближайшем будущем каждое государственное или муници­пальное учреждение должно стать казенным, бюджетным или авто­номным учреждением. Рассмотрим подробнее существенные харак­теристики, сходства и отличия по каждому из видов учреждений.

Казенные учреждения

В пояснительной записке к проекту Закона № 83-ФЗ было зафик­сировано предложение о создании нового типа государственных (му­ниципальных) учреждений — казенного учреждения, статус которого, по сути, будет совпадать с закрепленным в действующем законода­тельстве статусом бюджетного учреждения. Дополнительным ограни­чением будет являться зачисление с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

Таким образом, казенное учреждение — это нынешнее бюджетное, только с небольшим ограничением в правах, которое оно будет иметь.

Сразу следует отметить, что положения бюджетного законодательства в части определения финансового обеспечения, расходования средств, ограничения по принятию решений в процессе осуществления своих функций распространяют­ся на органы государственной власти (государ­ственные органы), органы местного самоуправ­ления (муниципальные органы) и органы управ­ления государственными внебюджетными фон­дами. Таким образом, законодатель, не затрагивая статус государственных и муниципальных власт­ных структур, определил их правовое положение.

Так называемое “создание” казенных учреждений в соответствии с новыми нормами на федеральном уровне коснулось учреждений по списку. В него вошли учреждения в сферах деятельности Минобороны России, ФСИН России, МВД России, ГУСП, ФМС России,

Согласно новой редакции ст.

6 БК РФ казенное учреждение – это го­сударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муни­ципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государ­ственных (муниципальных) функ­ций в целях обеспечения реализа­ции предусмотренных законода­тельством Российской Федерации полномочий органов государствен­ной власти (государственных орга­нов) или органов местного самоу­правления, финансовое обес­печение деятельности которого осуществляется за счет средств со­ответствующего бюджета на осно­вании бюджетной сметы.

ФТС России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, МЧС России. В этом же перечне ока­зались психиатрические больницы, лепрозо­рии и противочумные учреждения.

Региональным и муниципальным властям предоставлено полно­мочие самостоятельно определить аналогичный перечень учрежде­ний, которые останутся в тесной взаимосвязи с государством и муни­ципальным образованием.

В связи с предстоящими изменениями не может не радовать тот факт, что действия по документальному переоформлению законода­тель постарался свести к минимуму.

При изменении типа учреждения с бюджетного на казенное не потребуется переназначения руководи­теля и иных работников, дополнительного закрепления имущества, находящегося в оперативном управлении, переоформления лицен­зий, свидетельств о государственной аккредитации, иных разреши­тельных документов.

Далее:

  • Приносящая доход деятельность
  • Подведомственность
  • Субсидиарная ответственность
  • Финансовое обеспечение

Бюджетные учреждения

При сравнении нового понятия бюджетного учреждения, приве­денного в ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, и определения, действующего до вступления изменений в силу, которое содержится в ст.

6 БК РФ, на­прашивается вывод, что перенос определения бюджетного учрежде­ния из одного нормативного правового акта в другой не случаен.

Дей­ствительно, бюджетное учреждение перестает быть получателем бюд­жетных средств и фактически участником бюджетного процесса, его доходы перестают быть доходами бюджета.

Финансовое обеспечение теперь осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также посредством получения доходов от оказания платных услуг и исполь­зования имущества. Поскольку для бюджетного учреждения не пред­усмотрено сметное финансирование, оно самостоятельно определяет направления расходования имеющихся средств.

Особенно сильным стимулом повысить результативность деятель­ности учреждения будет возможный в дальнейшем конкурсный ха­рактер распределения государственного (муниципального) задания.

Тем самым на рынке государственных (муниципальных) услуг уста­навливается конкуренция между бюджетными и автономными учреждениями, а также иными хозяйствующими субъектами.

Идея неплохая, с учетом низкого (по разным причинам) качества деятель­ности современных бюджетных учреждений (например, здравоохра­нения).

Лишение бюджетного учреждения статуса участника бюджетного процесса порождает ряд изменений в его правах и обязанностях. Про­анализируем их подробнее.

Далее:

  • Распоряжение имуществом
  • Размещение заказов
  • Особенности и нюансы работы

Подробнее о реформе бюджетных учреждений читайте в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 8/2010.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/27765

Преимущества и недостатки создания автономных учреждений

Казенное учреждение плюсы и минусы

“Автономные учреждения: экономика – налогообложение – бухгалтерский учет”, 2012, N 1

С начала 2007 г.

в Российской Федерации стали появляться организации новой организационно-правовой формы – автономные учреждения, которые представляют собой некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”).

Особенности этой организационно-правовой формы состоят в следующем.

  1. Учредитель обязан сформировать задание автономному учреждению на оказание услуг и финансировать выполнение этого задания в виде выделения учреждению субсидии. Кроме того, учредитель не может допустить ситуации, при которой у автономного учреждения не будет средств, чтобы содержать закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество.
  2. Автономное учреждение имеет право расходовать средства субсидии, полученные на выполнение задания, по своему усмотрению с целью наиболее рационального их использования для выполнения задания.

При расходовании средств учреждение может не применять процедуры, предусмотренные федеральным законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

  1. Государственное или муниципальное задание на оказание услуг обязательно формируется учредителем. При этом бюджетные средства, получаемые автономным учреждением от учредителя, выполняют функцию финансового обеспечения выполнения этого задания.
  2. Счета автономного учреждения находятся в самостоятельно выбранных кредитных учреждениях.
  3. Система оплаты труда устанавливается автономному учреждению самостоятельно и зависит от его финансовых возможностей.
  4. Штатное расписание формируется автономным учреждением самостоятельно.
  5. У автономного учреждения отсутствует субсидиарная ответственность (то есть ответственность за действия, бездействие или обязательства учреждения по отношению к третьим лицам) учредителя за автономное учреждение.
  6. Автономное учреждение может брать займы и кредиты (в связи с отсутствием субсидиарной ответственности учредителя).
  7. Назначение и освобождение от должности руководителя автономного учреждения осуществляются учредителем.
  8. Имущество автономного учреждения является собственностью учредителя, учреждение может самостоятельно распоряжаться имуществом, не являющимся недвижимым или не относящимся к особо ценному движимому имуществу. Отнесение имущества к особо ценному движимому имуществу осуществляется учредителем.
  9. Возможные санкции со стороны учредителя в случае неудовлетворительной работы автономного учреждения могут носить административный характер по отношению к руководству учреждения (финансовые санкции по отношению к учреждению, хотя в целом и отвечают здравому смыслу, однако возможность их применения не отражена в федеральном законодательстве об автономном учреждении).
  10. Номенклатура и тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц устанавливаются учреждением самостоятельно. Исключением являются случаи, при которых платные услуги оказываются в соответствии с заданием учредителя и софинансируются учредителем за счет бюджетных средств (в этом случае учредитель в своем задании определяет предельные цены на эти услуги или порядок их определения).
  11. Автономные учреждения самостоятельно распоряжаются средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от аренды имущества.
  12. За деятельностью автономного учреждения осуществляется общественный контроль. Формами общественного контроля являются работа наблюдательного совета и регулярная публикация в СМИ отчетов о работе учреждения.
  13. В автономных учреждениях обязательно проводится ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

На основании вышеприведенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, автономное учреждение, так же как и бюджетное учреждение, сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Учредитель не может не давать автономному учреждению задание на оказание государственных или муниципальных услуг и субсидию на выполнение этого задания, то есть он не может оставлять автономное учреждение без финансирования.

Во-вторых, так же как и в бюджетном учреждении, имущество автономного учреждения находится в собственности учредителя, то есть либо в федеральной или муниципальной собственности, либо в собственности субъекта Федерации.

В-третьих, так же как и в бюджетном учреждении, учредитель фактически сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя автономного учреждения.

В то же время руководитель автономного учреждения пользуется довольно большой свободой и самостоятельностью в принятии управленческих решений: в расходовании средств, в управлении персоналом, в распоряжении доходами и расходами от предпринимательской деятельности.

Преимущества и недостатки автономного учреждения по сравнению с бюджетным учреждением

Большая часть бюджетных учреждений по предложению Правительства РФ по статусу приравнивается к автономным учреждениям, меньшая часть обретает статус казенных учреждений.

Например, в сфере здравоохранения казенными остаются только психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Остальные учреждения, сохранив наименование бюджетных, по статусу будут приравниваться к автономным.

Они более не будут финансироваться по смете, а будут получать бюджетные субсидии на соответствующее государственное задание, плюс субсидии будут учитывать расходы на содержание зданий и особо ценное движимое имущество.

Казенные учреждения останутся на сметах, и они, в отличие от автономных учреждений, не должны отвечать по своим обязательствам имуществом. Фактически это означает легализацию платных услуг, например, для основной массы лечебно-профилактических учреждений.

Предполагается, что автономные учреждения должны действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. Однако в отличие от государственных и муниципальных учреждений они обладают большей свободой в отношении переданного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закрепленных в уставе автономного учреждения.

Таблица

Преимущества и недостатки автономного учреждения

Преимущества Недостатки
Самостоятельное распределение автономным учреждением всех доходовПереход от бюджетного финансированияк получению бюджетных субсидий
Отсутствие контроля за расходованиемсредств со стороны Федерального казначейства (счета автономного учреждения в кредитных организациях)Ограниченность полномочий руководителя (в том числе необходимость решений налогового органа по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью)
Отсутствие необходимости использовать нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”Взаимодействие автономного учреждения с кредиторами и поставщиками из-за ограниченной имущественной ответственности и отсутствия субсидиарной ответственности учредителя
Возможность осуществлять заимствованияБольшие требования к отчетности и публичности
Разделение ответственности руководителя с налоговым органомНеобходимость ежегодного получения аудиторского заключения
Возможность “вернуться” в форму бюджетного учреждения без переоформления разрешительных документовНеобходимость самостоятельно взаимодействовать с кредитными организациями, общественностью

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества.

Решение об изменении типа существующего государственного (муниципального) учреждения на автономное учреждение принимается при условии, что такое решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан.

Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, так как оно не будет являться бюджетным учреждением.

Оно будет получать в обязательном порядке задание учредителя или исполнять обязательства перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, а также осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ).

Финансовое обеспечение вышеуказанной деятельности осуществляется из соответствующего бюджета в форме субсидий и субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом. Оно может также выполнять услуги на возмездной основе на договорном принципе, в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом должны быть прописаны в уставе автономного учреждения.

Органами управления автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом учреждения. В автономном учреждении создается наблюдательный совет.

По многим вопросам решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер как для учредителя, так и для исполнительного органа. В то же время наличие коллегиального органа позволяет более полно обеспечивать соблюдение соответствия деятельности автономного учреждения целям, указанным в его уставе.

Это обеспечивается и способом формирования этого органа, и кругом вопросов, входящих в его компетенцию.

В соответствии с Федеральным законом от 03.11.1996 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон об автономных учреждениях) создание автономного учреждения предполагает передачу ему имущества на праве оперативного управления.

Это означает, что автономное учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством, в соответствии с определенными уставом целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право автономного учреждения на распоряжение имуществом требует отдельного рассмотрения.

Автономное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем при создании, а также приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Согласно п. 3 ст.

3 Закона об автономных учреждениях под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Таким образом, схожесть между бюджетным учреждением и автономным учреждением состоит в том, что управление имуществом автономного учреждения остается в ведении органа исполнительной власти, на который возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Однако имуществом, не относящимся к категории недвижимого и особо ценного движимого, автономное учреждение приобретает возможность распоряжения без согласования с собственником.

Т.С.Орлова

К. э. н.

Источник: https://wiseeconomist.ru/poleznoe/5457-preimushhestva-nedostatki-sozdaniya-avtonomnyx-uchrezhdenij

Сравнительная характеристика автономных, бюджетных, казённых учреждений по некоторым признакам (по организации бюджетного и налогового учёта)

Казенное учреждение плюсы и минусы

В сфере социального обслуживания

Возможность предоставления учреждениями социального обслуживания платных услуг определена нормами статьи 15 и статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в силу которых социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Учреждения социального обслуживания имеют право осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Оказание платных услуг возможно лишь сверх утвержденного государственного задания.

При формировании перечня дополнительных платных услуг и размера платы на дополнительные платные услуги в сфере социального обслуживания необходимо руководствоваться следующими положениями.

Дополнительная платная социальная услуга — социальная услуга, оказываемая сверх установленных перечнем гарантированных государством социальных услуг и предоставляемая гражданам — потребителям социальной службы на условиях полной оплаты в соответствии с установленным тарифом.

Рекомендуется устанавливать приказом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, порядок определения платы за указанные услуги, который может содержать положение о том, что требования к оказанию платных услуг определяются по соглашению сторон на основании заключаемого договора на их оказание.

Учреждение самостоятельно определяет возможность и объем оказания дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности, исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, спроса на соответствующие услуги (работы) и иных факторов, формирует перечень оказываемых им дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности. Порядок определения платы за дополнительные платные услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не допускается оказание дополнительных платных услуг, не отнесенных к основным видам деятельности учреждения, определенным учредительными документами и не служащих достижению целей, ради которых оно создано (услуги по ксерокопированию, оказание транспортных услуг, за исключением услуг «Социального такси», сдача имущества в аренду и другие).

В случаях, если федеральным законом предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.

Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано своевременно и в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам необходимую и достоверную информацию о перечне платных услуг и их стоимости.

Для учреждений, оказывающих услуги одного вида, может быть установлен повышающий или понижающий коэффициент, учитывающий объективные различия (место нахождения, укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; наличие и состояние специального и табельного технического оснащения учреждений (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.

)), в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же платной услуги. При использовании корректирующих коэффициентов цена единицы платной услуги для конкретного учреждения определяется путем умножения среднего значения на корректирующий коэффициент.

При этом цена, умноженная на соответствующий корректирующий коэффициент, не должна превышать предельную цену, установленную для данной платной услуги.

При определении платы должен быть использован метод экономически обоснованных расходов. Размер платы за услуги должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на дополнительные социальные услуги за истекший период текущего. Размер платы за дополнительные платные услуги (работы) определяется на основании:

— установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения;

— размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также на содержание имущества учреждения с учетом:

анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов), входящих в состав затрат учреждения на оказание платных услуг (производство работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

анализа существующих и прогнозируемых объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;

анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).

(Письмо Минфина России от 16.05.

2011 N 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г.

N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»)

Источник: https://www.ipbr.org/about/ccc/committees/accounting-state/proceedings/13-06-30-1/

ГосЗащита
Добавить комментарий