Лишены избирательного права лица

Гражданские и политические права заключенных: Участие в выборах

Лишены избирательного права лица

Глава из «Отчета по результатаммониторинга мест принудительного содержания в Республике Беларусь»,подготовленного ПЦ «Весна» в сотрудничестве с опытным экспертом, юристом сбольшой адвокатской практикой Павлом Сапелко. Отчет охватывает период послепрезидентских выборов 2010 года, который ознаменовался волной репрессий противполитических деятелей, правозащитников, журналистов, общественных активистов.

ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВАЗАКЛЮЧЕННЫХ

Участие в выборах

В соответствии с Конституцией иИзбирательным кодексом Республики Беларусь, «в выборах, референдуме неучаствуют граждане, признанные судом недееспособными,  лица, содержащиеся  по  приговору суда  в  местах лишения  свободы.

 В ании  не  принимают участия  лица, в отношении которыхв порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избранамера пресечения – содержание под стражей».

Если с ограничением правнедееспособных все понятно и логично, то лишение конституционного праваосужденных, а тем более подозреваемых и обвиняемых, то есть, лиц, которые несчитаются совершившими преступления, представляется необоснованным.

В соседних государствахисключения из нормы о всеобщем избирательном праве  сформулированы по-другому:

Статья 2 Закона Украины о выборахнародных депутатов Украины предполагает единственное ограничение: «Не имеетправа голоса гражданин, признанный судом недееспособным».

Закон от 12 апреля 2001 года «Овыборах в Сейм Польской Республики и в Сенат Польской Республики»устанавливает, что активным избирательным правом, то есть правом ать навыборах имеет каждый гражданин Польши, который ко дню ания достиг18-летнего возраста, кроме лиц, которые: лишены гражданских прав поокончательному решению суда; лишены избирательных прав по окончательномурешению Верховного Суда;  признанынеправоспособными по окончательному решению суда.

В соответствии со статьей 34Конституции Литовской Республики, «В выборах не участвуют граждане, признанныесудом недееспособными».

В Российской Федерации и в  Казахстане ограничено избирательное правоосужденных, лишенных свободы.

В Люксембурге лишены активногоизбирательного права банкроты, содержатели домов терпимости;  в Эквадоре – пьяницы, бродяги,мошенники;  в Пакистане кандидат вНациональное собрание должен иметь «хорошую моральную репутацию».

Как видно, обычно лишаютсяизбирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговорусуда. Так, согласно ч. 1 ст.

3 британского Акта о народном представительстве1983 года «лицо, находящееся в заключении, которое оно отбывает висправительном учреждении во исполнение приговора, не может ать назаконном основании на любых парламентских выборах или на выборах в органыместного самоуправления».

Кроме того, лицо может быть по приговору суда лишенопубличных прав (включая избирательные) либо действие для него этих прав можетбыть приостановлено без лишения свободы (http://isfic.info).

Однако существует тенденциясохранять за уголовно преследуемыми гражданами конституционное право избирать ибыть избранным либо устанавливать возможность лишения этого права только поприговору суда. Так, статья 38 Конституции ФРГ устанавливает: «Правом голосаобладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет».

Избирательный закон Кубы от 7июля 1976 года: «Не могут осуществлять это право [ать] умалишенные,признанные таковыми судебным постановлением, и осужденные к поражению в правахза совершение преступления».

 «Согласно ст.

38 Политической конституцииМексиканских Соединенных Штатов 1917 года права и привилегии граждан (в томчисле избирательные права) приостанавливаются, в частности, в случаебродяжничества или систематического пьянства, установленных в предусмотренномзаконом порядке, а также в результате вынесения окончательного приговора,который предусматривает такое приостановление в качестве меры наказания»(http://isfic.info).

Между тем, человек, его права,свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества игосударства.  Республика Беларусьпризнает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечиваетсоответствие им законодательства. (Конституция Республики Беларусь).

Так,статья 2 Международного Пакта о гражданских и политических правахустанавливает, что «каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуетсяуважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под егоюрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то нибыло различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии,политических и иных убеждений, национального или социального происхождения,имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». В соответствии состатьей 25 Пакта, «каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни былодискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право ивозможность:  ать и быть избраннымна подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равногоизбирательного права при тайном ании и обеспечивающих свободноеволеизъявление избирателей».

Представляется, что ограничениеизбирательного права в связи с осуждением, а тем более, с заключением подстражу нельзя признать обоснованным.

Принцип 36 Свода принципов защитывсех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни былоформе  гласит: задержанное лицо,подозреваемое или обвиняемое в совершении уголовного преступления, считается невиновными имеет право на обращение с ним как с таковым до тех пор, пока его виновностьне будет доказана согласно закону в ходе открытого судебного разбирательства,на котором оно располагало всеми гарантиями, необходимыми для своей защиты.

Арест или задержание такого лицана период проведения следствия и судебного разбирательства осуществляетсятолько в целях отправления правосудия на основаниях и в соответствии сусловиями и процедурами, установленными законом.

Запрещается введениеограничений в отношении такого лица, в которых нет непосредственнойнеобходимости с точки зрения целей задержания или устранения помех для ходарасследования или отправления правосудия, или поддержания безопасности ипорядка в месте задержания.

Комитет по правам человека вЗамечании общего порядка №  21 (1992)«Статья 10» указал, что «лица, лишенные свободы, пользуются всеми правами,провозглашенными в Пакте, с учетом ограничений, неизбежных для жизни в неволе».

Для понимания необоснованностиограничения избирательного права осужденных важны Минимальные стандартныеправила обращения с заключенными.

  Впредварительных замечаниях указано, что эти Правила … предназначены для того,чтобы на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетом основныхэлементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то, чтообычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения вобласти обращения с заключенными. В Правилах указывается на то, что заключениеи другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют емустрадания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение,поскольку они лишают его свободы. Поэтому, за исключением случаев, когдасегрегация представляется оправданной или когда этого требуют соображениядисциплины, тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие изэтого положения.  В обращении сзаключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а тообстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Следует приниматьмеры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимыхс законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов.

С учетом всего изложенного,необходимо немедленно исключить из Конституции Республики Беларусь иИзбирательного кодекса положения, ограничивающие избирательное право лиц,содержащихся под стражей до вынесения приговора, а также предпринимать шаги поисключению необоснованной дискриминации тех, кто отбывает наказание в местахлишения свободы по приговору суда.

Источник: http://spring96.org/ru/news/62357

На выборах громад переселенцы лишены права ать

Лишены избирательного права лица

(Друкуємо мовою оригіналу)

В Украине активно идут выборы объединенных территориальных громад. Однако в них не могут принимать участия внутренне перемещенные лица. А это примерно 4% украинского электората. Об этом говорят активисты.

По их словам, таким образом, люди не могут повлиять на общественно-политическую жизнь на тех территориях, где они проживают уже один-два, а может, и три года. Хотя платят налоги в местный бюджет.

Украинские и международные активисты по защите прав людей считают, что причина – коллизии в украинских законах.

С ноября до конца этого года в Украине пройдет 438 местных выборов, в том числе и в объединенные территориальные громады. Однако в этих выборах не будут участвовать граждане Украины, которые проживают в этих городах и поселках и имеют статус временно перемещенного лица.

Хотя в некоторых населенных пунктах, которые находятся непосредственно у линии разграничения, число переселенцев достигает 60% общего населения.

Эти люди не имеют возможности влиять на жизнь громады, считает директор общественного холдинга «Группа влияния» Татьяна Дурнева.

Татьяна Дурнева

Она сообщила, что активисты многих общественных организаций, в том числе и «Группа влияния», с помощью депутатов создали законопроект №2501, который предполагает возможность реализовать избирательные права внутренне перемещенных лиц. Когда на основании справки о регистрации переселенцы вносятся в органы, ведущие реестры избирателей. По словам Татьяны Дурневой, были еще 2 альтернативных законопроекта, но и они даже не были вынесены на рассмотрение.

«Есть мифы и страхи депутатов. Например, прошлой осенью во время избирательной компании, когда мы пытались лоббировать этот законопроект, были противоположные точки зрения. Например, что переселенцы будут ать не за ту партию. Второй миф, что эти люди временные и поэтому они не должны ать здесь, сейчас они проголосуют и уедут. Эти спекуляции идут и до сих пор», – считает Татьяна Дурнева.

Эксперты считают, что местные чиновники и депутаты не спешат принимать закон о правах переселенцев, потому что рассматривают их как временно перемещенных лиц. Но нет ничего более постоянного, чем временное, замечают активисты. Эти люди уже живут в местных громадах, многие уже более двух лет.

Переселенцы платят налоги в местный бюджет, поэтому имеют полное право влиять на политическую и экономическую жизнь громады, таково мнение аналитика гражданской сети «Опора» Александра Клюжева.

Он считает, что значительная часть переселенцев останется, не будет возвращаться, поэтому депутаты должны поторопиться с принятием необходимых законов.

«В основном чиновники и депутаты воспринимают переселенцев как тех, кто вернется, когда будет возвращен контроль на всей территории Украины. Поэтому не нужно торпедировать решение их проблем на месте. И после признания этого на политическом уровне можно переходить к законодательному урегулированию.

Часть внутренне перемещенных лиц, которые планируют интегрироваться во внутренние территориальные громады, должны получить доступный механизм реализации своих избирательных прав

И когда мы говорим об избирательных правах, часть внутренне перемещенных лиц, которые планируют интегрироваться во внутренние территориальные громады, должны получить доступный механизм реализации своих избирательных прав на территории, где они фактически проживают», – считает Александр Клюжев.

Проблема у переселенцев не только в том, что они не имеют возможности реализовать свои избирательные права. Контакт с госслужбами, не выработанная система постановки на учет и назначения соцвыплат очень волнует людей.

Вместо этого государство стремится максимально сократить выплаты переселенцам, так считает координатор Центра информации по правам человека Людмила Янкина, которая неоднократно проводила опросы и встречи с переселенцами.

Иногда процесс назначения соцвыплат и пенсий переселенцам доходит до абсурда, рассказывает она:

«Одна из абсурдных системных ситуаций – это принятие Кабмином постановления №637, когда к людям приходят проверки, и если человека нет на месте из-за того, что вышел в магазин либо пошел на работу, отсутствовал дома, на что он имеет полное право, то ему не продлевались соцвыплаты. Ну, и в принципе, пока проверка не придет, человек остается без соцвыплат и пенсии».

В Украине есть единичные примеры, когда переселенцы добивались реализации избирательных прав через суд. В мировой практике есть примеры, когда государство автоматически предоставляет такие права гражданам других стран.

Например, в Швеции граждане соседних Дании и Норвегии получают право голоса после шести месяцев проживания. Граждане стран ЕС через 3 года после проживания в другой стране Евросоюза также получают право участвовать в выборах.

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

Источник: https://www.radiosvoboda.org/a/28135719.html

Гарантии реализации избирательного права

Лишены избирательного права лица

За годы независимости национальное законодательство о выборах прошло последовательный и эволюционный путь формирования и развития. Проделана большая работа по приведению законодательства в соответствие с общепризнанными международными стандартами в сфере выборов.

В ходе либерализации и модернизации всех сфер жизни общества создана современная избирательная система, гарантирующая свободное волеизъявление граждан, право каждого свободно избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти. Ограничения права на участие в выборах четко оговорены в законодательстве.

В соответствии с частью четвертой статьи 117 Конституции не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Это значит, что заключенные, осужденные приговором суда на отбывание срока в местах лишения свободы, не имеют права ать временно, на период заключения.

В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

Международный опыт показывает, что лишение избирательного права осуществляется для поддержания авторитета закона, а также исключения возможности криминального влияния на формирование органов государственной власти. Уголовное наказание в виде лишения свободы применяется лишь к лицам, совершившим определенные общественно опасные деяния.

За нарушения, не представляющие общественной опасности, применяются меры наказания без лишения свободы или административные меры наказания. Законодательством определено, что недееспособные лица лишены права совершать даже сделки граждан­ско-правового характера.

Поэтому вполне логично, что человек, признанный судом недееспособным, вряд ли способен осознанно решить сложный вопрос государственного значения – выбор главы государства.

Разумные ограничения права голоса на основании психической недееспособности или уголовной судимости предусмотрены пунктом 4 Замечаний общего порядка Комитета по правам человека ООН от 1996 года.

В соответствии с Кодексом добросовестной практики в избирательных вопросах Венецианской комиссии Совета Европы основанием для лишения права избирать может быть признание лица недееспособным из-за его психического заболевания или осуждения за тяжкие преступления.

Парламентская Ассамблея Совета Европы предложила пересмотреть существующие ограничения избирательных прав заключенных, чтобы отменить те из них, что больше не являются необходимыми и пропорциональными для достижения законной цели.

Говоря об ограничении права избирать для лиц, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке, следует учесть высказанную ранее Венецианской комиссией позицию, которая основывается на практике Европейского суда по правам человека.

Согласно ей лишение избирательного права лица, имеющего судимость любого рода, несмотря на характер соответствующего правонарушения, является неоправданно строгим ограничением.

Конституция и законодательство нашей страны не содержит подобных ограничений. Граждане, содержащиеся в местах лишения свободы, лишены права избирать, однако иные лица, имеющие судимость и даже находящиеся под следствием, не лишены этого права, что в полной мере соответствует международным стандартам.

Ограничения аналогичного характера в отношении лиц, лишенных свободы, закреплены законодательством Австрии, Армении, Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Греции, Грузии, Ирландии, Италии, Латвии, Лихтенштейна, Люксембурга, Республики Мальта, Молдовы, Нидерланд, Норвегии, Польши, России, Словакии, Турции и Эстонии.

Согласно статье 25 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, и никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона.

В соответствии со статьей 3 Закона “О содержании под стражей при производстве по уголовному делу” ограничивается свобода лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно статье 4 этого закона основными принципами содержания под стражей являются законность, равенство граждан перед законом, уважение чести и достоинства личности, охрана прав и свобод граждан, презумпция невиновности.

В соответствии с принципом презумпции невиновности подозреваемый, обвиняемый или подсудимый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность. Все сомнения в причастности к преступлению, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого.

Также в их пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении закона.

Соответствующая норма, имплементировавшая в себя положения статьи 11 Всеобщей декларации прав человека и статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, закреплена в Основном Законе страны.

В соответствии со статьей 26 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет установлена путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечивают все возможности для защиты.

Для последовательной реализации конституционных норм, общепризнанных международных стандартов, а также рекомендаций миссий международных наблюдателей, в том числе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, по итогам президентских выборов в марте 2015-го уже в декабре того же года были внесены изменения и дополнения в Закон “О выборах Президента Республики Узбеки­стан”.

Так, дополнения в статьи 10, 11, 23 и 30 этого закона предусматривают возможность образования избирательных участков в местах содержания под стражей. Это позволит обеспечить реализацию избирательных прав граждан, находящихся в местах содержания под стражей, в отношении которых не вынесены приговоры судов.

В соответствии с Положением о порядке организации деятельности участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии от 3 февраля 2016 года, список избирателей по избирательным участкам, образованным в местах содержания под стражей, составляется участковой избирательной комиссией на основе данных, предоставляемых руководителями указанных учреждений.

Избирательные участки, образованные в местах содержания под стражей, прикрепляются к избирательным округам по месту своего расположения. Размещение избирательного участка определяется администрацией места содержания под стражей.

Задержанные и заключенные под стражу имеют право знакомиться с информационными плакатами избиркомов и другой информацией, касающейся избирательной кампании. Администрация места содержания под стражей размещает эти данные на стендах, расположенных в местах, отведенных для проведения выборов.

Задержанные и заключенные под стражу информируются о предвыборных мероприятиях, а также о месте и времени ания.

Аналогичная практика существует и в зарубежных странах.

Например, в Российской Федерации участвовать в выборах не имеют права недееспособные, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Это правило не распространяется на заключенных следственных изоляторов временного содержания, так как их вина еще не доказана судом, а в следственном изоляторе они находятся лишь на время следствия.

Однако такая картина наблюдается не во всех государствах. Изучение зарубежной избирательной практики свидетельствует, что многие страны (например, Великобритания, Дания, Египет, Индия, Пакистан, некоторые штаты США, Франция и другие) лишают права избирать осужденных за любое преступление, а также лиц, имеющих непогашенную судимость.

Право голоса – одно из фундаментальных прав каждого гражданина нашей страны, и оно обеспечивается как национальным законодательством, так и институциональной системой защиты прав человека.

Реализация новых норм избирательного законодательства будет способствовать более полному осуществлению принципа свободы выбора, дальнейшей демократизации избирательной системы страны, повысит эффективность обеспечения равных условий кандидатам в Президенты, политическим партиям в ходе проведения предвыборной агитации, а также укреплению принципов открытости и прозрачности выборов главы государства. Это означает, что предстоящие президентские выборы будут проходить в условиях углубляющейся либерализации общества, растущей общественно-политической активности граждан.

Источник: https://mfa.uz/ru/press/elections2016/2016/11/9476/?print=Y

Немецкие психи и педофилы выберут в Европарламент самых достойных

Лишены избирательного права лица

На прошлой неделе депутаты Бундестага большинством одобрили отмену некоторых исключений из Федерального закона о выборах (Bundeswahlgesetz).

В соответствии с этими исключениями к парламентским выборам не допускали граждан Германии, признанных в установленном порядке недееспособными (то есть состоящих под опекунством умственно отсталых и психически больных), а также осуждённых, находящихся по приговору суда на лечении в психиатрических больницах. Лишь в некоторых федеральных землях недееспособные лица могли участвовать в выборах муниципального и земельного уровня.

Ещё 29 января текущего года Федеральный конституционный суд в Карлсруэ постановил, что запрет на участие в выборах всех уровней людей с психическими заболеваниями нарушает Основной закон. Как указали судьи Второго Сената КС, «отдельные положения Федерального закона о выборах нарушают принцип всеобщности избирательного права и запрет на дискриминацию по признаку инвалидности».

Через два месяца Бундестаг одобрил соответствующие поправки в Федеральный закон о выборах. Однако по решению правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ они должны были вступить в силу с 1 июля нынешнего года — то есть уже после назначенных на конец мая выборов в Европейский парламент.

И тогда фракции трёх оппозиционных партий в Бундестаге — свободных демократов (СвДП), «зелёных» и «левых» — вновь обратились в Конституционный суд. На сей раз они ходатайствовали о допуске лиц с психическими расстройствами именно к майским выборам в Европарламент. И 15 апреля КС, рассмотрев в ускоренном порядке их ходатайство, вынес по нему положительное решение.

Теперь, после одобрения Бундестагом апрельского решения Конституционного суда, около 82 000 ранее лишённых избирательного права совершеннолетних граждан Германии обрели право голоса.

Реализовать его они смогут уже 26 мая, явившись на избирательные участки для ания по выборам депутатов Европарламента (опекуны и законные представители этой категории избирателей вправе оказывать им лишь техническую помощь — например, поставить крестик в нужной графе, но саму графу определяет исключительно сам опекаемый).

Так, в земле Мекленбург-Передняя Померания в этот день к урнам отправятся 1 600 таких лиц.

А в рейнвестфальской общине Бедбург-Хау, где расположена крупная психиатрическая клиника закрытого типа, воскресных выборов с нетерпением ждут 110 содержащихся там для проведения психэкспертизы насильников, убийц, педофилов и других лиц, совершивших тяжкие преступления. В дальнейшем же все 82 тысячи лиц, ранее лишённые избирательного права, смогут участвовать и в выборах депутатов всех уровней (в том числе и Бундестага) и в самой ФРГ.

«Наконец-то все совершеннолетние граждане Германии имеют право голоса, — радостно заявила по этому поводу депутат Бундестага от СДПГ, экс-министр здравоохранения ФРГ, а ныне председатель благотворительной организации помощи умственно отсталым Bundesvereinigung Lebenshilfe Улла Шмидт. — Это великое достижение для людей с ограниченными возможностями и для нашей демократии в целом».

По-прежнему лишены права голоса будут те, к кому такое ограничение применено по приговору суда — например, если лицо осуждено за государственную измену или фальсификацию выборов.

Все другие категории осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в соответствии со ст. 38 Основного закона Германии обладают избирательным правом.

Нахождение за решёткой гарантирует их 100-процентную явку на выборы.

Любопытно, что предыдущие изменения и дополнения в действующий с мая 1956 года Федеральный закон о выборах вносились менее года назад — в июле 2018-го, когда партийный расклад в Бундестаге был практически идентичным сегодняшнему. Но тогда ни «зелёным», ни «левым» не пришло в голову озаботиться нарушением избирательных прав психбольных и умственно отсталых.

Теперь же эти партии используют малейшую возможность, чтобы максимально усложнить прохождение в Европарламент евроскептиков из «Альтернативы для Германии».

Конечно, 82 тысячи дополнительных (при том, что избирателей в ФРГ без малого 62 миллиона человек) сами по себе никакой роли не сыграют.

Но ведь, как говорится, «дорого яичко к Христову дню» — инициатива-то озвучена, а главное, реализована весьма своевременно!

Столь же своевременно подсуетились в этом направлении и в Парламентской ассамблее Совета Европы.

Как сообщила немецкая государственная медакомпания Deutsche Welle, 23 мая, подавляющее большинство членов президиума ПАСЕ проало против создания собственной фракции депутатами от «Альтернативы для Германии», Австрийской партии свободы, итальянской «Лиги» и правых партий из Болгарии, Чехии и Эстонии.

Против новой фракции традиционно выступили «левые» и «зелёные», а также мусульманские страны-члены Совета Европы, в том числе Турция и Азербайджан.

Они пожаловались на исламофобские высказывания некоторых членов правопопулистских партий, вся «исламофобия» которых состоит в их твёрдой антимиграционной позиции.

Но мигрантофилам этого вполне достаточно, чтобы упорно обвинять их в расизме и ксенофобии.

Германия

Евросоюз и еврозона: Немецкие хитрости: Засунуть руку в кипящее масло или полоснуть ножом по пальцам

Новости Евросоюза: Выходец из России прервал работу Эйфелевой башни

Источник: https://svpressa.ru/politic/article/233542/

ГосЗащита
Добавить комментарий