Органы управления гуп и муп

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Органы управления гуп и муп

В коммерческой деятельности принимают участие и унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются в соответствии с ГК РФ Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.).

В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия:

  • основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие), муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Оно считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Именно это имущество образует уставный фонд и выделяется для такой цели из соответствующего государственного или муниципального бюджета.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случаях, предусмотренных в законе.

Из этого вытекает другая особенность правового положения унитарного предприятия — специальная правоспособность — оно вправе иметь только такие гражданские права и нести обязанности, которые необходимы для осуществления целей и задач, предусмотренных его уставом.

Тем не менее унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам зависит от того, основано ли оно на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Однако действует общее правило: унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования), также как и собственник имущества не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (ст. 7 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Учредителем унитарного предприятия могут выступать Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование на основании решения соответственно Правительства РФ (или иного федерального органа исполнительной власти в соответствии с их компетенцией), уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Устав унитарного предприятия, являющийся его учредительным документом, с учетом отмеченных особенностей должен содержать полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные законом сведения.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие имеет формируемый за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, уставный фонд, который определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему. Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия и подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

В отношении руководителя унитарного предприятия закон устанавливает ряд ограничений.

В частности, он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (за некоторыми исключениями).

В правовом регулировании статуса унитарных предприятий, базирующихся на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления, имеются отличия.

Собственник имущества обладает широкими правами в отношении унитарного предприятия.

Так, собственник указанного предприятия:

  1. принимает решение о создании унитарного предприятия;
  2. определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  3. определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
  4. утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
  5. принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
  6. формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
  7. назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
  8. согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
  9. утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
  10. дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, — на совершение иных сделок;
  11. осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
  12. утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
  13. дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
  14. дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
  15. дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
  16. принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
  17. имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Кроме того, собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ и указанным Федеральным законом; вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут быть переданы собственникам другого вида имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, казенное предприятие создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и имеет следующие особенности:

  • федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие учреждается решением соответствующего органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления;
  • Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
  • полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества;
  • устав казенного предприятия кроме общих сведений должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;
  • в казенном предприятии уставный фонд не формируется;
  • казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника имущества;
  • казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия;
  • собственник казенного предприятия вправе изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, а также доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Наряду с положениями закона деятельность федеральных казенных предприятий регламентирована Правилами создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872.

Необходимость создания унитарных предприятий вызвано разделением государственных функций (администрирование) и коммерческих функций (непосредственное участие в коммерческом товарообороте) предприятий с государственной или муниципальной формой собственности в интересах государства.

Поскольку государство берет на себя определенную ответственность за эти предприятия, они не нуждаются в предоставлении им широких прав на находящееся у них имущество.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=6409

Виды муниципальных унитарных предприятий. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Органы управления гуп и муп

Понятие:Коммерческаяорганизация, не наделенная правомсобственности на закрепленное за нейсобственником имущество. Имуществоявляется неделимым и не распределяетсяпо вкладам (долям, паям), в т.ч. междуработниками предприятия.

Особенностиучреждения:Обычноунитарные предприятия расцениваютсякак менее прозрачная форма по сравнениюс акционерными обществами, посколькув последних закон устанавливает процедурыкорпоративного управления.

Однако вкачестве преимущества унитарныхпредприятий можно выделить то, чтоимущество остается в государственной(муниципальной) собственности. В отличиеот акционерных обществ и иных коммерческихорганизаций унитарные предприятияобязаны раскрывать информацию опроводимых ими закупках на официальныхсайтах уровня своей подчиненности.

Унитарное предприятие не вправе создаватьв качестве юридического лица другоеунитарное предприятие путем передачиему части своего имущества (дочернеепредприятие).

Статусвладельцев:УПсоздается по решению уполномоченногона это государственного органа илиоргана местного самоуправления.Федеральное казенное предприятиеобразуется по решению ПравительстваРФ на базе имущества, находящегося вфедеральной собственности.

Источникиформирования капитала:Уставныйфонд унитарного предприятия представляетсобой совокупность выделенных организациигосударством или муниципальным органомосновных и оборотных средств.

Размеруставного фонда государственногопредприятия не должен быть менее суммы,равной 5000-кратному размеру минимальнойоплаты труда в месяц (23 055 000 рублей),а муниципального – не менее 1000 МРОТ(4 611 000 рублей).

Права:Учредительунитарного предприятия имеет правозанимать должность директора своегопредприятия, даже если он имеет основноеместо работы, т.е.

он имеет право работатьпо совместительству, что не допускаетсяв отношении руководителей организацийдругих организационно-правовых форм.Собственник-учредитель вправе изъять:излишнее имущество; неиспользованноеимущество; используемое не по назначениюимущество.

Казенное предприятие невправе распоряжаться движимым инедвижимым имуществом без специальногона то разрешения со стороны собственника.

Особенностиуправления:Руководительпредприятия, назначенный учредителемлибо уполномоченным собственникоморганом, подотчетен им

Ответственностьпо обязательствам:РоссийскаяФедерация, субъект РФ или муниципальноеобразование несут субсидиарнуюответственность по обязательствамказенного предприятия при недостаточностиего имущества.

Казенное предприятиеможет быть реорганизовано или ликвидированопо решению правительства РФ, субъектаРФ или органа местного самоуправления.

Унитарное предприятие отвечает по своимобязательствам всем принадлежащим емуимуществом, но не несет ответственностипо обязательствам собственника егоимущества.

Распределениеприбыли и убытков:Важнымисточником формирования финансовыхресурсов унитарного предприятия являетсяприбыль. Она формируется в таком жепорядке, как в других коммерческихорганизациях.

Однако Бюджетный кодексРФ определяет прибыль унитарныхпредприятий как источник неналоговыхдоходов бюджета, Государственные имуниципальные унитарные предприятияежегодно перечисляют в соответствующийбюджет часть прибыли, остающейся в ихраспоряжении после уплаты налогов ииных обязательных платежей.

Порядок,размеры и сроки платежей определяютсяправительством Российской Федерации,уполномоченными органами государственнойвласти субъектов Российской Федерацииили органами местного самоуправления.Порядок распределения прибыли в унитарномпредприятии определяется его уставом.

В соответствии с уставом прибыль послеуплаты налогов отчисляется в фондматериального поощрения, фонд социальныхмероприятий и другие стимулирующиефонды.

Порешению собственника часть чистойприбыли, остающаяся в распоряжениипредприятия, может быть направлена наувеличение его уставного фонда.

Основныеположения устава и учредительногодоговора:Учредительнымдокументом унитарного предприятиясчитается его устав, утверждаемыйминистерством, ведомством или другимфедеральным органом, на который всоответствии с действующим законодательствомвозложена координация и регулированиедеятельности в соответствующей отрасли(сфере управления).

Устав государственногои муниципального предприятия долженсодержать, кроме обычных сведений,необходимых для любого юридическоголица, данные о предмете и целях егодеятельности, а также о размере уставногофонда предприятия.

Унитарное предприятие- единственная коммерческая организация,обладающая гражданскими правами иобязанностями, прямо связанными с тойдеятельностью, которая указана в уставе.

Количествоучастников:Неменее 5,максимальноечисло – не ограничено

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

    федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);муниципальное предприятие (МУП) – унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

    создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;неделимость передаваемого имущества;отсутствие членства;наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

    осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества – государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

    решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

    хозяйственного ведения;оперативного управления.

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом, производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

    имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;полученные кредитные и заемные средства;начисленные суммы амортизационных отчислений;осуществленные предприятием капитальные вложения;полученные дотации из бюджета;Унитарное предприятие: подробности для бухгалтера
    • Актуальные проблемы закупочной деятельности унитарных предприятий Действующее законодательство о закупках унитарных предприятийОсновным законом, регулирующим закупочную… применения законодательства о закупках унитарными предприятиямиСлучаи или обстоятельства… предусматривалось.Таким образом, крымские унитарные предприятия, работающие преимущественно в соответствии… *Как видно, в недалеком будущем унитарные предприятия ждет существенное ужесточение закупочной деятельности… злоупотреблений при осуществлении закупок унитарными предприятиями можно достичь лишь…
    • Унитарным предприятиям о взаимозависимости Данной консультации ознакомим бухгалтеров унитарных предприятий с понятием «взаимозависимые лица… организации. Например, если унитарному предприятию принадлежит 90% уставного капитала… права собственника имущества соответствующего унитарного предприятия, не признаются взаимозависимыми… что руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки, если… отношениях с унитарным предприятием;в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях. …
    • Облегчены закупки лекарственных средств для унитарных предприятий Создания государственного или муниципального унитарного предприятия является необходимость осуществления деятельности… , в частности:– государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями, при наличии… указывается, что государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, осуществляют… 01.09.2017 государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе…

    Источник: http://maelaudit.ru/investicii/vidy-municipalnyh-unitarnyh-predpriyatii-gosudarstvennye-i/

    17. Органы управления коммерческих организаций

    Органы управления гуп и муп

    Органыуправления в коммерческой организацииможно классифицировать по несколькимпараметрам:

    поколичественному составу —различаютколлегиальные органы управления (общеесобрание, советдиректоров иколлегиальный исполнительныйорган),состоящиеиз группы лиц, и единоличный органуправления (единоличный исполнительныйорган),являющийся физическим либо юридическимлицом.Приэтом, однако, общее собрание может бытьпредставлено единственным акционеромили участником. В этом случаезаконодательством предусмотреныоблегченные процедурные требования ксозыву таких общих собраний и порядкупринятия ими решений.

    похарактеру управленческой деятельности —различаютстратегические органы управления (общеесобрание и советдиректоров)иоперативные (исполнительные) органыуправления (единоличный иколлегиальный исполнительныеорганы).

    потипу лиц, могущих входить в состав тогоили иного органа, —различаюторганы, состоящие исключительноиз физическихлиц (советдиректоров иколлегиальный исполнительныйорган),иорганы, которые могут быть представленыкак физическими,таки юридическимилицами (общеесобрание,единоличный исполнительныйорган).

    поотрасли права, регулирующей отношенияобщества с лицами, входящими в составорганов управления, —различаюторганы управления, деятельность которыхрегулируется исключительно гражданскимзаконодательством (общеесобрание, советдиректоров),иорганы управления, деятельность которыхрегулируется как гражданским, таки трудовымзаконодательством (коллегиальныйи единоличный исполнительныйорганы).

    19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: порядок создания, реорганизации, ликвидации. Правосубъектность предприятий

    Федеральныйзакон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “Огосударственных и муниципальныхунитарных предприятиях”

    Унитарнымпредприятиемпризнается коммерческая организация,не наделенная правом собственности назакрепленное за ней собственникомимущество. Имущество унитарногопредприятия является неделимым и неможет быть распределено по вкладам(долям, паям), в том числе между работникамипредприятия.

    Ворганизационно-правовой форме унитарныхпредприятий действуют государственныеи муниципальные предприятия.

    Статья8. Учреждениеунитарного предприятия

    1.Учредителемунитарного предприятия может выступатьРоссийская Федерация, субъект РоссийскойФедерации или муниципальное образование.

    2.

     Решениеоб учреждении федерального государственногопредприятия принимается ПравительствомРоссийской Федерации или федеральнымиорганами исполнительной власти всоответствии с актами, определяющимикомпетенцию таких органов.

    Решениеоб учреждении подведомственногогосударственной академии наук федеральногогосударственного предприятия принимаетсягосударственной академией наук,осуществляющей от имени РоссийскойФедерации полномочия учредителя такогопредприятия и собственника закрепленногоза ним федерального имущества.

    Решениеоб учреждении государственногопредприятия субъекта РоссийскойФедерации или муниципального предприятияпринимается уполномоченным органомгосударственной власти субъектаРоссийской Федерации или органомместного самоуправления в соответствиис актами, определяющими компетенциютаких органов.

    3.Федеральноеказенное предприятие учреждаетсярешением Правительства РоссийскойФедерации.

    Казенноепредприятие субъекта РоссийскойФедерации учреждается решением органагосударственной власти субъектаРоссийской Федерации, которому всоответствии с актами, определяющимистатус этого органа, предоставленоправо принятия такого решения.

    Муниципальноеказенное предприятие учреждаетсярешением органа местного самоуправления,которому в соответствии с актами,определяющими статус этого органа,предоставлено право принятия такогорешения.

    необходимостииспользования имущества, приватизациякоторого запрещена, в том числе имущества,которое необходимо для обеспечениябезопасности Российской Федерации;

    необходимостиосуществления деятельности в целяхрешения социальных задач (в том числереализации определенных товаров и услугпо минимальным ценам), а также организациии проведения закупочных и товарныхинтервенций для обеспеченияпродовольственной безопасностигосударства;

    необходимостиосуществления деятельности, предусмотреннойфедеральными законами исключительнодля государственных унитарных предприятий;

    необходимостиосуществления научной и научно-техническойдеятельности в отраслях, связанных собеспечением безопасности РоссийскойФедерации;

    необходимостиразработки и изготовления отдельныхвидов продукции, находящейся в сфереинтересов Российской Федерации иобеспечивающей безопасность РоссийскойФедерации;

    необходимостипроизводства отдельных видов продукции,изъятой из оборота или ограниченнооборотоспособной.

    Казенноепредприятие может быть создано в случае:

    еслипреобладающая или значительная частьпроизводимой продукции, выполняемыхработ, оказываемых услуг предназначенадля обеспечения федеральных нужд, нуждсубъекта Российской Федерации илимуниципальных нужд;

    необходимостииспользования имущества, приватизациякоторого запрещена, в том числе имущества,необходимого для обеспечения безопасностиРоссийской Федерации, функционированиявоздушного, железнодорожного и водноготранспорта, реализации иных стратегическихинтересов Российской Федерации;

    необходимостиосуществления деятельности по производствутоваров, выполнению работ, оказаниюуслуг, реализуемых по установленнымгосударством ценам в целях решениясоциальных задач;

    необходимостиразработки и производства отдельныхвидов продукции, обеспечивающейбезопасность Российской Федерации;

    необходимостипроизводства отдельных видов продукции,изъятой из оборота или ограниченнооборотоспособной;

    необходимостиосуществления отдельных дотируемыхвидов деятельности и ведения убыточныхпроизводств;

    необходимостиосуществления деятельности,предусмотренной федеральнымизаконами исключительнодля казенных предприятий.

    5.Решениеоб учреждении унитарного предприятиядолжно определять цели и предметдеятельности унитарного предприятия.

    Порядокопределения состава имущества,закрепляемого за унитарным предприятиемна праве хозяйственного ведения или направе оперативного управления, а такжепорядок утверждения устава унитарногопредприятия и заключения контракта сего руководителем устанавливаетсяПравительством Российской Федерации,уполномоченными органами государственнойвласти субъектов Российской Федерацииили органами местного самоуправления,а в отношении федеральных государственныхпредприятий, права собственника имуществакоторых осуществляются в соответствиис Федеральнымзаконом “ОГосударственной корпорации по атомнойэнергии “Росатом”, – Государственнойкорпорацией по атомной энергии “Росатом”.

    Стоимостьимущества, закрепляемого за унитарнымпредприятием на праве хозяйственноговедения или на праве оперативногоуправления, при его учреждении определяетсяв соответствии с законодательством обоценочной деятельности.

    Статья10. Государственнаярегистрация унитарного предприятия

    1.Унитарноепредприятие подлежит государственнойрегистрации в органе, осуществляющемгосударственную регистрацию юридическихлиц, в порядке, установленном федеральнымзаконом огосударственной регистрации юридическихлиц.

    2.

    Длягосударственной регистрации унитарногопредприятия предоставляются решениеуполномоченного государственногооргана Российской Федерации, уполномоченногогосударственного органа субъектаРоссийской Федерации или органа местногосамоуправления о создании унитарногопредприятия, устав унитарного предприятия,сведения о составе и стоимости имущества,закрепляемого за ним на праве хозяйственноговедения или на праве оперативногоуправления.

    Статья29. Реорганизацияунитарного предприятия

    1.Унитарноепредприятие может быть реорганизованопо решению собственника его имуществав порядке, предусмотренном Гражданскимкодексом РоссийскойФедерации, настоящим Федеральным закономи иными федеральными законами.

    Вслучаях, установленных Федеральнымзаконом, реорганизация унитарногопредприятия в форме его разделения иливыделения из его состава одного илинескольких унитарных предприятийосуществляется на основании решенияуполномоченного государственногооргана или решения суда.

    2.

    Реорганизацияунитарного предприятия может бытьосуществлена в форме:

    слияниядвух или нескольких унитарных предприятий;

    присоединенияк унитарному предприятию одного илинескольких унитарных предприятий;

    разделенияунитарного предприятия на два илинесколько унитарных предприятий;

    выделенияиз унитарного предприятия одного илинескольких унитарных предприятий;

    преобразованияунитарного предприятия в юридическоелицо иной организационно-правовой формыв предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом или иными федеральными законамислучаях.

    3.Унитарныепредприятия могут быть реорганизованыв форме слияния или присоединения, еслиих имущество принадлежит одному и томуже собственнику.

    4.Неявляется реорганизацией изменение видаунитарного предприятия, а также изменениеправового положения унитарногопредприятия вследствие перехода правасобственности на его имущество к другомусобственнику государственного илимуниципального имущества (РоссийскойФедерации, субъекту Российской Федерацииили муниципальному образованию).

    Вслучае изменения вида унитарногопредприятия, а также передачи имуществаунитарного предприятия другомусобственнику государственного илимуниципального имущества (РоссийскойФедерации, субъекту Российской Федерацииили муниципальному образованию) в уставунитарного предприятия вносятсясоответствующие изменения.

    Передачаимущества считается состоявшейся смомента государственной регистрациивнесенных в устав унитарного предприятияизменений.

    5.Вслучае, если иное не предусмотреноФедеральным законом, имущество унитарныхпредприятий, возникших в результатереорганизации в форме разделения иливыделения, принадлежит тому жесобственнику, что и имуществореорганизованного унитарного предприятия.

    Припреобразовании казенного предприятияв государственное или муниципальноепредприятие собственник имуществаказенного предприятия в течение шестимесяцев несет субсидиарную ответственностьпо обязательствам, перешедшим кгосударственному или муниципальномупредприятию.

    6.Унитарноепредприятие считается реорганизованным,за исключением случаев реорганизациив форме присоединения, с моментагосударственной регистрации вновьвозникших юридических лиц.

    Приреорганизации унитарного предприятияв форме присоединения к нему другогоунитарного предприятия первое из нихсчитается реорганизованным с моментавнесения в единый государственныйреестр юридических лиц записи опрекращении присоединенного унитарногопредприятия.

    7.Унитарноепредприятие не позднее тридцати днейс даты принятия решения о реорганизацииобязано уведомить в письменной формеоб этом всех известных ему кредиторовунитарного предприятия, а также поместитьв органах печати, в которых публикуютсяданные о государственной регистрацииюридических лиц, сообщение о такомрешении.

    При этом кредиторы унитарногопредприятия в течение тридцати дней сдаты направления им уведомления или втечение тридцати дней с даты опубликованиясообщения о таком решении вправе вписьменной форме потребовать прекращенияили досрочного исполнения соответствующихобязательств унитарного предприятияи возмещения им убытков.

    8.

    Государственнаярегистрация вновь возникших в результатереорганизации унитарных предприятий,внесение записи о прекращении унитарныхпредприятий, а также государственнаярегистрация внесенных в устав измененийи дополнений осуществляется в порядке,установленном федеральнымзаконом огосударственной регистрации юридическихлиц, только при представлении доказательствуведомления кредиторов в порядке,установленномпунктом7 настоящейстатьи.

    Еслиразделительный баланс не дает возможностиопределить правопреемника реорганизованногоунитарного предприятия, вновь возникшиеунитарные предприятия несут солидарнуюответственность по обязательствамреорганизованного унитарного предприятияперед его кредиторами пропорциональнодоле перешедшего к ним имущества (прав)реорганизованного унитарного предприятия,определенной в стоимостном выражении.

    Статья35. Ликвидацияунитарного предприятия

    1.Унитарноепредприятие может быть ликвидированопо решению собственника его имущества.

    2.

    Унитарноепредприятие может быть также ликвидированопо решению суда по основаниям и в порядке,которые установлены Гражданскимкодексом РоссийскойФедерации и иными федеральными законами.

    3.Ликвидацияунитарного предприятия влечет за собойего прекращение без перехода прав иобязанностей в порядке правопреемствак другим лицам.

    4.Вслучае принятия решения о ликвидацииунитарного предприятия собственникего имущества назначает ликвидационнуюкомиссию.

    Смомента назначения ликвидационнойкомиссии к ней переходят полномочия поуправлению делами унитарного предприятия.Ликвидационная комиссия от имениликвидируемого унитарного предприятиявыступает в суде.

    5.Вслучае, если при проведении ликвидациигосударственного или муниципальногопредприятия установлена его неспособностьудовлетворить требования кредиторовв полном объеме, руководитель такогопредприятия или ликвидационная комиссиядолжны обратиться в арбитражный суд сзаявлением о признании государственногоили муниципального предприятия банкротом.

    6.Порядокликвидации унитарного предприятияопределяется Гражданскимкодексом РоссийскойФедерации, настоящим Федеральным закономи иными нормативными правовыми актами.

    +Проправосубъектность (правоспособностьи дееспособность) из вопроса № 8.

    Источник: https://studfile.net/preview/2042247/page:13/

    Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

    Органы управления гуп и муп

    Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

    Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

    В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

    Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

    В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 

    Типы унитарных предприятий

    Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

    • федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

    • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

    • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

    Сущность унитарного предприятия

    Унитарность – это  специфическая форма организации деятельности, которая  характеризуется следующими признаками:

    • создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

    • сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

    • закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

    • неделимость передаваемого имущества;

    • отсутствие членства;

    • наличие единоличного органа управления.

    Основные причины создания унитарных предприятий

    К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

    • осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

    • осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

    • необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

    Цель деятельности унитарных предприятий

    Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

    Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

    При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

    • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

    • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

    Учредительные документы унитарного предприятия

    Учредительным документом унитарного предприятия являются:

    • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

    • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

    • устав.

    Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

    Устав унитарного предприятия

    Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

    Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

    Уставный фонд государственного унитарного предприятия

    Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

    Имущество унитарного предприятия

    К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

    • хозяйственного ведения;

    • оперативного управления.

    При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные  законодательством действующие ограничения.

    При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

    Источники формирования имущества унитарного предприятия

    Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

    • имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

    • другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

    • прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

    • полученные кредитные и заемные средства;

    • начисленные суммы амортизационных отчислений;

    • осуществленные предприятием капитальные вложения;

    • полученные дотации из бюджета;

    • дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

    • добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

    • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

    Унитарное предприятие: подробности для бухгалтера

    • Унитарным предприятиям о взаимозависимости … данной консультации ознакомим бухгалтеров унитарных предприятий с понятием «взаимозависимые лица … организации. Например, если унитарному предприятию принадлежит 90% уставного капитала …

      права собственника имущества соответствующего унитарного предприятия, не признаются взаимозависимыми … что руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки, если …

      отношениях с унитарным предприятием;
      в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях. …

    • Облегчены закупки лекарственных средств для унитарных предприятий … создания государственного или муниципального унитарного предприятия является необходимость осуществления деятельности …

      , в частности:
      – государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями, при наличии … указывается, что государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, осуществляют … 01.09.

      2017 государственные, муниципальные унитарные предприятия, являющиеся аптечными организациями, вправе …

    Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/unitarnoe_predpriyatie.html

ГосЗащита
Добавить комментарий