Кто является законодателем в россии

Статья 14. Инициатива проведения референдума

Кто является законодателем в россии

Статья 14. Инициатива проведения референдума

1. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

2. Федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.

3. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.

Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона.

Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

4. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

1–2. Под инициативой референдума понимается право уполномоченных субъектов проведения референдума требовать его назначения. Комментируемая статья устанавливает круг субъектов, имеющих право инициировать референдум, порядок и формы реализации данного права.

Комментируемый Федеральный закон называет граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, основным, но не единственным субъектом права инициативы референдума. Причем право инициативы иным субъектам может быть предоставлено только на основании федерального закона.

Это означает, что определение иных субъектов права инициативы референдума является прерогативой федерального законодателя, а субъекты Российской Федерации не вправе своими законами предоставлять такое право иным, кроме граждан, инициаторам.

Согласно статье 14 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» инициатива проведения референдума принадлежит трем видам субъектов: 1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, – при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них; 2) Конституционному Собранию – в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации; 3) федеральным органам государственной власти – в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Право инициировать референдум, закрепленное за гражданами Российской Федерации, дает возможность определенной части общества вопреки выраженному или молчаливому сопротивлению государственных институтов реализовать свой политический интерес, расширив его до масштабов общенародного.

Однако указанный Федеральный конституционный закон устанавливает ограничение для инициативы граждан Российской Федерации: она не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы. Данное ограничение установлено только в отношении граждан Российской Федерации и не распространяется на двух других субъектов инициативы общероссийского референдума: Конституционное Собрание и федеральные органы государственной власти, определенные международным договором Российской Федерации.

Согласно пункту 1 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» 1 инициатива проведения референдума субъекта Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что правом выдвинуть инициативу проведения местного референдума обладают граждане и избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом. Выдвинутая таким образом инициатива становится инициативой граждан в случае, если будет ими поддержана. Аналогичным образом данный вопрос регулируется и в пункте 3 комментируемой статьи. Кроме того, указанный Федеральный закон наделил инициативой проведения местного референдума совместно представительный орган и главу местной администрации. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном комментируемым Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется их правовыми актами.

_____________
1 СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4916; 2005. № 45. Ст. 4581.

Граждане реализуют свое право выступать с инициативой референдума, ставя свои подписи в подписных листах в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума. Соответственно, для реализации инициативы другими субъектами им не требуется собирать подписи участников референдума.

Комментируемый Федеральный закон в основном устанавливает процедуры организации и проведения референдума по инициативе граждан Российской Федерации.

С учетом того, что федеральный законодатель предусмотрел возможность инициирования референдума субъекта Российской Федерации по вопросу образования нового субъекта Российской Федерации, муниципального референдума по любому вопросу местного значения без создания инициативных групп участников референдума, без сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума законодатель субъекта Российской Федерации должен урегулировать особенности организации соответствующих референдумов (в части определения в указанных случаях начала кампании референдума, создания агитационных групп и т.п.).

3–4. Комментируемые пункты регулируют вопросы реализации принадлежащей гражданам инициативы референдума.

Для выдвижения такой инициативы создается инициативная группа с определенным числом участников, которая обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, действующую в качестве комиссии референдума, с ходатайством о своей регистрации.

Право образования инициативной группы для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума принадлежит гражданину, группе граждан, избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в установленном законом порядке не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. Такой порядок называют петиционным, так как надлежит подписать петицию с требованием провести ание по определенному вопросу.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» в части 2 статьи 15 устанавливает требования, предъявляемые к инициативной группе: а) она должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации; б) в каждую региональную подгруппу инициативной группы должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная группа. В состав инициативной группы может входить подгруппа участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации (часть 12 статьи 15).

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, согласно статье 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является сбор подписей, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с Федеральным законом.

Подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения инициативная группа должна представить для назначения референдума в орган, установленный Федеральным конституционным законом (ЦИК России), комментируемым Федеральным законом (избирательная комиссия соответствующего уровня – пункт 2 статьи 36, пункт 21 статьи 38 комментируемого Федерального закона), принимаемыми в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Источник: http://cikrf.ru/law/federal_law/comment/st14.php

Законодательная власть Российской Федерации

Кто является законодателем в россии

Источник: Большая Российская энциклопедия : в 30 т. [Вводный] том: Россия / отв. ред. С. Л. Кравец. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2004. – С. 418-421. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное собрание – представительный, законодательный и контролирующий орган, который состоит из Совета Федерации и Гос. думы (в субъектах РФ их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов РФ). Гос.

дума избирается непосредственно гражданами, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов РФ (половина членов Совета Федерации) и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина).

Палаты заседают раздельно, однако могут собираться совместно, на пример для заслушивания Посланий Президента РФ, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Здание Совета Федерации

Совет Федерации и Гос. дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Гос.

дума образуют Счётную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате РФ» (1995). Члены Совета Федерации и депутаты Гос.

думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий: они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности др. людей.

Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счётной палаты РФ и половины состава его аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесённым к его ведению Конституцией РФ, большинством от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Государственная дума – нижняя палата парламента – представляет всё население РФ. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (Гос. дума первого созыва была избрана в 1993 в соответствии с заключительными и переходными положениями Конституции на 2 года). Половина депутатов Гос. думы избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам (от одного округа избирается один депутат, получивший наибольшее число поданных по округу действительных ). Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей. Выдвижение кандидатов по одномандатным округам осуществляется в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями (партиями, избирательными блоками, в состав которых входит хотя бы одна партия). Регистрация кандидата производится, если в его поддержку собрано не менее 1% подписей избирателей данного округа. Вторая половина депутатов Гос. думы избирается на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В этом случае кандидаты выдвигаются надлежаще зарегистрированными общефедеральными партиями или блоками. Для регистрации общефедерального списка партии или движения этот список должен быть поддержан не менее 200 тыс. избирателей (не более 14 тыс. избирателей одного субъекта РФ). Партии и движения, получившие в ходе выборов менее 5% действительных избирателей («заградительный барьер»), из распределения депутатских мандатов исключаются, т. е. их кандидаты депутатских мест не занимают. Партии и движения, за списки которых подано не менее 5% действительных избирателей, получают число мест, пропорциональное числу проавших за список. В соответствии с таким порядком избрания депутатов партии и движения, прошедшие в Гос. думу, образуют в ней свои фракции или депутатские группы (в зависимости от числа полученных мандатов и требуемого регламентом количества мандатов для создания фракции).

В Гос. думе, избранной в 2003, образовано 4 фракции («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина»).

Депутаты, избранные по одномандатным округам, могут образовывать фракции и депутатские группы, входить в них с учётом тех же требований. Депутаты Гос.

думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме пре подавательской, научной и иной творческой деятельности.

Здание Государственной думы

К ведению Гос.

думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ, председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Гос. дума принимает постановления по вопросам, отнесённым к её ведению, большинством от предусмотренного Конституцией общего числа депутатов Гос. думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Право законодательной инициативы в Гос. думе принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Гос. думой принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления (напр., об объявлении амнистии). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и-денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ; войны и мира. Государственная дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Гос. думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Гос. дума собралась не позднее чем через 4 мес с момента роспуска. Гос. дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после её избрания, а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение 6 мес до окончания срока полномочий Президента РФ. Избирательная система. Порядок выборов Президента РФ, выборов (формирования) Федерального собрания, иных федеральных гос. органов, предусмотренных Конституцией РФ, выборов законодательных органов субъектов РФ, представительных органов и глав администрации муниципальных образований регулируется федеральными законами, законами, уставами муниципальных образований и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов гос. власти субъектов РФ. Основу избирательной системы и избирательного права РФ составляют осн. гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявление на выборах и альтернативность выборов. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» принят в 2002. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе из бирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы гос. власти и в выборные органы местного самоуправления, на выборную должность независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гражданин РФ, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать им содействие в реализации этих прав. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: он не может быть менее 35 лет при выборах Президента, 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы гос. власти субъектов РФ, 30 лет при выборах главы исполнительного органа гос. власти субъекта РФ и 21 года при выборах главы местного самоуправления. Выборы являются равными: каждый избиратель имеет только один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими (организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех рос. граждан охраняются законом. Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно самим избирателям. Для совместного участия в выборах общественные организации могут объединяться в избирательные блоки, в составе которых должна быть хотя бы одна партия и которые подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления совместного списка кандидатов. Партии и избирательные объединения, преодолевшие на выборах 5%-ный барьер, вправе выдвигать кандидата в Президенты РФ без сбора подписей избирателей (в ином случае необходимо собрать 2 млн. подписей).

В соответствии с Конституцией РФ решения и действия органов гос.

власти, органов местного самоуправления, глав общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

Последнее обновление: 30 ноября 2017, 12:26

Источник: http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/parl/zvl.htm

Только законодатель вправе вводить ограничения

Кто является законодателем в россии

В апреле состоялась Х, юбилейная, конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ». Мы попросили прокомментировать некоторые решения КС РФ с точки зрения немецкой научной доктрины и судебной практики крупного зарубежного ученого – специалиста по конституционному праву, профессора А. Бланкенагеля

– Александр, мы хотели бы обсудить некоторые фундаментальные для российской науки налогового права и практики вопросы, которые возникают при анализе текстов решений КС РФ.

Закончил факультет права и Институт переводчиков (русский язык) в Мюнхене.

Постоянный доцент Центрального европейского университета (Будапешт, Венгрия), приглашенный профессор Чикагской школы права и Университета Флоренции.

Автор исследований и публикаций в области немецкого и российского конституционного и административного права на немецком, русском и английском языках.

С 1987 г. регулярно консультирует органы государственной власти и неправительственные организации в РФ и странах СНГ.

Среди учеников А. Бланкенагеля – председатель Конституционного суда ФРГ Андреас Фоскуле.

Начнем с Определения КС РФ от 04.12.1997 № 127-О. Суд отказался проверять конституционность нормы о налогообложении прожиточного минимума, сославшись на то, что льготы не могут нарушать права граждан. Как Вы оцениваете это решение?

– На мой взгляд, КС РФ отказался проверять обращение заявителя по формальным основаниям.

В Германии подобные вопросы разрешаются исходя из принципов социального государства (ст. 20 Основного закона ФРГ) и защиты достоинства человека (ст. 1 ОЗ ФРГ), которые закреплены и в Конституции РФ. Но в Германии эти принципы имеют большее значение, чем в России.

Из названных принципов следует, что прожиточный минимум не должен облагаться налогами, поскольку он гарантирует человеку реализацию его основных прав. Было бы странно, если бы социальное государство облагало налогом эту гарантируемую им же сумму.

Но это не единственная причина. Прожиточный минимум выполняет важную для общества функцию – предоставляет человеку определенную свободу при реализации его основных прав – на собственность, на выбор профессии и т. д.

Если же прожиточный минимум облагается налогом, основные права человека ограничиваются. Но законодатель, к сожалению, иногда теряет это из виду.

В России, когда речь заходит о налогах, обычно статью 57 Конституции РФ учитывают, а про другие статьи забывают.

Немецкая налоговая система немного отличается от российской. В Германии применительно к вопросам налогообложения действует принцип налоговой способности, то есть учета возможностей налогоплательщика. Финансовое обеспечение условий материального существования налогоплательщика будет нижним пределом налогообложения.

– В Постановлении КС РФ от 17.07.1998 № 22-П сделан вывод о том, что плата за провоз тяжеловесных грузов – это не налог, следовательно, она может устанавливаться Правительством РФ. По сути, этот платеж выведен из-под регулирования налоговым законодательством…

– Да, есть такая проблема. В Германии сейчас разбирается похожее дело, я в нем участвую в качестве консультанта.

Дело касается правомерности платы за пользование скоростными автомобильными трассами грузовыми автомобилями. Ставки этого сбора урегулированы постановлением правительства на основе федерального закона, который регулирует основные элементы расчета сбора. Правомерность, по мнению заявителя, сомнительна, поскольку правительство превысило делегированные законодателем полномочия.

Посмотрим на решение КС РФ с точки зрения российской Конституции. На мой взгляд, Суд не учел того, что установление и взимание данного платежа ведет к ограничению прав предпринимателей, то есть Суд не учел положениястатьи 34 Конституции РФ.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В Конституции РФ закреплен принцип регулирования всех ограничений основных прав только законом: в статье 57 речь идет об установлении налогов и сборов, а в статье 55 (ч. 3) – обо всех других ограничениях.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Почему только законодатель вправе вводить ограничения? Потому что он представляет граждан. Иными словами, установление законодателем ограничений каких-то прав является самоограничением.

Как видим, в части регулирования данного вопроса законом между статьями 55 и 57 разницы нет: и та и другая требуют регулирования ограничения основных прав законом.

Возможно, разница в конституционной допустимости обратной силы.

– Каков немецкий подход?

– Можно говорить о плате за провоз грузов как о сборе. Сбор – это компенсация за предоставленное благо. Поэтому было бы несправедливым финансировать предоставление блага конкретному лицу (группе) из общих (налоговых) доходов бюджета. У сборов есть еще одна функция – управление общественным поведением.

Немецкой налоговой доктриной сформулированы принципы, которые определяют, когда государство вправе требовать уплаты подобных сборов. Первый принцип – регулирование сбора, по крайней мере его основных элементов, законодателем.

Второй принцип – сбор должен покрыть расходы, которые возникают для покрытия предоставленного блага, то есть получение прибыли не должно быть целью взимания сборов.

Хотя, например, если речь идет о сборе в пользу содержания федеральных дорог, то крайне сложно установить, сколько потребуется для покрытия расходов.

Предпочтительны, конечно, реальные расходы, но размер сбора может быть определен на основе вероятности несения расходов.

Кроме того, при оценке законности установления сбора учитывается принцип эквивалентности, то есть соразмерного соотношения между благом и размером сбора1. Таким же образом действует принцип справедливости при обложении сборами, то есть равенства.

И еще – возможность законодателя обобщать и типизировать, то есть право не учитывать все возможные случаи. Речь идет о том, что допускается определенное несоблюдение принципа равноправия. По мнению судов, допустимо, если до 10% плательщиков сбора находятся в несколько неравном положении с остальными плательщиками.

– Как Вы прокомментируете Определение КС РФ от 10.12.2002 № 284-О, в котором плата за загрязнение окружающей среды названа «фискальным сбором» – новым и потому неясным для российской практики термином.

Между тем данный платеж отвечает всем признакам налога – принудительность, индивидуальная безвозмездность, направление на финансирование публичных нужд, хотя и имеет некоторые особенности, такие как целевое использование, ярко выраженная регулирующая функция.

– В Германии есть «особые платежи». Возможно, КС РФ позаимствовал нашу практику? А если серьезно, расскажу о германской практике, думаю, в ней вы найдете ответ на свой вопрос. В Германии существует несколько проблем с регулированием таких платежей.

Во-первых, Основной закон ФРГ четко разграничивает компетенцию федерации и земель по вопросам налогообложения. Если речь идет о регулировании вопросов налогообложения, действуют статьи 105 и 106 ОЗ ФРГ, по другим вопросам – статьи 70–74. Следовательно, разный конституционный режим. В Конституции РФ такого четкого разделения нет.

Во-вторых, Германия – налоговое государство, то есть большую часть доходов государство получает в виде налогов, а не от сборов, пошлин или экономической деятельности, как в России. Замечу, что получение государством доходов от экономической деятельности было характерно для Средних веков.

Особые платежи создают предпосылки для нарушения конституционного принципа равного налогового бремени, поскольку они вводятся только для определенной группы плательщиков.

Особые платежи подрывают бюджетные права законодателя, так как они не учитываются в составе доходов бюджета.

Именно поэтому для введения таких платежей – их можно назвать парафискальными, так как они не зачисляются в казну государства – установлены жесткие рамки.

– Что может свидетельствовать о конституционности взимания особых платежей?

– Особые платежи можно разделить на две группы:

  • платежи, целью которых является покрытие определенных общественных затрат;
  • платежи, цель которых – управление общественным поведением.

Хотя обе цели в одном платеже могут и совпадать.

Законодатель при введении особого платежа первой группы не должен преследовать цель извлечения прибыли, сбор взимается на другие материальные цели.

Должна быть определенная причина введения платежа, а значит, облагается платежом определенная однородная группа, которая отличается от общества особыми совместными интересами.

При этом должна быть очевидна близость этой группы к преследуемой материальной цели, поскольку возникает совместная ответственность этой группы за уплату особого платежа.

Отсюда использование полученных доходов в виде особого платежа в интересах группы. Пример такого платежа – плата за загрязнение воды сточными водами.

Второй группе особых платежей не присущи признаки совместной ответственности группы и употребления доходов в пользу группы. Такие платежи вообще не преследуют цели получить доход; они преследуют цель управления общественным поведением, как, например, особая плата по инвалидам.

Этот платеж взимается с работодателей, у которых работают меньше определенного, регулированного законом количества инвалидов (если установленное законом количество достигнуто, работодатель освобождается от платежа). Такой платеж стимулирует предоставление рабочих мест инвалидам.

– Пожалуйста, прокомментируйте Определение от 08.04 2003 № 159-О, в котором КС РФ рассмотрел вопрос введения в действие налоговых законов.

В пункте 1 статьи 5 НК РФ закреплено, что налоговые законы вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца с момента их опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода.

Но несмотря на однозначную формулировку статьи, КС РФ счел возможным, чтобы Закон2, увеличивающий налоговое бремя (повышение ЕСН для ИП), официально опубликованный 31.12.

2001, начал действовать с 1 февраля 2002 г.

На Ваш взгляд, не снизил ли Суд установленные федеральным законодательством гарантии стабильности положения налогоплательщиков?

– Замечу, что в ФРГ судебных прецедентов о начале действия налоговых законов и, соответственно, адаптации налогоплательщика к новым правилам нет. У нас достаточно развит общий принцип защиты оправданных правовых ожиданий налогоплательщиков.

Печально великодушие немецкого Конституционного суда по отношению к обратному эффекту налоговых и других фискальных законов (и не только фискальных): при определенных условиях наш Суд допускает взимание налогов с обратным эффектом, тем самым правовые ожидания налогоплательщика не защищаются.

– И последнее Постановление КС РФ, которое предлагаем обсудить, – от 30.01.2001 № 2-П. Признан неконституционным налог с продаж. Но за налогоплательщиками не признано право на возврат уплаченных сумм налога, поскольку КС РФ учел, что сумма налога включалась в цену и фактически взималась с покупателей.

  • переложение так называемых косвенных налогов на потребителя – нейтральность косвенных налогов;
  • избежание неосновательного обогащения налогоплательщика.

На Ваш взгляд, Суд принял обоснованное решение?

– В Германии также действует принцип нейтральности косвенных налогов. Между тем есть и правило о том, что незаконно полученные государством налоги должны быть возвращены. Возврат делается через исправление налогоплательщиком налоговой декларации или с использованием инструментов гражданского права.

Но судебных прецедентов по этому вопросу нет.

– Вы хорошо знаете практику Конституционного Cуда РФ, положения Конституции РФ. Назовите любимое постановление КС РФ.

– Думаю, это Постановление от 11.11.1997 № 16-П о пограничном сборе.

КС РФ признал неконституционными положения части второй статьи 11.

1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» об установлении размеров сбора за пограничное оформление, а также категорий владельцев транспортных средств и грузов, иных лиц, освобождаемых полностью или частично от уплаты указанного сбора Правительством РФ. Суд признал такое регулирование противоречащим конституционным принципам налогообложения и не соответствующим конституционному понятию «законно установленные налоги и сборы».

В этом Постановлении интересно юридическое обоснование выводов Суда. А мне, как иностранцу, оно интересно еще и с точки зрения российского быта во время больших перемен 90-х гг. С какой изобретательностью люди старались справиться с рухнувшей финансовой системой!

– Спасибо за интересную беседу!

Интервью подготовила Маргарита Завязочникова, зам. главного редактора журнала «Налоговед»

_________________________
1 Финансовый вариант общего принципа соразмерности (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

2Федеральный закон от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
_________________________

Источник: https://e.nalogoved.ru/315330

Матвиенко призвала законодателей создавать правовые условия для сотрудничества РФ и КНР

Кто является законодателем в россии

МОСКВА, 9 июня. /ТАСС/. Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко считает, что основной задачей законодателей России и Китая должно стать создание благоприятных законодательных и правовых условий для наращивания российско-китайского сотрудничества.

“Законодатели России и Китая видят свою задачу в создании благоприятных законодательных и правовых условий для наращивания российско-китайского сотрудничества”, – подчеркнула она, выступая во вторник на межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Федеральным собранием РФ и Всекитайским собранием народных представителей КНР.

По словам Матвиенко, Китай сегодня является ключевым партнером России на мировой арене, а российско-китайские отношения носят “всеобъемлющий характер стратегического партнерства и строятся на прочной и долговременной основе”.

Между нашими странами ведется непрерывный насыщенный диалог на всех уровнях, налажен уникальный механизм взаимодействия, позволяющий в максимальной степени учитывать национальные интересы друг друга, адекватно реагировать на вызовы современности

Валентина Матвиенко

спикер Совета федерации

Она особо отметила, что характер отношений двух стран определяется лидерами России и Китая, чьи отношения, по ее словам, можно охарактеризовать как “очень доверительные”.

В свою очередь председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чжан Дэцзян сказал, что Китай и Россия являются крупнейшими соседями и важнейшими стратегическими партнерами.

По его словам, отношения двух стран “заслуживают быть достойным образцом для выстраивания отношений между мировыми державами”. “В условиях сложных перемен в международной обстановке мы должны усиливать стратегическое взаимодоверие и взаимную поддержку.

И это отвечает коренным интересам наших стран и наших народов”, – подчеркнул, обращаясь к российским парламентариям, Чжан Дэцзян.

Фактор стабильности и безопасности

Матвиенко считает, что взаимодействие России и КНР на международной арене является ключевым фактором стабильности и безопасности. 

“Учитывая сложные процессы, которые сегодня происходят в мире, мы заинтересованы в еще большем укреплении нашего взаимодействия на международной арене”, – сказала сенатор.

Она подчеркнула, что на фоне тех событий, которые происходят, “российско-китайская связка демонстрирует, что она является ключевым фактором стабильности, безопасности, становлением полицентричности мира, реализации механизмов верховенства международного права”.

Россия ценит взвешенную позицию КНР в связи с событиями на Украине и вокруг нее, сказала Матвиенко. Она подчеркнула, что с первого дня кризиса РФ занимала позицию урегулирования ситуации на Украине только политическим путем и через выполнение минских соглашений. “Мы делаем и будем все делать впредь для мирного урегулирования ситуации на Украине”, – добавила спикер Совфеда.

Вместе против фальсификации истории

Глава Совфеда также заявила, что Россия и Китай, как основные страны-победительницы во Второй мировой войне, должны твердо выступать против попыток фальсификации истории. 

“Россия и Китай, как основные державы-победительницы во Второй мировой войне, развязанной фашистской Германией и милитаристской Японией, понесшие наибольшие потери в этой кровопролитной войне, как основатели Организации Объединенных Наций (ООН), постоянные члены Совета безопасности ООН должны твердо выступать против попыток отрицания, искажения, фальсификации итогов Второй мировой войны, ее истории”, – подчеркнула политик. По ее словам, РФ и КНР также должны “защищать авторитет ООН, решительно осуждать действия, направленные на обеление фашизма, милитаризма и их пособников и очернение освободителей; делать все возможное, для того, чтобы не допустить повторения трагедии Второй мировой войны”.

Глава Совфеда также обратила внимание, что встреча с китайскими парламентариями проходит под знаком празднования 70-летия Победы.

Матвиенко напомнила, что председатель КНР Си Цзиньпин стал гостем на торжественных мероприятиях в Москве, посвященных Великой Победе.

“Мы с радостью и гордостью смотрели, как китайские военнослужащие шли на параде по Красной площади торжественным маршем, символизируя тем самым прочность и непоколебимость взаимодействия наших стран во всех сферах, во всех областях нашего сотрудничества”, – призналась спикер верхней палаты парламента РФ.

По ее словам, общее героическое прошлое российского и китайского народов “стало основой для выстраивания взаимовыгодных добрососедских двусторонних отношений в ХХI веке”.

Источник: https://tass.ru/politika/2029750

Каких изменений в регулировании правового статуса недвижимого имущества можно ожидать с 2019 года?

Кто является законодателем в россии

Виталий Гензель,
директор направления “Налоги и право” Группы компаний SRG

С 1 января 2019 года грядут взаимосвязанные изменения в порядке начисления налога на имущество организаций, а также в части правового регулирования недвижимости.

Так, движимое имущество исключается из объекта налогообложения, а региональные льготы прекращают действие (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”).

Кроме того, Минэкономразвития России стал инициатором изменений1 в гражданское законодательство в части регулирования правового статуса недвижимого имущества. В настоящее время проект федерального закона находится на стадии подготовки к рассмотрению в Правительстве РФ.

Авторы инициативы предлагают использовать новый подход при отнесении объектов к недвижимости, уточнить правовой режим единых недвижимых комплексов и предприятий, а также определить правила создания новых объектов недвижимости.

С одной стороны, законопроект устанавливает новые понятия и правила, но с другой, вводит положения, вызывающие дополнительные вопросы. Давайте разберемся, что же новый проект предлагает считать недвижимым имуществом, а также рассмотрим другие предложенные им нововведения.

Изменения в части определения видов недвижимого имущества

Василий Гавриленко,
ведущий юрист направления
 
“Налоги и право” Группы компаний 
SRG

Законодатель предлагает дополнить ст. 130 Гражданского кодекса, содержащую определение недвижимых и движимых вещей.

Предложенная редакция данной статьи раскрывает понятие “сооружения”, которое будет являться недвижимостью, если прочно связано с землей (то есть его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно), имеет самостоятельное хозяйственное значение и может выступать в гражданском обороте обособленно от других вещей.

Следует учитывать, что именно Правительство РФ определит перечень видов сооружений, не обладающих признаками объектов недвижимости. Кроме того, изменения предполагают, что принадлежность объекта незавершенного строительства к недвижимости будет устанавливаться при наличии признаков, также утвержденных Правительством РФ.

Установив понятие сооружения, законодатель, однако, не указал конкретный перечень признаков для отнесения его к недвижимости. В будущем это может привести к огромному количеству споров по поводу определения принадлежности построек к движимым или недвижимым вещам.

Законопроект также изменяет понятие “предприятие”. В сегодняшней реакции ст. 132 ГК РФ называет предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности.

В новой редакции оно определено как совокупность вещей, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которой входят движимое и недвижимое имущество, а также права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

В данном случае понятие “имущественный комплекс” заменено на понятие “совокупность вещей” с их перечислением, что, по мнению законодателя, точнее характеризует правовую природу предприятия. Однако, на наш взгляд, такое определение может лишь запутать собственников объектов недвижимости при определении вещи как движимой или недвижимой.

Помимо этого, претерпело изменения и понятие “единый недвижимый комплекс” (ст. 133.1 ГК РФ). В предлагаемой редакции им является совокупность земельного участка и всех зданий, а также расположенных на нем объектов незавершенного строительства и сооружений, обладающих признаками недвижимости, которые находятся в собственности одного лица.

Законодатель акцентирует внимание на необходимом наличии у недвижимого комплекса собственника в одном лице.

Исходя из буквального толкования, недвижимый комплекс, находящийся в общей собственности нескольких собственников, не будет являться единым недвижимым комплексом, хотя фактически он и обладает его признаками.

Кроме того, не совсем понятно, что будет происходить с единым недвижимым комплексом после выдела из него отдельной недвижимой вещи в собственность другого лица – будет ли он оставаться таковым или прекратит свое существование в этом статусе.

Согласно рассматриваемым поправкам, в единый недвижимый комплекс не включаются находящиеся на земельном участке линейные объекты, принадлежащие иному лицу, для размещения и обслуживания которых может быть установлен сервитут.

Собственник вправе создавать единый недвижимый комплекс из принадлежащих ему линейных объектов без включения в его состав земельных участков, используемых для эксплуатации этих линейных объектов и не принадлежащих ему на праве собственности.

Проект закона предлагает также ввести в ГК РФ новую статью, регламентирующую улучшение недвижимости (ст. 134.1 ГК РФ).

Такие улучшения определены как составные части недвижимой вещи, которые обеспечивают или способствуют использованию данной недвижимой вещи в соответствии с ее назначением.

Причем неотделимые улучшения недвижимости выступают с ней в обороте как единое целое, тогда как недвижимость, имеющая отделимые улучшения, участвует в гражданском обороте без таких улучшений.

Предлагаемое определение неотделимых улучшений отличается от действующего определения в рамках арендных отношений. Напомним, что неотделимыми считаются улучшения арендованного имущества, которые нельзя отделить от него без нанесения вреда (п. 2 ст. 623 ГК РФ).

Более того, сложившаяся судебная практика под улучшениями понимает работы капитального характера, которые повышают (изменяют) качественные характеристики объекта аренды, что также не соответствует предлагаемому определению.

На наш взгляд, определение неотделимых улучшений необходимо установить с учетом уже действующих положений ГК РФ и сложившейся судебной практики.

Вместе с тем ГК РФ не содержит понятия “здание”. Его определение приведено лишь в п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (далее – Закон № 384-ФЗ). В связи с этим законопроект вводит новую норму – ст. 287.

1 ГК РФ, определяющую здание как строение, в котором могут быть образованы не менее двух помещений, в том числе признаваемых жилыми в соответствии с жилищным законодательством, и (или) машино-мест.

При этом зданию противопоставляется “строение”, в котором не могут образовываться помещения или машино-места.

Требует внимания и нововведение, устанавливающее условие, согласно которому здание, как и отвечающие признакам недвижимой вещи сооружение или объект незавершенного строительства, до регистрации прав на них считаются неотделимым улучшением земельного участка.

Условия и способы образования объектов недвижимости

Проект закона устанавливает следующие способы образования объектов недвижимости:

  • для зданий – строительство или реконструкция;
  • для сооружений – строительство, а также реконструкция или объединение иных сооружений без проведения строительных работ;
  • для помещений – строительство здания, перепланировка смежных помещений вследствие выдела в счет доли в праве собственности на иное помещение, объединение смежных помещений;
  • для машино-мест – перепланировка смежных помещений или объединение смежных помещений;
  • для единого недвижимого комплекса – государственная регистрация права на совокупность недвижимых вещей (ст. 133.1 ГК РФ) или заявление собственника.

Важным условием является также положение о том, что суд наделен правом принимать решение об образовании объектов недвижимости. Это возможно при обращении взыскания на долю в праве на недвижимое имущество, при выделе доли в праве на здание или помещение, а также в целях принудительной реконструкции линейного сооружения в связи с его переносом с изымаемого земельного участка.

Отдельно следует отметить, что согласно рассматриваемой инициативе при образовании объекта недвижимости из объектов недвижимости, находящихся в собственности нескольких лиц, посредством строительных работ, для осуществления которых требуется разрешение на строительство либо решение о согласовании проведения таких работ, собственники заключают соглашение об образовании объекта недвижимости под отлагательным условием выдачи такого разрешения (согласования).

По сути, данное правило отменяет возможность заключения предварительных договоров при покупке строящегося жилья вне рамок Федерального закона от 30 декабря 2004 г.

№ 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”.

По задумке законодателя это в какой-то мере должно защитить покупателей строящегося жилья. Однако каким образом данная норма будет применяться на практике, сейчас сложно сказать.

Новый подход к начислению налога на имущество

С 1 января 2019 года движимое имущество исключается из объекта налогообложения, региональные льготы прекращают действие. С учетом новых правил с нового года все организации не будут платить налог на имущество с движимых объектов. Для расчета налога на имущество станет учитываться только недвижимость.

Проблема при разграничении имущества на движимое и недвижимое для целей налогообложения состоит в том, что налоговое законодательство не содержит определения “движимого и недвижимого имущества”. При необходимости следует использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства (ст. 11 Налогового кодекса).

Вопрос о критериях разграничения видов имущества стоял давно, и недавно были даны соответствующие разъяснения (письмо ФНС России от 1 октября 2018 г. № БС-4-21/19038@).

По мнению налоговиков, помимо определения, содержащегося в ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество, в частности:

При определении понятий “здание”, “сооружение”, “помещение” ФНС России предложило учитывать нормы Закона № 384-ФЗ, а при определении “объекта незавершенного строительства” – п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”.

Кроме того, основываясь на выводах судебной практики, налоговый орган сделал вывод о том, что государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2016 г. по делу № 310-ЭС15-16638, определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 30 сентября 2015 г. № 303-ЭС15-5520).

Предусмотренные ГК РФ основания для определения вида объектов имущества сотрудники налоговых органов должны в каждом конкретном случае устанавливать в соответствии с вышеперечисленными правовыми нормами о критериях для признания вещи движимым или недвижимым имуществом.

Чтобы выявить основания для отнесения объекта имущества к недвижимости ведомство предлагает, прежде всего, исследовать наличие записи об объекте в ЕГРН, а при ее отсутствии – наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Разъяснения ФНС России даны в октябре 2018 года, однако их актуальность сохранится лишь до внесения вышеуказанных изменений в ГК РФ, поскольку подготовленные поправки призваны изменить подход при определении категории имущества, в том числе в связи с введением новых правовых определений и новых правил образования объектов недвижимости.

***

Рассмотренные в настоящей колонке изменения в гражданском законодательстве могут привести к новой волне споров, в том числе связанных с порядком исчисления налогов собственниками недвижимости вплоть до возникновения негативных последствий для налогоплательщиков.

Одно можно сказать с уверенностью – с момента вступления указанных изменений в силу подход налоговой службы к начислению налога на имущество в любом случае изменится.

Тем самым с принятием поправок в ГК РФ потребуются соответствующие разъяснения налогового ведомства и судебных органов по вопросу применения новых положений закона и урегулированию спорных ситуаций.

______________________________

1 С проектом федерального закона “О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования гражданского оборота недвижимости и создания режима единого объекта недвижимости” можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 02/04/02-17/00062515).

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/genzel/1224136/

ГосЗащита
Добавить комментарий