Мировой судья какие дела ведет

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

Мировой судья какие дела ведет

Институт мировых судей является не новым в зарубежной юстиции и действует на территории многих государств, таких как США, Греция, Англия, Италия и других. Введение института мирового судейства в начале XX века поставило Россию в один ряд с цивилизованными странами с развитой разветвленной судебной системой.

В настоящее время роль мировых судов увеличивается, о чем свидетельствует количество рассматриваемых дел мировыми судьями.

Особенности организации деятельности мировой юстиции связаны с тем, что, с одной стороны, данные суды составляют одно из звеньев судебной системы Российской Федерации, как суды общей юрисдикции. С другой стороны, они характеризуются как суды субъектов Российской Федерации. Данный факт предопределяет особенности организации их деятельности.

Правильная организация работы судов ведет к высокому качеству осуществления правосудия и выполнению задачи по защите прав и свобод граждан.

Организация деятельности судов, в том числе мировых судов, должна включать анализ следующих аспектов их деятельности:

1)        организацию делопроизводства;

2)        организацию рассмотрения дел в различных инстанциях;

3)        организацию работы по подготовке дел к судебному разбирательству;

4)        организацию работы по обращению к исполнению судебных решений;

5)        организацию судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

6)        организацию работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан;

7)        организационное обеспечение судов;

8)        организацию работы аппарата судов.

Таким образом, можно дать условное определение, что организация деятельности судов — это планомерное и продуманное устройство работы судов [4, с. 26].

Ряд правоведов весьма справедливо выделяют следующие особенности организации деятельности мировых судей, которые отличают ее от организации деятельности других звеньев судебной системы.

1.         Осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков.

2.         Неурегулированность федеральным законодательством полномочий мировых судей как должностных лиц.

3.         Необходимость замещения мирового судьи в случае его отсутствия [2, с. 42].

В соответствии с нормами ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.

1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, следовательно, по своей структуре мировые судьи сходны с ранее существовавшими односоставными районными судами, в которых один штатный судья выполнял в то же время обязанности председателя суда.

Так как Законом «О мировых судьях в Российской Федерации» установлены только процессуальные полномочия мировых судей, то остальные полномочия мировых судей в части организации их работы регулируются законами субъектов РФ и значительно отличаются как между собой, так и от полномочий председателей судов.

Так, например, согласно ст. 11 Закона Воронежской области от 13 декабря 2000 г.

«О мировых судьях Воронежской области» мировой судья: председательствует в судебных заседаниях; организует работу аппарата мирового судьи и обслуживающего персонала; ведет личный прием, рассматривает предложения, заявления и жалобы; руководит ведением судебной статистики; осуществляет иные функции согласно действующему законодательству. В Законе Хабаровского края от 27.05.2009 № 244 «О мировых судьях в Хабаровском крае» организационные полномочия мировых судей вообще не указаны.

Таким образом, неурегулированность данного вопроса федеральным законодательством создают предпосылки для распределения обязанностей между работниками аппарата ненадлежащим образом, повышение квалификации аппарата мировым судьей проводится беспланово, от случая к случаю. Между тем, ненадлежащее оформление протокола судебного заседания в обязательном порядке влечет отмену решения, даже в том случае, если оно обоснованное и законное. Ошибка в делопроизводстве также может повлечь для сторон неблагоприятные последствия.

Тем самым, в целях обеспечения прав граждан на справедливую судебную защиту представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» статьей с указанием должностных обязанностей мирового судьи [6, с. 120].

Осуществление мировым судьей деятельности в пределах судебного участка имеет целью приближения суда к населению. Данной цели возможно достигнуть в случае, если мировой судья будет располагаться на территории судебного участка, которых на территории района должно быть несколько, и населению будет легче обратиться к мировому судье прежде всего в силу территориальной близости.

Переходя к проблеме осуществления мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков, следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 4 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» установлено создание судебных участков из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.

Однако, на практике складывается ситуация, отсутствует возможность раздельного размещения мировых судей на территории вверенных судебных участков, им предоставляют помещение либо в зданиях районных судов, либо хотя и не в них, но все равно всем вместе в районном центре.

Такая ситуация наиболее характерна для крупных городов, что отрицательно сказывается на доступности мировой юстиции для граждан, поскольку преимущество получают только граждане, место жительство которых ближе расположено к районному центру и месту нахождения помещения мировых судей.

Принцип осуществление деятельности в пределах судебных участков на практике привел к неравномерности распределения между мировыми судьями нагрузки по рассмотрению дел. Так, согласно сведениям о работе мировых судей Хабаровского края за 12 месяцев 2013 г.

мировым судьей судебного участка Комсомольского района Хабаровского края № 54 рассмотрено 64 уголовных дела, 832 гражданских, 1018 дел об административных правонарушениях, общая нагрузка составила 190 дел, в то время как мировым судьей судебного участка № 33 Центрального округа г.

Комсомольска-на-Амуре рассмотрено 81 уголовных дел, 2606 гражданских и 941 дел об административных правонарушениях. Общая нагрузка данного судьи составила 346 дел. То есть нагрузка, исходя из числа дел, различается почти в 2 раза [8].

Большая загруженность ведет к более длительному рассмотрению дел, при этом падает качество рассмотрения. Это нарушает право граждан на доступное правосудие.

Как показывают статистические данные, загруженность мировых судов определяется не количеством жителей на участке, а уровнем хозяйственного оборота, степенью концентрации объектов производства, уровнем преступности и другими особенностями местности.

Исходя из указанной проблемы, представляется целесообразным внести изменения в Закон «О мировых судьях в Российской Федерации», расширив территориальные показатели для создания судебных участков из расчета численности от 10 до 40 тысяч человек. В данных рамках у субъектов РФ будет больше возможности решения проблемы повышенной нагрузки путем изменения границ судебных участков.

Проблема временного увеличения нагрузки вполне может быть разрешена путем привлечения к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи, судьи, находящегося в отставке.

Представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» положениями, регламентирующими положение добавочных мировых судей, которые бы отличались от участковых мировых судей только отсутствием конкретного судебного участка, а их назначение на участок осуществлялось бы председателем суда уровня субъекта РФ.

Институт добавочных судей уже знаком судебной системе России. Так, согласно ст. 45.1 Уголовного судебного уложения с 1886 г.

вводились добавочные мировые судьи, которые назначались постановлением съезда мировых судей для исполнения обязанностей участковых мировых судей в случае их устранения, отсутствия, болезни, смерти, а также для облегчения тех, которые чрезмерно обременены участковыми делами [5, с. 59].

Таким образом, организация работы мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организации работы в других звеньях судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.

В связи с этим представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту:

1)        полномочия мировых судей как должностных лиц, установив их равными полномочиям председателей судов;

2)        уменьшение нижней и увеличение верхней границы количества населения на один судебный участок;

3)        создание не менее двух судебных участков в судебном районе;

4)        размещение мирового судьи непосредственно на территории судебного участка;

5)        введение добавочных мировых судей для привлечения к отправлению правосудия в случае временного увеличения нагрузки мировых судей;

6)        установить, что в случае отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей может быть не только возложено председателем районного суда на мирового судью ближайшего судебного участка либо, если это невозможно по каким-либо причинам (в районе — один судебный участок и т. п.), председателем суда соответствующего субъекта РФ на мирового судью ближайшего судебного участка другого района, но и на судью в отставке.

Предлагаемые изменения в законодательстве, направленные на эффективную организацию деятельности мировых судей при осуществлении ими судебной власти, приведут к повышению уровня защиты прав граждан в Российской Федерации.

Особенностями организационного обеспечения деятельности мировых судей, отличающие его от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, являются:

1.    Отсутствие законодательного закрепления функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей.

2.    Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей за счет средств бюджета субъектов РФ.

3.         Количество работников аппарата мирового судьи и порядок их назначения.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей в части их финансирования осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение деятельности осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Финансирование судов из федерального бюджета направлено на повышение их самостоятельности и независимости.

В связи с этим положения законодательства, устанавливающие материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, повышение их квалификации, возмещение процессуальных издержек за счет средств бюджета субъектов РФ, прямо противоречат ст.

124 Конституции РФ, устанавливающей финансирование судов только из федерального бюджета с тем, чтобы обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

В научной литературе уже указывалось, что недопустимо расчленять конституционное понятие «финансирование судов» на «собственно финансирование» и «материально-техническое обеспечение», так как это прямо направлено на обход конституционных принципов финансирования и снижение гарантий независимости судебной власти [7, с. 47].

Вопрос о соответствии Конституции РФ Закона «О судебной системе Российской Федерации» в части возложения материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и работников их аппаратов на органы власти субъектов РФ до настоящего времени остается открытым.

Таким образом, организационное обеспечение деятельности мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту.

1.         Обеспечение равного материально-технического обеспечения мировых судей в РФ, либо из федерального бюджета, либо из бюджета субъектов РФ с установлением единых федеральных нормативов.

2.         Возложение обязанности по организационному обеспечению мировых судей на управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ.

3.         Количество работников аппарата мировых судей — не менее трех человек, предоставив мировому судье право назначения на должность и освобождения от должности работников аппарата.

Литература:

1.         Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2.         Анохина, В. Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей. — [Текст] / В. Ю. Анохина // Российская юстиция. — 2006. — № 11. — С. 40–48.

3.         Гарифуллина, А. Р. Некоторые аспекты организационного обеспечения деятельности мировых судей.- [Текст] / А. Р. Гарифуллина // Российский судья. — 2012. — № 6. — С. 5–10.

4.         Даниелян, Д. Р. Об основных направлениях развития судебной системы. — [Текст] / Д. Р. Даниелян // Мировой судья. — 2013. — № 6. — С. 26–28.

5.         Дорошков, В. В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. — [Текст] / В. В. Дорошков. — М.: НОРМА, 2009. — 320 с.

6.         Колоколов, Н.А., Павликов, С. Г. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и организации судебной деятельности в федеративном государстве [Текст] / Н. А. Колоколов, С. Г. Павликов. — М.: Юрлитинформ, 2007. — 250 с.

7.         Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации [Текст] / Отв. ред. д-р юрид. наук В. П. Кашепов. — М.: Юриспруденция, 2011. — 102с.

8.         Сведения о среднемесячной нагрузке по рассмотрению дел судебными участками мировых судей за 12 месяцев 2013 года // http://usd.hbr.sudrf.ru

Источник: https://moluch.ru/archive/87/16675/

Кто такой мировой судья и какие дела ведет

Мировой судья какие дела ведет

Мировой судья — начальная ступень судебной системы, ограниченная наименее серьезными уголовными преступлениями и гражданскими спорами с небольшой суммой иска. Кроме того, он разрешает административные споры, в которых истцом или ответчиком выступает государство в лице государственных организаций.

Правовая база

Функционирование мировых судей регулируется федеральным и региональным законодательством. К числу наиболее значимых государственных актов, контролирующих рассматриваемые судебные органы, относятся перечисленные ниже.

  1. Закон «О судебной системе РФ» (№ 1-ФКЗ).
  2. Закон «О мировых судьях в РФ» (№ 188-ФЗ).
  3. Закон «О статусе судей в РФ» (№ 3132-1).
  4. Процессуальные кодексы: АПК — при ведении административных дел; УПК — при уголовном разбирательстве; ГПК — при решении гражданских споров.
  5. Конституция РФ.

Судья выносит решение единолично. Статья 16 закона 3132-1 гарантирует защиту блюстителей порядка. На обывательском уровне иногда используют термин мировой суд. Но российская судебная система не предусматривает такого понятия.

На одного блюстителя закона приходится судебный участок, число зарегистрированных людей на котором составляет от 15 тыс. до 23 тыс. человек. Если большой участок территории слабо заселен, назначается один судья.

Отдельный российский закон (№ 218-ФЗ от 29.12.99) регулирует количество участков и численность судей. Прерогатива законодательства субъектов РФ — разграничение судебных участков и назначение блюстителей порядка.

Что входит в компетенцию судьи

Дела, рассматриваемые мировыми судьями, представляют собой незначительные нарушения административного, уголовного и гражданского права. Разделение исков между низшей инстанцией и районными судами определяется максимальной мерой ответственности по статье.

В районный суд, согласно законам, передаются иски, самое строгое наказание по которым — ограничение свободы дольше трех лет или компенсация выше 100 тыс. рублей. Если истец неправильно определил инстанцию для подачи иска, судья самостоятельно передаст дело в нужный орган. Российские законы запрещают споры по подсудности.

Гражданские иски

К полномочиям мирового судьи в области гражданского судопроизводства относятся следующие вопросы (ст. 3 Закона 189-ФЗ).

  1. Вынесение судебного приказа.
  2. Прекращение брака. Исключение — наличие спора по детям.
  3. Прочие семейные дела, не затрагивающие интересы детей.
  4. Раздел имущества стоимостью до 100 тыс. руб.
  5. Имущественные иски с ценой до 100 тыс. руб. Исключены наследственные споры и вопросы по интеллектуальной собственности. Эти дела рассматриваются в районном суде, независимо от суммы иска.
  6. Решение споров по пользованию имуществом.

Закон обязывает мировых судей пересматривать дела при обнаружении новых обстоятельств, если вопрос рассматривался ими раньше.

Административные иски

В административных спорах одной из сторон выступают госорганы. Среди рассматриваемых первой инстанцией:

  • ограничения избирательных прав граждан;
  • нарушение законов о религиозных организациях;
  • несоблюдение законов в сфере трудовых отношений, кроме вопросов восстановления на рабочем месте;
  • неисполнение законов по охране труда;
  • невыплата алиментов;
  • нарушения ПДД;
  • хулиганство;
  • другие споры, определенные ст. 23.1 КоАП РФ.

Уголовные дела

В уголовной сфере мировые судьи рассматривают дела, ограниченные максимальным сроком наказания в 3 года. Исключения перечислены в п. 1 ст. 31 УПК РФ. Среди подсудных уголовных вопросов — дела частного обвинения и споры по таким распространенным уголовным преступлениям, как кража, мошенничество.

Дела частного обвинения часто возникают между знакомыми людьми на фоне бытовых неурядиц. Они отличаются небольшой степенью тяжести и не несут угрозы обществу. Для уголовных дел частного обвинения предусмотрены особые правила разбора — дело возбуждается только по заявлению и немедленно прекращается, если стороны примирились.

Какие требования предъявляют к мировым судьям

Добиваться должности судьи разрешено человеку, отвечающему условиям, предусмотренным законом № 3132-1. Требования установлены в статьях 3, 4 закона. Согласно нормативному акту, кандидат должен:

  • достигнуть 25 лет;
  • иметь диплом вуза по юриспруденции;
  • отработать в юридической сфере не меньше 5 лет;
  • не привлекаться по уголовным статьям и не подозреваться в преступлениях;
  • не состоять на учете в наркологическом учреждении или психдиспансере;
  • не являться гражданином другой страны.

Кроме того, закон ограничивает права претендентов, имеющих серьезные заболевания или постоянно проживающих за рубежом. После выбора на должность судья должен соблюдать моральные и этические нормы, позволяющие поднимать доверие к судебной власти. Ему следует избегать ситуаций, вызывающих подозрения в необъективности и справедливости решений. Закон запрещает блюстителям порядка:

  • заниматься предпринимательством;
  • занимать госдолжности;
  • открыто выражать политические взгляды;
  • входить в политические партии;
  • заниматься иным трудом, кроме науки и образования;
  • открывать счета в зарубежных банках.

Некоторые ограничения закон распространяет и на мировых судей, вышедших в отставку.

Куда необходимо обращаться

Подавать иск следует в суд по месту проживания ответчика. Адреса мировых судей можно найти на официальном веб-ресурсе районного суда.

Некоторые заявления можно подавать по месту проживания заявителя, например, дела по алиментам на ребенка.

Иск готовится в количестве экземпляров по числу участников гражданского, уголовного или административного процесса. Дополнительный экземпляр изготавливается для судьи.

К иску прилагаются подтверждающие документы. Перед подачей заявления необходимо оплатить государственную пошлину, зависящую от вида спора. По имущественным спорам размер взноса зависит от суммы требований по иску.

При поступлении заявления судья принимает решение принять иск к производству или отклонить его. Срок — 5 дней с момента получения обращения. Отклонение заявления должно быть мотивировано. Обжаловать решение можно в районном суде.

Регламентированы сроки разбора дел. Они зависят от категории иска. Два месяца отводится на гражданские иски, административные споры рассматриваются только месяц. Обжаловать вердикт судьи можно в вышестоящем суде. Важно соблюсти сроки подачи апелляции. В первой инстанции они самые короткие и зависят от категории иска.

(29 4,60 из 5)
Загрузка…

Источник: http://zpponline.ru/sud/chto-takoe-mirovoy

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Мировой судья какие дела ведет

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта.

В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей.

Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

  • Конституцией РФ;
  • Законом о судебной системе;
  • Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;
  • Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

  • единство судебной системы;
  • обязательность судебных постановлений;
  • несменяемость и неприкосновенность судей;
  • равенство всех перед законом и судом;
  • гласность в деятельности судов;
  • самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ “О судах общей юрисдикции” районный суд рассматривает:

  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).
  • дела об административных правонарушениях.
  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

  • первой инстанции;
  • второй (апелляционной) инстанции;
  • инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ “О судах общей юрисдикции” районный суд формируется в составе:

  • председателя районного суда;
  • его заместителя (заместителей);
  • судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

  • помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;
  • начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);
  • специалистов и консультантов;
  • секретарей судебного заседания;
  • администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;
  • технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

  • председательствует в судебных заседаниях;
  • распределяет другие обязанности между судьями;
  • назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
  • руководит работой аппарата суда;
  • организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;
  • руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
  • организует работу по повышению квалификации работников суда;
  • вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
  • ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Районный суд (городской суд): подробности для бухгалтера

  • Когда искусственное «дробление» бизнеса становится налоговым преступлением? … 22-1297/2014, Приговор Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 05 … надлежащего документального оформления (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 … по собственникам (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 … по собственникам (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 … других участников (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 … , например, в Приговоре Яранского районного суда Кировской области от 28.12 …
  • Европейские правовые стандарты доказывания и оценки доказательств … установив, что разбирательство в Василеостровском районном суде г.Санкт-Петербурга было ущербным … § 113)», отметив также, что Коптевский районный суд не предпринимал попыток провести собственный … в защиту своей позиции. Районный суд отказал в исследовании всех представленных … оценке обоснованности запрета книг, Коптевский районный суд не провел сколь-либо содержательного … производное доказательство (экспертное заключение)».
    Железнодорожный районный суд в удовлетворении этого ходатайства отказал …
  • Свобода совести, цензура, прошлое и настоящее … в известном судебном решении Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 марта … признания экстремистскими книг в Ленинский районный суд г. Оренбурга не оказалось Корана … .
    6 апреля 2005 года Кировский районный суд г. Омска оправдал Д.Исабаева … исключительно судами, отметив, что Коптевский районный суд не предпринимал попыток провести собственный … . 5-17.
    33
    Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 марта …
  • Какие выплаты учитываются для сопоставления заработной платы работника с размером МРОТ? … 33-1200/2018, решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 12.03 … 2-164/2018, решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 26.04 …
  • Если нарушений несколько? … штраф в 110 тыс. руб. Районный суд признал действия трудовой инспекции правильными … . и 135 тыс. руб.
    Впоследствии районный суд, куда обратилась организация, заменил два … этих нарушениях рассматривалось в одном районном суде, ВС РФ счел применение положения … . 5.27.1 КоАП РФ.
    Районный суд посчитал, что при назначении наказания …
  • Анализ изменений процессуального законодательства … , которые рассматривают мировые судьи или районные суды. Данное требование не касается арбитражных … .
    Напомним, что апелляционные жалобы рассматриваются:
    районным судом – на решения мировых судей;
    верховным … (флотским) военным судом – на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
    апелляционным …
  • Обязан ли работодатель обеспечивать определенным объемом работ работника-сдельщика, чья оплата труда осуществляется по сдельной системе? … 33-19545/13, решение Катайского районного суда Курганской области от 30.05 … РФ) (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05.04 … 33-6357/2016, решение Краснохолмского районного суда Тверской области от 10.04 … N 33-4238, решение Варненского районного суда Челябинской области от 23.10 …
  • Учет платных услуг в исправительном учреждении, оказываемых при долгосрочных свиданиях … года (см., например, решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от 11.09 …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/rayonnyy_sud.html

Профессия: судья

Мировой судья какие дела ведет

Ровно половина участников судебных дел считают, что суд несправедлив и судьи выносят все решения по блату.

Ольга Макеева

юрист, 25 лет прожила с судьей под одной крышей

Так думают те, кто проиграл. Победители тоже редко хвалят судей. Обычно они считают, что судьи получают огромную зарплату просто так и что разрешенное дело — заслуга не судьи, а адвокатов.

Я юрист, а моя мама — судья. Я знаю, что не каждому по силам выдержать нагрузку и ответственность, которая ложится на судей. В этой статье я расскажу, кто может стать судьей, за что судьи получают зарплату и привилегии и за какие фото в соцсетях судью могут лишить полномочий.

У судебной системы в России не лучшая репутация: много пишут о необъективности судей, их зависимости от руководства, взятках и других проблемах. Мы расскажем только о формальной стороне вопроса: кто такой судья по закону.

Говоря о недостатках судов, нужно понимать, что Россия большая и каждый день здесь работают тысячи судей, которые рассматривают десятки тысяч дел. На этом фоне обязательно найдутся те, кто ведет себя плохо.

И еще: судьи — это люди. Если ваш ребенок получает юридическое образование, он тоже может стать судьей. Если, например, он стал судьей и берет взятку, то он — преступник.

Не какой-то абстрактный судья, а конкретно ваш ребенок. Значит, так он воспитан.

И наоборот: если ваш ребенок стал судьей и не взял взятку, а вел дела аккуратно и по закону, то внезапно он стал одним из тех людей, которые делают свою работу хорошо, и им хочется гордиться.

У каждого продажного судьи есть мама и папа, которые его так воспитали.

Но отложим в сторону морально-воспитательный вопрос. Что говорит о судье закон?

Судья — это человек, которого государство наделило правом разрешать споры между компаниями, гражданами и представителями власти. Когда возникает конфликт и стороны не могут договориться, они могут задать вопросы суду: «Кто прав?» и «Что теперь делать?».

Судья работает на государственной должности, как, например, руководители фракций в Госдуме, федеральные министры и президент. Государственные должности созданы для исполнения функций государственных органов России. То есть судья — это представитель власти, он выносит приговоры и решения не от себя лично, а именем России.

Остальные дела рассматривают судьи федеральных судов. Иногда их еще называют федеральными судьями, но в законе такого понятия нет. К федеральным судам относятся арбитражные суды, суды общей юрисдикции и военные суды.

Решение любого суда можно обжаловать в вышестоящий суд. Высший орган судебной власти — Верховный суд РФ — последняя инстанция для пересмотра дел в России.

Еще есть Конституционный суд РФ. Он проверяет законы на соответствие Конституции РФ и может отменить любой закон, если он ей противоречит.

Чтобы стать судьей, нужно получить юридическое образование, отработать минимум пять лет по специальности, сдать квалификационный экзамен и пройти конкурс.

Для вышестоящих судов требования еще выше, и попасть в них сложнее. Например, чтобы стать судьей конституционного суда, нужно иметь безупречную репутацию, признанную высокую квалификацию в области права и не менее 15 лет опыта работы по юридической специальности. Почти у всех судей конституционного суда есть ученая степень, десятки опубликованных работ, учебников и монографий.

Согласно социологическому исследованию профессии судьи, большинство судей пришли в профессию из судебных, следственных органов и прокуратуры.

В мировых судах 70% судей — женщины. В судах уровня субъекта РФ мужчин и женщин почти поровну — 43% против 57%. В Верховном суде РФ женщин 32%, а в Конституционном суде РФ всего 18% — три женщины и тринадцать мужчин.

Многие недовольны, что в судьи берут только своих: из секретарей или помощников судей. Но так везде: в банк часто приходят работать из другого банка, а в магазин — из другого магазина. Только работая в суде, можно узнать внутреннюю кухню и понять, чего ждать. А руководство может проверить деловые качества будущего судьи.

Средняя зарплата секретаря суда — 15 тысяч рублей до вычета налогов. Пока однокурсники нормально зарабатывают в юридических фирмах, секретарь суда за копейки пишет протоколы и успокаивает недовольных представителей. На этом этапе многие желающие сдаются.

Требования к претенденту на должность судьи зависят от того, в каком суде он будет осуществлять свои полномочия. Но есть и общие условия.

Высшее юридическое образование. Это может быть как очная, так и заочная форма обучения, но уровень образования должен быть только «специалист» или «магистр». Диплома бакалавра недостаточно.

Опыт работы не менее 5 лет. Работать обязательно нужно в должности, которая требует высшего юридического образования. Можно быть преподавателем юридических дисциплин, юристом в консалтинговой фирме, адвокатом или нотариусом.

Дееспособность. Кандидат на должность судьи не может состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Желающие стать судьей проходят обязательное медицинское освидетельствование.

Гражданство РФ. Если гражданства нет или есть вид на жительство иностранного государства, судьей стать не получится.

Помимо основных требований кандидат должен собрать кучу документов и сдать экзамен.

Квалификационный экзамен. Экзамен на должность судьи похож на экзамен в вузе. Вместо преподавателя — комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Она состоит из опытных судей и правоведов региона. Как правило, экзамен проводится раз в месяц.

Сдают не все. Например, в 2017 году в Санкт-Петербурге не сдал каждый третий претендент. Для тех, кому не повезло, следующая попытка разрешается только через полгода.

Статистика сдачи экзамена на должность судьи в Санкт-Петербурге за 2017 год

Конкурс на должность. Кроме экзамена кандидату в судьи нужно пройти конкурс на должность. Причем результаты экзамена действительны три года со дня сдачи. Это значит, что если не пройти конкурс за три года, все нужно начинать заново.

Объявления о вакансиях публикуются на сайте конкретного суда, квалификационной коллегии и в СМИ. Как только появится подходящая вакансия, претендент должен подать в квалификационную коллегию судей своего региона заявление и необходимые документы.

Квалификационная коллегия судей проверяет информацию о каждом кандидате и решает, кого из претендентов рекомендовать на должность судьи. По каждому претенденту коллегия направляет запросы в государственные органы — МВД, службу судебных приставов, налоговую и ФСБ. Причем органы проверяют всех членов семьи претендента на должность.

Если все в порядке, кандидат получает заключение о даче рекомендации на должность судьи.

Утверждение Президентом РФ. Последнее слово за главой государства, если речь о федеральном судье. На этом этапе отклоняется еще 15—20% кандидатур. После окончательной проверки президент подписывает указ о назначении судьи на должность.

Мировых судей утверждает местное законодательное собрание.

После назначения судья приносит присягу и может начинать работать.

Государство предоставляет судьям достойную оплату труда, неприкосновенность и социальные гарантии. Эти преимущества не личная привилегия судей, а гарантия вынесения законных и справедливых судебных решений. А еще — плата за ту ответственность, которую они на себя берут.

Судья обязан лишить кого-то свободы, имущества, денег, общения с детьми, если этого требует закон. До 1996 года самым строгим наказанием за преступления была смертная казнь. То есть раньше судьи были вправе даже лишить кого-то жизни. Сейчас смертная казнь не назначается, хотя от этого ответственность судьи меньше не становится.

Неприкосновенность. Неприкосновенность — это защита судьи от задержания, обыска, привлечения к уголовной или административной ответственности.

Например, чтобы привлечь судью районного суда к уголовной ответственности, председатель Следственного комитета России должен запросить согласие квалификационной коллегии судей субъекта. В квалификационную коллегию входят представители президента, общественности и судов разных уровней. Только после согласия коллегии председатель следственного комитета может возбудить уголовное дело.

Материальное обеспечение. Государство оплачивает судьям и членам их семьи медицинский полис ДМС и санаторно-курортное лечение. Это выгодно даже тем, кто любит отдыхать за границей: если судья откажется от путевки в санаторий, в конце года ему выплатят компенсацию ее стоимости.

Судьям, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, государство предоставляет квартиру. Для этого специальная комиссия проверяет жилье судьи.

Если количество квадратных метров на судью и членов семьи меньше общей учетной нормы субъекта РФ, судью поставят в очередь и компенсируют расходы по найму жилья до предоставления квартиры.

Например, в Санкт-Петербурге на одного жильца в квартире должно приходиться не меньше 9 квадратных метров.

Размер пожизненного содержания меньше средней зарплаты судьи — 80% от дохода на соответствующей должности.

Мантия и молоток. Судейская мантия — символ судебной власти. Судья обязан носить мантию в течение всего рабочего дня. Еще судье полагается форма — обувь и блузка или рубашка. А вот специальный деревянный молоток, который всегда под рукой у судей в телевизоре, на самом деле в России не используется.

https://www.youtube.com/watch?v=rrTgdtr8CSk

На первый взгляд действительно кажется, что работа судьи — это мечта каждого. Но помимо привилегий у судей много ограничений.

Судья имеет обязательства по отношению к государству и обществу. Все требования, которые применяются к действующим судьям, распространяются и на судей в отставке.

Нагрузка. Работа судьи подразумевает необходимость перерабатывать большой поток дел в ограниченный промежуток времени. В среднем каждый судья рассматривает 180 дел в месяц. Есть те, на кого приходится 10—20 дел в неделю, а у некоторых их больше 50. Обычно столько дел в неделю рассматривают судьи Москвы и Санкт-Петербурга.

50 дел в неделю означает, что каждый день судья выносит решения по десяти делам: 48 минут на одно дело при восьмичасовом рабочем дне. Но обычно дела затягиваются, кто-то опаздывает или нужно опросить свидетелей, поэтому задержки в суде — частое явление.

У судей официально ненормированный рабочий день. Но уйти с работы пораньше не получится — судья должен всегда быть на месте. А вот задержаться до позднего вечера или выйти в выходной — обычное дело.

Судья работает не один. В аппарат судьи входят два человека — секретарь и помощник. Секретарь направляет повестки, пишет протокол и говорит: «Прошу всех встать!» на судебном заседании. Помощник готовит проекты простых судебных документов. За тем, чтобы аппарат делал свою работу качественно и вовремя, следит судья, а в случае ошибок отвечает за них.

Судебный процесс. Все сроки, связанные с рассмотрением дела, установлены законом и контролируются председателем суда и вышестоящими судами. У каждого суда есть сайт, где можно отследить движение каждого дела и ознакомиться с результатами рассмотрения.

За этим следит помощник судьи. Если очередной этап дела не будет в срок зафиксирован на сайте, появится повод для жалоб. Но и без этого причин пожаловаться на судей много.

Если стороне показалось, что судья оказывает противнику больше внимания, это уже повод обвинить во взятках.

Любая отмена решения вышестоящим судом и нарушение сроков — это брак в работе, минус в премии и в репутации судьи. Каждую неделю на совещании судей подробно разбираются все отмены и изменения решений. Иногда вышестоящие инстанции отправляют дело на новое рассмотрение в тот же суд, и все нужно начинать сначала. В профессии судьи очень жесткие дедлайны и контроль качества.

  1. Судья — это государственная должность. Судья выносит приговоры и решения не от себя лично, а именем Российской Федерации.
  2. Чтобы стать судьей самого низшего звена, нужно получить высшее юридическое образование, проработать 5 лет по специальности, дождаться 25 лет, сдать экзамен, найти вакансию и пройти конкурс.
  3. Репутация судьи должна быть безупречной. Поэтому судьи должны следить за сказанным в личных разговорах и опубликованным в соцсетях и тщательно выбирать компанию для досуга. Судьи ограничены Кодексом судейской этики.
  4. Судьи очень много работают. В среднем каждый судья рассматривает 180 дел в месяц.
  5. У судей много привилегий, в том числе неприкосновенность, большая пенсия или ежемесячное пожизненное содержание. По закону всё это — гарантия правосудия.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/judges/

ГосЗащита
Добавить комментарий