Нулевой акт сверки взаиморасчетов

Как правильно читать акт сверки: как сверять, как работать с ним, как разобраться

Нулевой акт сверки взаиморасчетов

Успешный бизнес предполагает сотрудничество с большим количеством поставщиков и клиентов, с которыми регулярно осуществляются денежные расчеты. Немалую долю занимают и расчеты с государством – по налогам и страховым взносам. Все эти денежные отношения требуют тщательного контроля, и проще всего осуществлять его посредством регулярного подписания актов сверок.

Цели подписания

В акте сверке отражаются сведения о расчетах между двумя экономическими субъектами за определенный период. Периодичность сверок на законодательном уровне не утверждена, поэтому контрагенты могут самостоятельно выбрать ее и зафиксировать в договоре, либо составлять документ только при возникновении спорных ситуаций.

Подписывать акты сверок с контрагентами необходимо для следующих целей:

  1. Своевременное выявление ошибок в учете. Самыми распространенными из них являются задвоенные суммы, когда один и тот же документ бухгалтерия проводит 2 раза, и отсутствие суммы в акте по причине не предоставления документов на поставленный товар.
  2. Предъявление суду в качестве доказательства. Но следует учитывать, что акт сверки не попадает в разряд первичной документации, и нередко оппоненту удается оспорить его действительность в суде. В качестве основного довода выступает отсутствие подписи уполномоченного лица, так как акты обычно подписывают главные бухгалтера, а не руководители. Если у бухгалтера отсутствует официальная доверенность на подписание подобного рода документов, акты с проблемными контрагентами лучше подписывать директором организации.
  3. Приостановка срока исковой давности. Подписание акта сверки доказывает факт признания долга неплательщиком, поэтому с этого момента срок исковой давности начинает повторный отсчет.
  4. Проведение взаимозачета по встречной задолженности. В данном случае акт сверки помогает определиться с конечными суммами задолженностей.
  5. Инвентаризация расчетов с контрагентами. Это обязательная процедура, которую следует проводить не менее 1 раза в год. Выявить достоверные суммы дебиторской и кредиторской задолженности можно только путем подписания актов сверок.
  6. Формирование списка кредиторов во время процедуры банкротства. Кредитор, вовремя не подтвердивший наличие задолженности с помощью акта сверки, лишается права ее дальнейшего истребования.

Составление актов сверок не является законодательно установленной обязанностью организаций. По этой причине не существует единого образца бланка акта сверки, поэтому разработать его форму можно самостоятельно.

К тому же большинство фирм для ведения бухучета использует специальные программные продукты, позволяющие автоматически формировать акты сверок с наличием всех обязательных реквизитов.

АС

Акт сверки должен содержать не только данные по расчетам, но и идентифицирующие стороны сведения. Он обязательно должен включать:

  • порядковый номер и дату документа (указывается в назначении платежа в платежном поручении при возникновении необходимости сделать доплату по акту сверки);
  • наименования компаний (если наименование широко распространено, для лучшей идентификации имеет смысл указать ИНН и ОГРН);
  • период сверки;
  • сальдо (остаток) на начало периода;
  • обороты по дебиту и кредиту (произведенные оплаты и суммы поставок);
  • реквизиты документов (номера и даты накладных, актов на оказание услуг, платежных поручений);
  • сальдо на конец периода (цифрами и прописью).

Акт должен включать 2 таблицы для заполнения данных, одна из которых оставляется пустой, чтобы получатель смог внести в нее данные своего учета. Документ составляется в 2-х экземплярах и подписывается уполномоченным лицом с указанием ФИО и должности (главный бухгалтер или директор).  Акт также проштамповывается печатью при ее использовании в организации.

Как сверять данные по акту

При получении акта сверки от контрагента возможны 3 варианта ответных действий:

  1. Подтвердить остаток при совпадении в расчетах.
  2. Составить акт разногласий.
  3. Проигнорировать сверку (при отсутствии пункта о периодичности сверки в договоре и при наличии более неотложных дел, акт можно вовсе не рассматривать).

Если с 1-м и 3-м пунктом все просто, то 2-й требует внимательности к правилам его оформления. Акт разногласий оформляется отдельным документом с обязательной ссылкой на дату и номер акта сверки, на основе которого он составляется.

Перед табличной частью указывается дата получения спорного акта сверки и наименования сторон, а также реквизиты договора, по которому осуществляется поставка товара или предоставление услуг. В располагаемую ниже таблицу вносятся данные, вызвавшие разногласия. Она включает такие графы:

  • номер спорного пункта из акта;
  • предмет разногласий (сумма);
  • собственная версия (сумма с указанием обосновывающих ее документов).

Скачать пример протокола можно здесь.

Образец акта разногласий

Акт разногласий подписывается тем же лицом, которое подписывает основные акты сверок. К нему необходимо приложить копии документов, подтверждающих разногласия.

Ниболее распространенные

К наиболее распространенным разновидностям актов сверок относят:

  1. Акт сверки с поставщиком. Содержит операции, учитываемые по счету 60. По дебиту отражаются все совершенные в адрес поставщика оплаты, а по кредиту суммы поставок продукции.
  2. Акт сверки с покупателем. В данном случае учет ведется по счету 62. По дебиту записываются суммы отгрузок, а по кредиту перечисленные покупателями платежи.
  3. Акт сверки выполненных работ. Оформляется по общим правилам, только вместо сумм поставок продукции в нем отражают суммы согласно актам выполненных работ.
  4. Групповой акт сверки. Представляет собой совокупность актов сверки по всем существующим у фирмы контрагентам. Формируется благодаря установке к бухгалтерской программе специального расширения. Подобный способ формирования актов особенно удобен в конце отчетного периода, когда необходимо проинвентаризировать весь объем расчетов.
  5. Нулевой акт сверки. Отличительной особенностью является равное нулю сальдо на конец рассматриваемого в документе периода.
  6. Акт сверки по аренде. Составляется так же, как и акты по любым другим услугам. При формировании документа арендодателем, по дебиту будут проставляться суммы аренды согласно выставленным счетам, а по кредиту перечисленные арендатором платежи.

Акты сверки также классифицируют в зависимости от статуса контрагента – юридическое или физическое лицо.

 Причем в качестве физического лица могут выступать не только индивидуальные предприниматели, но и простые граждане, с которыми у фирмы имеются какие-либо расчеты.

Формируется такой акт по общим правилам, как и в случае сверки с организациями. Компания не вправе отказать физическому лицу в предоставлении акта сверки, если он был им затребован.

С налоговой службой

Каждый налогоплательщик имеет возможность проверить правильность своих расчетов с бюджетом. Для этого в ИФНС необходимо направить запрос на предоставление акта сверки. Бланк запроса можно скачать на официальном портале ФНС, либо на нашем сайте.

Направить в инспекцию его можно письмом, либо в электронном виде по ТКС. Второй вариант требует наличия у налогоплательщика квалифицированной электронной подписи.

Бланк акта сверки утвержден Приказом ФНС №ММВ-7-17/685@ от 16.12.2016г.

Так как с 2017 года под администрирование налоговой службы попали и страховые взносы, новая форма акта сверки содержит информацию, в том числе, и по расчетам с внебюджетными фондами.

Помимо налогов и страховых взносов, в акте учитываются данные по начисленным по ним штрафам и пени. Бланк акта сверки с налоговыми органами можно скачать здесь.

Несмотря на то, что сверка взаиморасчетов не является обязательной процедурой, и закон позволяет вовсе ее не проводить, на практике это может привести к серьезным проблемам.

В случае с бюджетными расчетами вы можете просто не знать о наличии у вас недоимки по налогам, пока вас не уведомят о начисленных в связи с этим штрафах.

А игнорирование сверок с контрагентами может привести к истечению срока исковой давности по задолженности дебиторов, и вернуть свои деньги не удастся даже в судебном порядке.

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/dokumentatsiya/akty/sverka/kak-pravilno-chitat.html

Помощник бухгалтера в 1С

Нулевой акт сверки взаиморасчетов

В этом уроке мы научимся правильно составлять акт сверки взаиморасчетов с контрагентом для 1С:Бухгалтерии 8.3 (редакции 3.0).

Ситуация. С контрагентом ООО “Продмаркет” у нас долгосрочное сотрудничество. Продмаркет поставляет нам некоторые товары, а мы оказываем ему некоторые услуги.

Раз в квартал мы составляем акты сверки по взаиморасчётам, чтобы избежать ошибок учёта, а также юридически зафиксировать задолженность друг перед другом, ведь заверенный обеими сторонами акт может быть использован в суде.

10 октября мы решили составить акт сверки за 3 квартал. Таким образом мы явились инициатором составления акта сверки взаиморасчетов с контрагентом.

https://www.youtube.com/watch?v=D453iH18WxQ

Согласно нашим данным (анализ счётов 60, 62, 66, 67, 76) на начало 3 квартала у нас не было задолженности друг перед другом.

Затем:

  • 2 сентября к нам поступил товар от продмаркета на сумму 4000 рублей.
  • 3 сентября мы оплатили из кассы продмаркету за товар 4000 рублей.
  • 24 сентября мы оказали продмаркету услуги на сумму 2500 рублей.

Таким образом, по нашим данным на конец 3 квартала продмаркет должен нами 2500 рублей.

Мы составляем свою версию акта

Заходим в раздел “Покупки” пункт “Акты сверки расчетов”:

Создаём новый документ “Акт сверки расчетов с контрагентом”. Заполняем контрагента продмаркет и указываем период, за который составляется акт сверки (3 квартал):

Если бы потребовалось произвести сверку по какому-то конкретному договору, нужно было бы указать его в поле “Договор”. Но мы проводим общую сверку по всем договорам, поэтому оставляем поле договор пустым.

Переходим на закладку “Дополнительно” и указываем представителей нашей организации и представителей продмаркета.

Так как мы делаем сверку по всем договорам, удобно будет, если в печатной форме строчки будут разбиты по договорам. Для этого ставим галку “Разбить по договорам”:

Переходим на закладку “Счета учета” и отмечаем здесь бухгалтерские счета, которые нужно анализировать для сверки наших расчётов с контрагентом. Здесь представлены наиболее типовые счета (60, 62, 66…), но есть возможность добавить новые (кнопка “Добавить”):

Наконец, переходим на закладку “По данным организации” и нажимаем кнопку “Заполнить по данным бухгалтерского учёта”:

Табличная часть заполнилась первичными документами и суммами расчётов:

Проводим документ и печатаем акт сверки:

Из него видно, что задолженность друг перед другом на начало периода у нас нулевая, а на конец периода продмаркет должен нам 2500 рублей.

Обратите внимание на то, что в этом акте пока заполнены только наши данные. Данные контрагента (продмаркета) нам ещё только предстоит узнать.

Отправляем эту версию контрагенту

Сохраним эту версию акта нажав на кнопочку дискета над печатной формой:

Я рекомендую сохранять в виде таблицы Excel, чтобы контрагент смог заполнить расхождения в своей части прямо в этом документе и вернуть его нам обратно:

Акт сохранился на рабочий стол в виде Excel файла:

Отправляем этот файл по почте контрагенту продмаркет.

Контрагент делает свою сверку

Продмаркет получил этот файл, провел свою сверку и выявил расхождения в части поступления от 2 сентября. По его данным товара нам было отгружено не на 4000, как указано у нас, а на 5600 рублей.

Мы получаем от контрагента акт с расхождениями

Продмаркет указал эту ошибку в Excel файле, который мы ему прислали, а затем вернул нам этот исправленный файл по почте.

Мы исправляем у себя ошибку в учете

Мы, узнав об этих расхождениях, подняли первичные документы и выяснили, что оператор при забивки накладной пропустил одну позицию. Мы исправили эту ошибку, вновь зашли в созданный акт и снова нажали кнопку “Заполнить по данным бухгалтерского учета”:

Так как мы уверены, что этот акт будет уже окончательным, переходим на вкладку “По данным контрагента” и нажимаем кнопку “Заполнить по данным организации”:

Табличная часть из первой закладки полностью копируется в эту, только суммы в Дебет и Кредит инвертируются (меняются местами):

Отсылаем контрагенту новый (окончательный) акт

Вновь распечатываем акт сверки. В двух экземплярах. Подписываем оба, ставим печать и посылаем в продмаркет (по почте или с курьером), чтобы получить обратно один заверенный экземпляр:

После получения обратного экземпляра акта от продмаркета снова зайдём в документ и поставим галку “Сверка согласована”. Это защитит документ от случайных изменений в будущем:

В этом уроке мы научились составлять акт сверки с контрагентом в 1С:Бухгалтерии 8.3, редакции 3.0.

Мы молодцы, на этом всё 

Кстати, подписывайтесь на новые уроки…  

С уважением, Владимир Милькин (преподаватель школы 1С программистов и разработчик обновлятора). Как помочь сайту: расскажите (кнопки поделиться ниже) о нём своим друзьям и коллегам. Сделайте это один раз и вы внесете существенный вклад в развитие сайта. На сайте нет рекламы, но чем больше людей им пользуются, тем больше сил у меня для его поддержки.

Нажмите одну из кнопок, чтобы поделиться:

Источник: https://helpme1c.ru/uchimsya-sostavlyat-akt-sverki-raschetov-1sbuxgalteriya-8-3-redakciya-3-0

ГосЗащита
Добавить комментарий