Конституция рф законодательная инициатива

Глава 5. Федеральное Собрание | Конституция Российской Федерации

Конституция рф законодательная инициатива

Статья 94

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Статья 97

1.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

1.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

1.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном ании за него проало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

1.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-7.htm

Право законодательной инициативы совета федерации

Конституция рф законодательная инициатива

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционное право палаты. Являясь одним из субъектов П. з. и., перечисленных в ч. 1 ст.

104 Конституции РФ, СФ осуществляет свое право в форме внесения в ГД проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в законы РСФСР, законы РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, о признании утратившими силу актов законодательства РСФСР, РФ либо законопроектов о признании не действующими на территории РФ актов законодательства СССР; поправок к законопроектам.

СФ может вносить законопроекты и поправки к законопроектам в ГД совместно с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ).

Проект такой законодательной инициативы может быть внесен на рассмотрение СФ при наличии постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (постановлений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ) о внесении его в ГД совместно с СФ.

Законопроект, поправка к законопроекту, разработанные в порядке реализации П. з. и., могут вноситься на рассмотрение палаты комитетом (комитетами) СФ, членом (членами) СФ.

Согласно Регламенту СФ процедура подготовки законодательной инициативы предусматривает направление законопроекта (поправки к законопроекту) его инициатором в профильный комитет (комитеты) СФ для подготовки заключения (заключений), а также в Правовое управление Аппарата СФ для проведения правовой (в т. ч. антикоррупционной) и лингвистической экспертиз.

Одновременно с текстом законопроекта на рассмотрение СФ представляются следующие документы: пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; перечень законов РСФСР и законов РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и РФ, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона; финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных финансовых, материальных и иных затрат); заключение Правительства РФ (в случае внесения законопроекта о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета); официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ (в случае внесения законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ); иные указанные в Регламенте СФ документы. Одновременно с текстом поправки к законопроекту на рассмотрение СФ представляются: обоснование необходимости принятия поправки, источник финансирования (в случае внесения поправки к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).

Порядок рассмотрения законодательной инициативы на заседании СФ регулируется Регламентом СФ. Постановление СФ о внесении законодательной инициативы в ГД и назначении представителя (представителей) СФ при ее рассмотрении ГД принимается большинством от общего числа членов СФ и оформляется постановлением СФ.

Законодательная инициатива, рассмотренная СФ, соответствующее постановление СФ и документы, предусмотренные регламентами палат ФС РФ, направляются в ГД.

Постановление СФ о внесении законопроекта в ГД совместно с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ) направляется в ГД вместе с постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (постановлениями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ). Сопроводительное письмо подписывают Председатель СФ и председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (председатели законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ).

По итогам рассмотрения законопроекта на заседании СФ палата может принять решение о вынесении его на общественное обсуждение.

Решение принимается большинством от общего числа членов СФ и оформляется постановлением СФ, где указываются срок, в течение которого будет проходить общественное обсуждение законопроекта, и комитет (комитеты) СФ, ответственный (ответственные) за подготовку и проведение общественного обсуждения законопроекта. Законопроект и постановление СФ о его вынесении на общественное обсуждение размещаются на официальном сайте СФ в сети Интернет. Общественное обсуждение законопроекта проходит до его внесения в ГД. После завершения общественного обсуждения законопроекта комитет (комитеты) СФ, ответственный (ответственные) за его подготовку и проведение, обобщает (обобщают) поступившие предложения и замечания и готовит (готовят) законопроект для повторного рассмотрения на заседании палаты.

СФ вправе принять решение об общественном обсуждении законопроекта, подготовленного для внесения в ГД совместно с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ) в порядке, предусмотренном Регламентом СФ. При этом решение о его вынесении на общественное обсуждение направляется для согласования в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ), совместно с которым (которыми) законодательная инициатива вносится в ГД. Доработанный по итогам общественного обсуждения законопроект направляется для согласования в указанный (указанные) органы государственной власти субъекта РФ (субъектов РФ), совместно с которым (которыми) он вносится в ГД.

Источник: http://council.gov.ru/services/reference/9442/

1. Законодательная инициатива

Конституция рф законодательная инициатива

КонституцияРФ предоставила право законодательнойинициативы Президенту РФ, СоветуФедерации, членам совета Федерации,депутатам Государственной Думы,Правительству РФ, законодательным(представительным) органам субъектовРФ, а также Конституционному Суду РФ,Верховному Суду РФ и Высшему АрбитражномуСуду по вопросам их ведения.43Все законопроекты вносятся на рассмотрениев Государственную Думу.

ДействующаяКонституция РФ наделила ПравительствоРФ серьезными полномочиями по воздействиюна законодательный процесс, определив,что законопроекты о введении или отмененалогов, освобождении от их уплаты, овыпуске государственных займов, обизменении финансовых обязательствгосударства, другие законопроекты,предусматривающие расходы, покрываемыеза счет федерального бюджета, могутбыть внесены в Государственную Думутолько при наличии заключения ПравительстваРФ.

2.Предварительное рассмотрение законопроектаГосударственной Думой. При рассмотренииДумой законопроекта в первом чтенииобсуждается его концепция, дается оценкасоответствия основных положенийзаконопроекта Конституции, егоактуальности и практической значимости.

Обсуждение начинается с докладаинициатора законопроекта или егопредставителя и содоклада представителяответственного комитета.

По результатамобсуждения Государственная Дума можетпринять законопроект в первом чтениии продолжить работу над ним с учетомпредложений и замечаний в виде поправок,или отклонить законопроект, или принятьзакон.

3.В начале второго чтения законопроектав Государственной Думе с докладомвыступает представитель ответственногокомитета.

При согласии Думы с мнениемответственного комитета об отклонениипоправок председательствующий ставитна ание поправки, против отклонениякоторых у авторов поправок быливозражения.

По окончании анияпо поправкам председательствующийставит на ание предложение опринятии законопроекта во втором чтении.Если по итогам ания такоепредложение не набрало необходимогочисла , законопроект возвращаетсяна доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во второмчтении доработанного законопроектапредседательствующий ставит наание предложение о принятиизаконопроекта во втором чтении. Еслипо итогам ания такое предложениене набрало необходимого числа ,законопроект считается отклоненным иснимается с дальнейшего рассмотрения.

4.Принятие законопроекта ГосударственнойДумой.

СоветГосударственной Думы назначает третьечтение законопроекта для анияв целях его принятия в качестве закона.

Прирассмотрении законопроекта в третьемчтении не допускаются внесение в негопоправок и возвращение к обсуждениюзаконопроекта в целом либо к обсуждениюего отдельных разделов, глав, статей.

Если законопроект не принят Думой втретьем чтении, он дальнейшему рассмотрениюне подлежит.

В исключительных случаяхпо требованию депутатских объединений,представляющих большинство депутатов,председательствующий обязан поставитьна ание вопрос о возвращениизаконопроекта к процедуре второгочтения.

ОдобренныеГосударственной Думой законопроектыв течение пяти дней передаются ею нарассмотрение Совета Федерации.

Федеральныйзакон принимается Думой большинством общего числа депутатов палаты.Закон РФ о поправках к Конституции,федеральный конституционный законсчитаются одобренными, если за иходобрение проало не менее чем2/3 общего числа депутатов44.

Федеральныеконституционные законы, в соответствиис Конституцией РФ, принимаются последующим вопросам: об условиях и порядкевведения на территории РФ или в ееотдельных местностях чрезвычайногоположения (ст.56, 88); о принятии и образованиив составе РФ нового субъекта (ст.

65); обизменении статуса субъекта Федерации(ст.66); о порядке изменения Конституциив связи с изменением состава РФ (ст.137); о государственных флаге, гербе игимне Российской Федерации, их описаниии порядке официально о использования(ст. 70); о референдуме (ст.84); о режимевоенного положения (ст.

87); об Уполномоченномпо правам человека (ст.103); о порядкедеятельности Правительства РФ (ст.114);о судебной системе РФ (ст.118); о полномочиях,порядке образования и деятельностиКонституционного Суда, Верховного Судаи Высшего Арбитражного Суда и иныхфедеральных судов (ст.

128); о КонституционномСобрании (ст.135).

СогласноКонституции РФ45федеральный конституционный законсчитается принятым, если он одобренбольшинством не менее 3/4 отобщего числа членов Совета Федерациии не менее 2/3 от общего числа депутатовГосударственной Думы. Следовательно,для принятия федерального конституционногозакона требуется не менее 134 вСовете Федерации и не менее 300 в Государственной Думе.

Источник: https://studfile.net/preview/8136690/page:5/

Об участии в управлении делами государства и реализации законодательных инициатив

Конституция рф законодательная инициатива

Как участвовать в управлении делами государства и реализовывать законодательные инициативы?

Перечень субъектов права законодательной инициативы, к которому отнесены Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения, определен частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации.

Отмечаем, что наделение вышеуказанных субъектов правом законодательной инициативы не носит произвольный характер и направлено на достижение определенных целей, стоящих в ходе организации законодательного процесса.

Так, предполагается, что, используя указанное право, данные субъекты выражают интересы всего многонационального народа Российской Федерации или,
по меньшей мере, его значительной части.

Кроме того, осуществление законотворческой деятельности указанными субъектами на профессиональной основе обеспечивает приемлемый уровень подготовки вносимой законотворческой инициативы с точки зрения права, юридической техники и соответствующего документального оформления, а также позволяет эффективно координировать законотворческую работу с целью ее оптимизации. В связи с этим наделение граждан Российской Федерации (в большинстве не обладающих вышеуказанными возможностями) правом законодательной инициативы напрямую не представляется целесообразным.

При этом отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы
в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации создан альтернативный механизм выдвижения гражданами общественных инициатив, которым гражданин вправе воспользоваться для выдвижения предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Так, согласно положениям Указа Президента Российской Федерации
от 4 марта 2013 г.

№ 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Указ) общественные инициативы могут быть направлены гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – интернет-ресурс).

Указом утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Правила), регламентирующие требования к заявителям и их общественным инициативам, порядок и сроки исполнения процедур, связанных с рассмотрением таких инициатив, а также правовые последствия их рассмотрения.

Отмечаем, что в соответствии с пунктами 2, 3 Правил направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и ать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных
и муниципальных услуг в электронной форме». При этом размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, срок проведения которой не должен превышать два месяца.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктами 7, 13 Правил общественная инициатива не должна противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», а также должна содержать описание проблемы и обоснованные варианты ее решения. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

В соответствии с пунктом 3 Указа и пунктом 4 Правил функции
по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для ания) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная организация – Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии».

Ознакомиться с уже опубликованными общественными инициативами,
а также направить свою общественную инициативу для опубликования можно на официальной странице интернет-ресурса www.roi.ru

Кроме того, выражение гражданской инициативы возможно в рамках проведения независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, конституционное право на участие в управлении делами государства, в частности на участие в законотворческой деятельности, может быть реализовано гражданином посредством использования одного из вышеуказанных механизмов.

Источник: https://minjust.ru/ru/obrashcheniya-grazhdan/ob-uchastii-v-upravlenii-delami-gosudarstva-i-realizacii-zakonodatelnyh

Законодательная инициатива – Закон и правопорядок

Конституция рф законодательная инициатива
sh: 1: –format=html: not found

Согласно российской Конституции, право законодательной инициативы принадлежит только

  • законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации . Важно отметить, что перечисленные властные институты могут вносить законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

    Кроме того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым главным судам страны – Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду. Но тут данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции.

    Интересно, что в сравнении с Конституцией России 1978 г. перечень субъектов законодательной инициативы сократился. Сегодня из него исключены постоянные комитеты и комиссии обеих палат парламента, Генеральный прокурор, а также общероссийские общественные организации.

    Тем не менее, и ныне наш перечень шире, чем в большинстве зарубежных конституций. За рубежом, как правило, правом законодательной инициативы наделены лишь депутаты парламента и правительство.

    Российская же Конституция предоставила реальную возможность участия в законодательной деятельности, как главе государства, так и трем ветвям государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.

    Раздумывая о совершенствовании того или иного закона, субъект законодательной инициативы не может ограничиться лишь предложением о принятии соответствующего закона. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта.

    Внесению законопроекта в парламент предшествует весьма кропотливая работа: нужно подготовить текст, отточив формулировки и вписав его в общий контекст действующих законов. По этой причине тут не обойтись без помощи различных специалистов и всевозможных профильных учреждений. Так, например, разработка законопроектов, вносимых Правительством, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочими группами.

    Президент России обладает преимуществом перед прочими субъектами законодательной инициативы – его законодательные предложения могут быть заявлены в качестве первоочередных. И хотя действующая Конституция, в отличие от прежней, не содержит соответствующей нормы, парламент, следуя сложившейся практике, обычно рассматривает их вне очереди.

    Президент, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы лично принимают решение о выступлении с законодательной инициативой. Все прочие структуры, обладающие таким правом, принимают данное решение коллегиально.

    Важно отметить, что законопроекты в порядке законодательной инициативы вносятся только в Государственную Думу.

    Это обусловлено тем, что, разграничивая компетенцию обеих палат, Конституция отнесла процесс принятия законов к ведению нижней палаты, предоставив верхней палате – Совету Федерации право одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

    Конституция и законодательство Российской Федерации не устанавливает, по каким конкретно вопросам законодательная инициатива осуществляется по преимуществу Президентом, а по каким – Правительством и парламентариями.

    Исключение составляет лишь проект закона о федеральном бюджете, представление которого является прерогативой Правительства.

    Теоретически возможна совместная законодательная инициатива Президента и Правительства, но на сегодняшний день на практике такое не применялось.

    Порядок внесения законопроектов определен Регламентом Государственной Думы в мельчайших деталях.

    К каждому документу прикладывается несколько сопутствующих бумаг: он должен сопровождаться обоснованием необходимости его принятия, включающим характеристику целей и основных положений законопроекта, а также определением места будущего закона в системе действующего законодательства.

    Кроме того, его сопровождает перечень законов и иных нормативных актов, которые в случае принятия закона нужно отменять или изменять, а также финансово-экономическое обоснование.

    При внесении так называемых финансовых законопроектов – налоговых, законопроектов, связанных с финансовыми обязательствами государства, а также иных, предусматривающих расходы из федерального бюджета, необходимо заключение Правительства.

    При этом отрицательное заключение отнюдь не означает, что законопроект нужно прятать под сукно – даже в этом случае он может быть вынесен на рассмотрение палаты.

    Следует отметить, что законодательная инициатива предполагает внесение не только новых законов.

    В соответствии с Регламентом она осуществляется также в форме внесения в Государственную Думу поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении палаты. Круг субъектов права законодательной инициативы в этом случае тот же, что и при внесении законопроектов. При этом Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд могут вносить поправки только к законопроектам, регулирующим вопросы их ведения. Процедура предусматривает, что поправки вносятся к законопроекту, принятому в первом чтении. Они представляются непосредственно в тот комитет Государственной Думы, который назначен ответственным по данному законопроекту.

  • Источник: https://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=473&midr=469

    Законодательные инициативы Думы

    Конституция рф законодательная инициатива

    Законодательные инициативы, направленные на рассмотрение в Совет законодателей Российской Федерации

    Законодательные инициативы, внесенные в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

    Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализует право в части законодательных инициатив и вносит законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что право внесения законодательных инициатив в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации принадлежит законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Также в соответствии со статьей 20 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз “О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры” устанавливается, что Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 27 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 февраля 2003 года № 14-оз “О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры” субъекты правотворческой, в том числе законодательной, инициативы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вправе вносить в соответствующий правотворческий орган предложения о разработке нормативных правовых актов. Письменное предложение субъекта правотворческой (законодательной) инициативы автономного округа о разработке нормативного правового акта направляется руководителю соответствующего правотворческого органа.

    Письменное предложение должно содержать:

    1) статус (вид) предлагаемого к разработке нормативного правового акта;

    2) обоснование необходимости принятия данного нормативного правового акта с указанием предмета правового регулирования, а также концепции нормативного правового акта, в которой дается характеристика и указываются цели будущего акта, излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые последствия проектируемых норм, приводится примерная структура акта.

    Право законодательной инициативы в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основании статьи 49 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принадлежит:

    депутату Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

    группе депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе фракциям;

    комиссиям Думы автономного округа;

    Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера;

    Губернатору автономного округа;

    Правительству автономного округа;

    прокурору автономного округа;

    органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

    а также в порядке народной инициативы гражданам, проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обладающим избирательным правом, при наличии не менее двадцати тысяч подписей.

    Постоянные комиссии Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в свою очередь, по вопросам, отнесенных к их ведению, осуществляют и организуют разработку проектов федеральных законов в порядке реализации Думой автономного округа права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со статьей 19.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 ноября 2001 года № 76-оз “О Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры”.

    Проекты федеральных законов подготавливаются и вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном главой 12 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД “О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (далее – Регламент).

    Пунктом 1 статьи 105 Регламента устанавливается, что при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:

    пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;

    текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект;

    перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона;

    финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);

    заключение Правительства Российской Федерации (в статье 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации устанавливается, что наличие заключения Правительства Российской Федерации требуется только на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета);

    заключение Правительства Российской Федерации и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены соответствующие участки недр (по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции);

    документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации соответственно с Верховным Судом Российской Федерации и субъектом Российской Федерации (по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта Российской Федерации).

    Пунктом 3 статьи 105 Регламента определяется, что при внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по данному законопроекту.

    Пунктом 4 статьи 105 Регламента устанавливается, что копии текста законопроекта и материалов, предусмотренных частями первой и третьей указанной статьи, а также сопроводительного письма о внесении законопроекта должны быть представлены на магнитном носителе.

    Подготовленный Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проект федерального закона направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации для предварительной правовой оценки.

    Источник: https://www.dumahmao.ru/legislativeinitiatives/

    ГосЗащита
    Добавить комментарий