Правовой статус районного суда

Лукоянов, Д. Н.

Правовой статус председателя районного суда как организатора эффективного правосудия :автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В настоящее время, когда продолжает расширяться сфера правового регулирования общественной жизни, все большее значение приобретает четкое определение компетенции не только того или иного органа власти, но и полномочий каждого должностного лица. Необходимость в этом продиктована требованиями улучшения качества работы органов власти и повышения степени ответственности за выполняемые обязанности.

Организация деятельности любого государственного органа осуществляется руководителем.

В зависимости от организационно-правовой формы того или иного органа, организации должность руководителя может именоваться по-разному: глава, директор, начальник, председатель, собственно руководитель, управляющий или по-иному.

Однако различия в наименованиях руководителей обусловлены скорее историческими традициями, сложившейся практикой, нежели какими-либо существенными признаками, касающимися выполняемых функций, порядка наделения полномочиями, или их содержания.

Руководство деятельностью российских судов осуществляют председатели. Такое наименование руководящей должности российских судов сложилось исторически.

Следует подчеркнуть, что оно присуще всем руководящим судейским должностям независимо от порядка замещения должности (Председатель Конституционного Суда Российской Федерации (далее – РФ), который до недавнего времени избирался из своего состава, или председатели других судов, которые назначаются), полномочий (председатель Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, или председатель районного суда), или иных составляющих. Развитие судебной системы в последние десятилетия сопровождается возрастанием роли председателя в организации работы суда, значительным увеличением его полномочий как руководителя, расширением непосредственно подчиненного ему аппарата суда, введением должности администратора суда в целях освобождения председателей судов от несвойственных хозяйственных функций.

4

Преобразования судебной системы, с которыми связаны перечисленные меры, продиктованы необходимостью повысить качество и доступность правосудия.

Районный суд (городские суды, созданные до введения в действие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», также считаются районными судами) является основным звеном судов общей юрисдикции российской судебной системы. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что районные суды обладают очень широкой компетенцией.

Так, районные суды рассматривают значительную часть гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции; они выступают апелляционной инстанцией в отношении решений мировых судей по гражданским и уголовным делам, пересматривают в качестве суда второй инстанции постановления по делам об административным правонарушениях, вынесенные мировыми судьями, коллегиальными органами или должностными лицами; осуществляют контроль за законностью и обоснованностью действий и решений органов предварительного расследования, рассматривают вопросы, связанные с исполнением приговоров, и др.

За 2010 год районными судами рассмотрено с вынесением решения 2 млн. 718 тыс. гражданских дел, 577,9 тыс. уголовных дел, 264 тыс. дел об административных правонарушениях. В апелляционном порядке рассмотрено 39,3 тыс.

уголовных и 129,7 тыс. гражданских дел. Общее количество дел, рассмотренных районными судами в 2010 году, в сравнении с предыдущим годом увеличилось.

Так, гражданских дел с вынесением решения в 2010 году рассмотрено на 4,5 % больше.

При таком объеме рассматриваемых дел качество осуществления правосудия зависит, в первую очередь, от профессионализма осуществляющих его судей. Немалую роль в обеспечении эффективного правосудия, создании условий, способствующих его осуществлению и выполнению судьями иных возложенных на них обязанностей, играет председатель районного суда. В этой

5

связи большое значение приобретает правовое регулирование статуса председателя районного суда, осуществляемых им функций и полномочий, а также в целом внутриорганизационных отношений, возникающих при управлении работой районного суда.

Должная правовая регламентация позволит разрешить организационные проблемы, имеющие место при функционировании районных судов, будет способствовать рациональной организации деятельности суда, благоприятно влияющей на осуществление эффективного правосудия и исключающей незаконное воздействие на судей со стороны как самого председателя, так и других лиц.

В настоящее время правовой статус председателя районного суда регулируется Законом РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», которыми определяются лишь порядок назначения на должность, срок полномочий и незначительный перечень функций председателя районного суда. Не получили законодательного закрепления требования, предъявляемые к кандидатам на должность председателя районного суда, требования, предъявляемые к самому председателю, задачи и принципы его деятельности и иные элементы правового статуса руководителя суда.

На актуальность исследования указывают и проблемы, появившиеся в связи с проведением в субъектах Российской Федерации объединения районных судов, в том числе расположенных на территории разных муниципальных образований. Проявились недостатки в правовом регулировании организации деятельности судов, руководства

территориальными подразделениями районных судов, распределения полномочий в этой сфере между председателями районных судов и их заместителями, что еще более остро обозначило потребность в детальном закреплении правового статуса председателя районного суда.

Выявленные проблемы обусловлены не только отсутствием системы определяющих правовой статус председателя районного суда законодательных

6

норм, но и крайне низкой степенью изученности данного института научным сообществом. Для их решения необходима разработка как концептуальных положений, так и конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства.

С учетом вышеизложенного, вполне очевидным представляется необходимость комплексного исследования правового статуса председателя районного суда.

Степень научной разработанности темы. Автором изучены материалы диссертаций, защищенных по научной специальности 12.00.11, тематика которых полностью или частично касалась организации работы суда и статуса судей. Это докторские диссертации В.В. Дорошкова на тему «Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности» (2003 г.), Ф.М.

Кобзарева «Проблемы теории и практики процессуальных и организационных отношений прокуратуры и суда в сфере уголовного судопроизводства» (2007 г.); кандидатские диссертации В.А. Байдукова «Обеспечение судебной власти в деятельности районного суда» (1998 г.), О.Н. Жаворонковой «Организационно-правовое обеспечение деятельности мировых судей» (2005 г.), Т.В.

Озол «Организационно-правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции» (2007 г.), В.Л. Павловского «Организация обеспечения деятельности судебной власти в Российской Федерации» (2003 г.), Р.А. Рябзина «Правовые основы деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (2009 г.), Н.Э.

Шалумовой «Проблемы организации работы правоохранительных и судебных органов по реабилитации» (2007 г.)

Вместе с тем, за последнее время не представлялись к защите диссертации по проблемам определения правового статуса, функций, полномочий, места и ролипредседателя в организации работы районного суда, обеспечении эффективного правосудия, что свидетельствует о невысокой степени научной разработанности избранной темы исследования.

7

Следует также отметить, что в современной юридической науке отсутствует целостная теоретическая концепция управления районным судом со стороны председателя, что, безусловно, не способствует совершенствованию организации работы суда, направленной на повышение эффективности осуществления судьями правосудия.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе организации работы районного суда со стороны его председателя.

Предметом настоящего диссертационного исследования выступают: система правового регулирования статуса председателя районного суда как руководителя основного звена системы судов общей юрисдикции, его процессуальных и организационных функций и полномочий по руководству районным судом, организации эффективного правосудия, осуществляемого судьями подведомственного ему суда, изданию организационно-распорядительных актов.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном изучении и анализе системы правового регулирования статуса председателя районного суда, его функций и полномочий, определяющих место и роль председателя, как руководителя суда основного звена системы судов общей юрисдикции, в обеспечении эффективного правосудия посредством рациональной организации работы суда, выявлении существующих проблем законодательной регламентации правового статуса руководителя районного суда, и определении путей совершенствования данной системы.

Научная задача диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании необходимости совершенствования научных представлений о должном правовом регулировании статуса председателя районного суда, которое бы позволило обеспечить рациональную организацию работы районного суда и осуществление им эффективного правосудия.

8

В ходе диссертационного исследования были поставлены и решены следующие задачи:

– определить понятие, структуру и содержание правового статуса должностного лица – руководителя государственного органа, к каковым относится и председатель районного суда;

– проанализировать исторический путь становления и развития правового статуса председателя суда, в том числе районного суда;

– провести анализ действующего законодательства, регламентирующего правовой статус председателя районного суда;

– выявить специфику правового статуса председателя районного суда как руководителя территориального государственного органа судебной власти;

– определить структуру и содержание правового статуса председателя районного суда;

– сформулировать понятия терминов, являющихся ключевыми для данного диссертационного исследования и необходимых для практического применения в целях рациональной организации деятельности районного суда;

– определить критерии эффективности правосудия и роль председателя судав обеспечении осуществления эффективного правосудия судьями районного суда;

– разработать теоретически обоснованное понятие функций председателя районного суда и дать их классификации;

– дать всестороннюю и полную характеристику организационных функций и полномочий председателя районного суда и выявить проблемы их правового регулирования;

– разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию федерального законодательства, регулирующего правовой статус председателя районного суда, прежде всего его организационных функций и полномочий;

– разработать научно обоснованные рекомендации по повышению роли председателя районного суда в обеспечении разумных сроков и высокого качества судопроизводства, мер противодействия коррупции в коллективе

9

районного суда, обеспечении открытости правосудия, а также предложения по подготовке организационно-распорядительных документов, издаваемых председателем районного суда.

Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектический метод научного познания, общенаучные методы анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, частнонаучные методы познания: исторический, логический, системный, статистический, конкретно-социологический, втом числе анкетирование и наблюдение, сравнительно-правовой, формально-юридический методы познания, позволившие раскрыть содержание избранной темы.

Теоретическая база исследования. При его проведении диссертант опирался на труды таких ученых, изучавших общее понятие правового статуса личности, как: М.И. Абдуллаев, В.К. Бабаев, В.М.Баранов, Н.В. Витрук, И.А. Иванников, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Р.А.Ромашов, В.А.

Толстик идругие; ученых, изучавших правовой статус должностного лица, в том числе статус государственного служащего: Д.Н. Бахрах, В.В. Журик, В. Карнаух, Н.М. Конин, Б.П. Носков, Д.М. Овсянко, М.П. Петров, Б.В. Российский, Ю.Н. Старилов, С.В.

Федосеева и другие; ученых, исследовавших функции должностных лиц и органов власти: Л.П. Волкова, А.Х. Казарина, В.П. Рябцев, А.В. Федотов, М.С. Шалумов и другие; ученых, занимающихся проблемами организации и деятельности государственных органов: В.Г. Бессарабов, Е.Р. Ергашев, Н.А. Петухов.

В работе также использованы работы ученых и практиков, исследовавших вопросы судебной власти, статуса судей, эффективности правосудия: В.И. Анишиной, О.В. Брежнева, А.А. Власова; К.Ф. Гуценко, В.В. Дорошкова, А.С. Дугенца, Г.Т. Ермошина, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, A.M. Ковалева, Н.А. Колоколова, А.В.

Кубасова, В.М. Лебедева, И.Б. Михайловской, В.М. Нестерова, М.И. Петрова, Т.А. Рашидова, Ю.Д. Северина, В.А. Умеренко, А.Н. Халикова и других.

Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных

10

законов, а также нормы международного права. В основу правовой базы

Источник: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1432292

Организационное обеспечение деятельности федеральных судов

Правовой статус районного суда
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г.

№ 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент:
• организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов; арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов (с даты истечения двух месяцев после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»); • изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; • организует делопроизводство и работу архивов судов;

• осуществляет работу по систематизации законодательства;

• осуществляет иные меры по организационному обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организационное обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:
Организация делопроизводства и работы архивов судов
Разработаны и направлены в суды и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации ведомственные нормативные правовые акты Судебного департамента по вопросам организации и работы архивов судов, в том числе:

• Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде (утв. приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. № 36);

• Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (утв. приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. № 161);• Руководство по делопроизводству в военных судах (утв. приказом Судебного департамента от 27 августа 2013 г. № 8);• Инструкция о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования (утв. приказом Судебного департамента от 28 декабря 2005 г. № 157);• Перечень документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения (утв. приказом Судебного департамента от 9 июня 2011 г. № 112).Разработаны и направлены в суды и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации: разъяснения о применении отдельных положений ведомственных нормативных правовых актов по вопросам организации и работы архивов судов.
Организационное обеспечение работы аппаратов судов
Разработаны и направлены в суды и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации ведомственные нормативные правовые акты Судебного департамента по вопросам организационного обеспечения аппаратов судов, в том числе:• Положение о порядке официального использования государственных символов Российской Федерации в судах общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 15 февраля 2010 г. № 19);

• Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 21 декабря 2012 г. № 238);

• Инструкция о порядке изготовления, учета, использования, хранения и уничтожения печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации в федеральных судах общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 25 мая 2010 г. № 114);• Инструкция о порядке изготовления, учета, использования, хранения и уничтожения бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации, оформления и размещения вывесок федеральных судов общей юрисдикции (утв. приказом Судебного департамента от 29 марта 2013 г. № 66);• Примерное положение о приёмных в судах общей юрисдикции (утв. Генеральным директором Судебного департамента 26 ноября 2008 г.);• Типовой регламент организации деятельности приёмных в судах общей юрисдикции (утв. Генеральным директором Судебного департамента 19 июня 2009 г.);• Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений (утв. приказом Судебного департамента от 25 декабря 2013 г. № 257);• Методические рекомендации о порядке приёма, учёта, хранения, использования и уничтожения бланков исполнительных листов (утв. Генеральным директором Судебного департамента 30 октября 2009 г.).На постоянной основе реализуются мероприятия по обеспечению судов нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами, электронными справочно-правовыми системами, официальными источниками опубликования нормативных правовых актов в соответствии с Положением об информационно-правовом обеспечении деятельности судов (утв. приказом Судебного департамента от 19 декабря 2013 г. № 249)На постоянной основе осуществляется взаимодействие с ФГУП «Почта России» по вопросам соблюдения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» (введены в действие приказом ФГУП »Почта России» от 31 августа 2005 г. № 343). Разработаны и реализованы в установленном порядке ведомственные целевые программы:• «Организация приемных в федеральных судах общей юрисдикции» на 2010–2011 годы (утв. Генеральным директором Судебного департамента 14 апреля 2010 г.);• «Материально-техническое обеспечение апелляционных инстанций в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах на 2012–2013 годы» (утв. приказом Судебного департамента от 14 декабря 2011 г. № 227);

• «Обеспечение федеральных судов общей юрисдикции необходимым комплектом нормативных правовых актов и юридической литературы на 2008–2010 годы» (утв. приказом Судебного департамента от 27 декабря 2007 г. №164); на 2011–2013 годы» (утв. приказом Судебного департамента от 15 декабря 2010 г. № 288).

Организация работы администраторов судов

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г.

№ 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.

Администраторы судов замещают должности государственной гражданской службы в управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы (подраздел 2 раздела 16.1), утверждённым Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574.

Администратор суда назначается на должность и освобождается от должности по представлению председателя соответствующего суда:

администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда – начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов;

администратор районного суда – начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Полномочия администратора суда определены статьёй 19 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Администратор суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор под контролем управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и во взаимодействии с ним.

Администратор суда осуществляет свои полномочия в соответствии с:

• Типовыми должностными регламентами администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда (утв. приказом Судебного департамента от 11 марта 2014 г. № 45)

• Типовом должностным регламентом федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам (утв. приказом Судебного департамента от 6 ноября 2014 г. № 232)

• Методическими рекомендациями по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда (утв. Генеральным директором Судебного департамента 24 ноября 2009 г.)

Об особенностях правового статуса и должностного положения администратора суда см.: постановление Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. № 51.

В целях совершенствования деятельности, урегулирования правового статуса и должностного положения администратора федерального суда общей юрисдикции, обусловленная неопределённостью его двойного подчинения, разработана Концепция реформирования института администраторов федеральных судов общей юрисдикции (одобрена постановлением Совета судей Российской Федерации от 5 декабря 2013 г. № 314).

Источник: http://www.cdep.ru/index.php?id=258

Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»

Правовой статус районного суда

Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II
О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2017 г.)

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам.

Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

2. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами Республики.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

3. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей.

Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы.

Проявление неуважения к суду или судье влечет установленную законом ответственность.

Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность.

Статья 2. Символы государственной власти

1. На зданиях судов и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный Флаг Республики Казахстан и размещается Государственный Герб Республики Казахстан.

2. Судьи осуществляют правосудие в судейских мантиях, форма и описание которых утверждаются пленарным заседанием Верховного Суда.

Статья 3. Судебная система

1. Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

2. К местным судам относятся:

1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);

2) районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

3. В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).

3-1. Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.

4. Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды имеют печать с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и своим наименованием.

5. Особый статус имеет суд Международного финансового центра «Астана», не входящий в судебную систему Республики Казахстан.

 Статья 4. Единство судебной системы

Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается:

1) общими и едиными для всех судов и судей принципами правосудия, установленными Конституцией, настоящим Конституционным законом, процессуальными и иными законами;

2) осуществлением судебной власти в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных законами;

3) применением всеми судами действующего права Республики Казахстан;

4) законодательным закреплением единого статуса судей;

5) обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов;

6) финансированием всех судов только из республиканского бюджета.

Предусмотренные настоящей статьей требования не распространяются на суд Международного финансового центра «Астана».

Статья 5. Законодательство, определяющее порядок деятельности судов и статус судей в Республике Казахстан

Судоустройство и статус судей, а также порядок отправления правосудия в Республике Казахстан определяются Конституцией, настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

Раздел 2. Судебная система

Глава 1. Районные и приравненные к ним суды

Статья 6. Образование районных и приравненных к ним судов

1. Районные и приравненные к ним суды (далее – районные суды) образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

2. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

3. Количество судей для каждого районного суда устанавливается Председателем Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом на основании представления уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее – уполномоченный орган).

Статья 7. Состав районного суда

1. Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и настоящим Конституционным законом порядке.

Если по штату в районном суде предусмотрен один судья (односоставный суд), он осуществляет полномочия председателя этого суда.

Источник: http://sud.gov.kz/rus/content/konstitucionnyy-zakon-o-sudebnoy-sisteme-i-statuse-sudey-respubliki-kazahstan

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Правовой статус районного суда

Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта.

В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей.

Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.

Компетенция Районного суда

Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.

Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, ко­торые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.

Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения администра­тивных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы

Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Организация районных судов

Организация районных судов определяется:

  • Конституцией РФ;

  • Законом о судебной системе;

  • Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;

  • Законом о статусе судей и другим законодательством.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.

Принципы деятельности районных судов

Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.

Такими принципами являются:

  • единство судебной системы;

  • обязательность судебных постановлений;

  • несменяемость и неприкосновенность судей;

  • равенство всех перед законом и судом;

  • гласность в деятельности судов;

  • самостоятельность судов и независимость судей.

Полномочия районных судов

В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

В соответствии со ст. 34 ФКЗ “О судах общей юрисдикции” районный суд рассматривает:

  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).

  • дела об административных правонарушениях.

  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.

То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:

  • первой инстанции;

  • второй (апелляционной) инстанции;

  • инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедли­вость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в слу­чаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия судей районных судов

Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.

Состав районных судов

Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.

В соответствии со статьей 33 ФКЗ “О судах общей юрисдикции” районный суд формируется в составе:

  • председателя районного суда;

  • его заместителя (заместителей);

  • судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.

Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.

При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.

Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Аппарат районного суда

Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:

  • помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;

  • начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);

  • специалистов и консультантов;

  • секретарей судебного заседания;

  • администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;

  • технического персонала по обслуживанию зданий суда.

Функции председателя районного суда

Председатель районного суда выполняет следующие функции:

  • председательствует в судебных заседаниях;

  • распределяет другие обязанности между судьями;

  • назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

  • руководит работой аппарата суда;

  • организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;

  • руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

  • организует работу по повышению квалификации работников суда;

  • вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

  • ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Районный суд (городской суд): подробности для бухгалтера

  • Когда искусственное «дробление» бизнеса становится налоговым преступлением? … 22-1297/2014, Приговор Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 05 … надлежащего документального оформления (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 …

    по собственникам (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 … по собственникам (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 … других участников (Приговор Яранского районного суда Кировской области от 28.12 … , например, в Приговоре Яранского районного суда Кировской области от 28.12 …

  • Европейские правовые стандарты доказывания и оценки доказательств … установив, что разбирательство в Василеостровском районном суде г.Санкт-Петербурга было ущербным … § 113)», отметив также, что Коптевский районный суд не предпринимал попыток провести собственный … в защиту своей позиции. Районный суд отказал в исследовании всех представленных …

    оценке обоснованности запрета книг, Коптевский районный суд не провел сколь-либо содержательного … производное доказательство (экспертное заключение)».
    Железнодорожный районный суд в удовлетворении этого ходатайства отказал …

  • Свобода совести, цензура, прошлое и настоящее … в известном судебном решении Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 марта …

    признания экстремистскими книг в Ленинский районный суд г. Оренбурга не оказалось Корана … .
    6 апреля 2005 года Кировский районный суд г. Омска оправдал Д.Исабаева … исключительно судами, отметив, что Коптевский районный суд не предпринимал попыток провести собственный … . 5-17.
    33
    Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 марта …

  • Какие выплаты учитываются для сопоставления заработной платы работника с размером МРОТ? … 33-1200/2018, решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 12.03 … 2-164/2018, решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 26.04 …
  • Если нарушений несколько? … штраф в 110 тыс. руб.

    Районный суд признал действия трудовой инспекции правильными … . и 135 тыс. руб.
    Впоследствии районный суд, куда обратилась организация, заменил два … этих нарушениях рассматривалось в одном районном суде, ВС РФ счел применение положения … . 5.27.1 КоАП РФ.
    Районный суд посчитал, что при назначении наказания …

  • Анализ изменений процессуального законодательства …

    , которые рассматривают мировые судьи или районные суды. Данное требование не касается арбитражных … .
    Напомним, что апелляционные жалобы рассматриваются:
    районным судом – на решения мировых судей;
    верховным … (флотским) военным судом – на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;
    апелляционным …

  • Обязан ли работодатель обеспечивать определенным объемом работ работника-сдельщика, чья оплата труда осуществляется по сдельной системе? … 33-19545/13, решение Катайского районного суда Курганской области от 30.05 … РФ) (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 05.04 …

    33-6357/2016, решение Краснохолмского районного суда Тверской области от 10.04 … N 33-4238, решение Варненского районного суда Челябинской области от 23.10 …

  • Учет платных услуг в исправительном учреждении, оказываемых при долгосрочных свиданиях … года (см., например, решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от 11.09 …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/rayonnyy_sud.html

ГосЗащита
Добавить комментарий