Разрешающие знаки на природе

Будь другом природе. урок. Окружающий мир 2 Класс

Разрешающие знаки на природе

Люди строят города, изобретают интересные и полезные вещи, руководят прогрессом на земле и даже в космосе. Но что бы ни делал человек, он по-прежнему является частью природы. Без природы наша с вами жизнь невозможна.

Природа окружает нас повсюду. Даже в больших городах мы можем слышать пение птиц и любоваться растениями.

Но, к сожалению, человек не всегда понимает, что его деятельность может навредить природе, а если погибнет природа, погибнем и мы с вами.

Тема: Природа

Урок: Будь другом природе

Где бы ни жил человек, он всегда окружен животными, растениями, деревьями, птицами. Человек не может жить изолированно от природы, но он не всегда понимает, как его поступки отражаются на ней.

Экология – это наука об охране природы.

Итак, представьте себе, что вы находитесь у кромки леса и размышляете, в какую сторону вам пойти, потом принимаете решение и направляетесь в заинтересовавший вас уголок. Вы идете напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам. Запомните! Так делать нельзя. Слой почвы в лесу очень тонкий и вы можете повредить корни растений и кустарников.

Мудрые говорят – один человек оставляет за собой след, 100 человек – тропу, а 1000 человек – пустыню.

Сделаем вывод из этой ситуации: Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам.

Следующая ситуация – отдых на природе. Вы долго ходили по лесу, устали и решили отдохнуть, покушать. А что осталось в лесу после вас? Мусор, выжженное место после костра, вытоптанные поляны.

Вот вам еще одно правило: Не оставляй после себя мусор. Костер разжигай только там, где есть специальное место. Не губи деревья, обдирая кору.

Третья ситуация – шум в лесу. Если вы хотите пошуметь или послушать громкую музыку, делайте это за пределами леса. Лесные жители боятся шума и сразу же прячутся.

Вот вам правило: Не шуми на природе, старайся передвигаться и отдыхать на природе без шума.

Четвертая ситуация – встреча с гнездом. Если вы увидели гнездо в лесу, то вы, конечно же, подойдете к нему и осмотрите его. Но даже, если вы ничего не тронете, вы размаскируете его, потому что по следу человека его легко найдут лесные хищники.

Правило: В лесу, на озере, в лугах нужно быть очень осмотрительным, стараться не навредить тем, кто ползает, бегает и летает.

Гуляя по лесу, нам часто хочется собрать букет цветов, но при этом мы не задумываемся о том, что тем самым наносим вред природе. Особенно нуждаются в защите растения и животные, которые занесены в Красную книгу.

Экологические знаки:

Рис. 1. Экологические знаки (Источник)

Вот их расшифровка (построчно):

1. Не ломать ветки деревьев и кустарников.

2. Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

3. Не обижать лягушек и жаб.

4. Не трогать и не разрушать гнезда животных и птиц.

5. Не срывать цветы.

6. Не ловить диких животных и не уносить их домой.

В 1971 году была создана экологическая организация защитников природы Гринпис. Не только взрослые, но и дети хотят внести свой вклад в дело защиты природы. Поэтому в 1991 году была создана детская экологическая организация Гринтим. В нее могут вступать дети от 10 до 14 лет.

Рис. 2. Эмблема Гринпис (Источник) 

Рис. 3. Эмблема Гринтим (Источник)

Кроме сбора цветов в лесу еще много соблазнов, среди них – ягоды и грибы.

Ситуация – грибное лукошко. При сборе грибов нельзя разбрасывать мох в стороны, чтобы грибница не засохла и не погибла под лучами солнца. Ядовитые грибы трогать и уничтожать нельзя, потому что они могут быть лекарством для животных.

Список рекомендованной литературы

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.

2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Greenteam.fayar.net (Источник).

2. Фестиваль педагогических идей (Источник).

3. Фестиваль педагогических идей (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. с. 86-91, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.

2. с. 34-35 раб.тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.

3. Нарисуй экологические знаки, с которыми ты познакомился на уроке, и подпиши каждый из них.

4. Подумай, что именно ты можешь сделать, чтобы помочь сохранить природу. Что ты можешь делать, или, возможно, уже делаешь для этого каждый день? Обсуди этот вопрос со своими одноклассниками.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/2-klass/zhizn-goroda-i-sela/bud-drugom-prirode

Мбдоу №12 Краткосрочный экологический проект : «о чем говорят экологические знаки» Разработала: воспитатель

Разрешающие знаки на природе

МБДОУ № 12Краткосрочный экологический проект :« О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ»Разработала:воспитательЩербина В.Ю.Приморско – Ахтарск.2012 год.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :Воспитывать в детях бережное отношение к природе , стремление созидать и беречь то, что даёт природа для жизни людей ; воспитывать экологическую культуру, культуру личности, знать и применять правила поведения в природе и в окружающей среде.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА :- исследование темы в работе педколлектива;- исследование темы в работе с детьми;- подбор материала для разработки темы;- привлечение родителей к работе с детьми.ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА:1. Составление планирования работы с педколлективом.- консультации,-семинары, -круглый стол.2.

Выявление знаний детей старшего дошкольного возраста-конкурсы-викторины-беседы-игры3.Внесение изменений в перспективное планирование по воспитанию у детей экологической культуры.4.Изучение методик, разработок и педтехнологий по формированию у детей экологических знаний.

5.Разработка плана работы с родителями по экологическому воспитанию детей

6.Разработка игр, занятий, развлечений, проведение с детьмиисследовательской деятельности.Приложение:Дидактические игрыО ЧЁМ ГОВОРЯТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ.ЦЕЛЬ: закрепление правил поведения в природе, развитие речи, диалектического мышления. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:Запрещающие и разрешающие знаки, которые определяют правила поведения в лесу, дома, на лугу.МЕТОДИКА ИГРЫ:Беседа строится по принципу « чего нельзя делать, а что – можно и нужно».ЗАДАНИЕ:Пока звучит музыка, нужно среди разложенных на ковре знаков выбрать те, которые понадобятся для похода в лес, и объяснить их значение.

– нельзя разорять муравейник, но можно понаблюдать за муравьями, оградить муравейный дом, « поохранять» этих насекомых;

– нельзя рвать цветы, но можно их понюхать, внимательно рассмотреть, полюбоваться ими;- нельзя ломать ветки деревьев, но можно подойти к нему, погладить, понюхать кору, поздороваться.ИГРА С МЯЧОМ.ЦЕЛЬ:

Закрепление представлений об объектах живой и неживой природы, развитие способности классифицировать объекты по комплексу признаков, совершенствовании координации движений с ответной реакцией ( поймать мяч и быстро подобрать правильный ответ).

ПРАВИЛА ИГРЫ:Воспитатель бросает мяч по очереди, называя объект живой природы ( при этом мяч нужно поймать) или неживой природы ( мяч нужно отбросить). Тот , кто ошибся, выбывает из игры.Побеждает оставшийся.МЕТОДИКА ИГРЫ :Путешествие в лес , во время которого встречаются на пути объекты живой и неживой природы. Воспитатель чётко произносит название каждого объекта.МОЁ ОБЛАКО.

ЦЕЛЬ:Развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы. ЗАДАНИЕ:Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц (аудиозапись), пахнет ландышами, по небу плывут облака . нужно выбрать облако на небе и сказать на что оно похоже.МЕТОДИКА ИГРЫ:Дети собираются на поляне ( удобно устраиваются на коврике), успокаиваются и закрывают глаза.

Игра выполняет роль релаксационной паузы.ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ.ЦЕЛЬ:Развитие воображения, умения считать, закрепление представлений об объектах природы и искусственных объектах ( для детей условно называем объектами « неприроды»), геометрических фигурах, расширение словарного запаса.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:Рисунки с изображением геометрических фигур; коробка с зелёными бумажными листочками ( поощрения за правильный ответ).ПРАВИЛА ИГРЫ:Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок, назвать геометрическую фигуру и определить, на что она похожа. При этом выполняются два варианта задания: сначала дети называют только объекты природы, а затем – только объекты « неприроды».

Ответивший правильно берёт зелёный листочек. Выигрывает тот у кого будет больше зелёных листочков.МЕТОДИКА ИГРЫ:Рисунок 1 – полукруг.Природа : долька апельсина, радуга, гора, камень, яблоко, восход солнца и т.д.Неприрода : крыша, лента, серёжка, порванная шина, провод, дуга и т.д.Рисунок 2 – волнистая линия.Природа: змея, речка, червяк, веточка, лиана, ручеёк и т.д.

Неприрода – тропинка, проволка, лента, шнурок, канат, цепь, верёвка и т.д.Рисунок 3 – круг.Природа – солнце, ягода, нора, озеро, пруд, Луна, и т.д.Неприрода – колесо, кольцо, мяч, руль, обруч, пуговица, бусинка, браслет, шина и т.д.Рисунок 4 – заострённый овал.Природа – камешек, клык, морковка, ноготь, листочек, капелька, зуб и т.д.Неприрода – ракета, бусинка, наконечник стрелы, ложка, и т.д.

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ.ЦЕЛЬ:

Закрепление материала о круговороте воды в природе, развитие воображения, речи (подбор эпитетов, умение составлять рассказ), эмоционального отношения к природе.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ :Бумажные короны в виде капельки и шляпа мамы Тучи ( подойдёт любая шляпа с широкими полями, к которой прикреплена лёгкая прозрачная ткань).ПРАВИЛА ИГРЫ:Воспитатель предлагает ребятам самим стать капельками : дети одевают короны – капелька, взрослый или кто – то из детей превращается в маму Тучу.

Сначала воспитатель читает стихотворение Б.Заходера «Дождик» . Каждый раз после слов «кап-кап» дети прыгают и хлопают в ладоши.Дождик псёнку поёт:Кап – кап…Только кто её поймёт –Кап – кап ?Не поймём ни я, ни ты,Да зато поймут цветы,И весенняя листва, И зелёная трава.

Лучше всех поймёт зерно:Прорастать начнёт оно!Кап – кап!ЗАДАНИЕ ДЕТЯМ КАПЕЛЬКАМ:Полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей, (каждый ребёнок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Туче и рассказать о своём путешествии.

МЕТОДИКА ИГРЫ:

Дети бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы ( звучит спокойная музыка), затем берут друг друга за руки, образуя два ручейка. Ручейки соединяются в речку, речка впадает в море (широкий круг). Пригревает солнышко и мама Туча просит, чтобы капельки вернулись.

Она радуется их возвращению, а затем расспрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, напоил верблюда в пустыне, играл с ручейком и т.д.

ЖУРНАЛИСТЫ.

ЦЕЛЬ : развивать наблюдательность, умение обобщать и анализировать , делать выводы, исправлять увиденные ошибки людей; воспитывать бережное отношение к живой природе.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:Ватман, наборы карандашей и бумаги, наборы (разрезные) птиц, животных, насекомых, цветов, деревьев. Ножницы, клей кисточки.Наборы фотографий с изображениями птиц, животных. записи птичьих .

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

После проведения экскурсии или целевой прогулки, турпохода, воспитатель предлагает детям выпустить газету о том , что они увидели . Газету делают журналисты.

Воспитатель предлагает детям стать журналистами и даёт каждому задание, если ребёнок сам не может определиться в выборе о чём он хочет рассказать в газете. Воспитатель – это редактор который руководит всей работой. После получения задания дети приступают к работе.

В ходе игры предусмотрена пауза, дети отгадывают загадки, которые затем помещают в газете, а так же чайная пауза : дети пьют чай на травах: чабрец, ромашка, мята. В ходе чаепития дети рассказывают о полезных свойствах этих трав. После того как газета готова, она помещается в уголке для родителей.

ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ:- сведения о погоде в этот день,- какие бывают деревья ( по памяти нарисовать деревья увиденные на прогулке)- подобрать фотографии птиц , которые встречали на прогулке- нарисовать животных, рассказать как они готовятся к зиме,- нарисовать по памяти, какие нарушения экологической среды встречали на прогулке ( выброшенный мусор, сломанная ветка, разорённое гнездо птицы и т.

д)- нарисовать рисунки по которым можно составить рассказ ( рассказ ребёнка записывается воспитателем). Они помещаются в специальный кармашек под рубрикой «Юный писатель».ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

№ п/п Мероприятия Сроки
12.3.4. Консультации :-как наблюдать с детьми сезонные явления-как ухаживать за животными-что должен знать ребёнок о комнатных растениях-как проводить с детьми наблюдения в природе-как подобрать ребёнку литературу о природе-значение познавательной информации для развития ребёнка-какие передачи нужно смотреть ребёнку о природе.Выпуск стенгазет:- внимание птицы-ваш домашний питомец-экологическая культураРодительская гостиная:- как отдыхать с ребёнком в природе- начни воспитание ребёнка с себя.Совместный турпоход «Природа и мы» По сезонамСентябрьОктябрьВ течении годаЯнварьВ течении годаНоябрьФевральАпрель АпрельДекабрьМай

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ:

№ п/п Мероприятия Сроки
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. – изучение программ по экологическому воспитанию, выделений технологий;-составление перспективного планирования с учётом темы проекта- разработки дидактических игр к проекту- педагогическая гостиная « исследовательская деятельность с детьми»- выпуск стенгазет для родителей- конкурс среди старших дошкольных групп« Что мы знаем о природе» – конкурс стенгазет среди дошкольных групп ДОУ- семинары :а) что должны знать деть о насекомыхб) как знакомить дошкольников с охраной окружающей средывыставки :- ручной труд « Природа и детская фантазия»- дидактические игры для детей по экологическому воспитанию.Конкурсы:- на лучший уголок исследовательской деятельности- на лучший зелёный уголок- на лучший участок АвгустСентябрьОктябрьНоябрь1 раз в кв.Январь1 раз в кв.ИюньНоябрь2 раза в г.1 раз в кв.АвгустАпрель

Источник: http://publekc.ru/mbdou-12-kratkosrochnij-ekologicheskij-proekt--o-chem-govoryat/index.html

Конспект экологического досуга «Лес – наш друг!»

Разрешающие знаки на природе

Голованева Елена Николаевна

Тема: «Лес – наш друг!»

Цели и задачи:

Создать радостное настроение, способствовать проявлению положительных эмоций от встречи с природой;

Закрепить правила безопасного поведения в лесу;

Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование и материалы: письмо, магнитофон, разрешающие и запрещающие знаки, угощения для детей.

Ход досуга.

Дети выходят на улицу на прогулку.

Воспитатель. Ребята, я хочу с вами посоветоваться. Нам в группу передали письмо от лесных жителей.

Зачитывает:

Приходите дети в лес вы поскорей,

И спасите дети нас – растения, зверей!

Хулиганы травы топчут,

Птичьи гнёзда разоряют.

Очень сильно здесь шумят,

Подпалить наш лес хотят.

В лес зелёный поспешите.

Помогите! Помогите!

Подпись: Лесные жители.

Воспитатель. Нас просят о помощи и как вы думаете: мы сегодня пойдём в лес, или в другой день?

Дети. Сегодня. Нас срочно просят прийти, и мы должны помочь.

Воспитатель. Тогда давайте уточним маршрут и правила следования к лесной поляне.

(Дети рассматривают план – схему экологической тропы, закрепляются правила поведения в общественных местах, перехода улицы).

Дети парами выходят за территорию детского сада.

По дороге уточняют точно ли идут по схеме, ищут подсказки – стрелочки, указывающие повороты.

Воспитатель. Вот мы и в лесном царстве. Обратите внимание на дерево. Это – дуб.

Задевая тучи головой седою

Дуб стоит могучий с думой вековою.

А ещё это дерево называют «мудрый великан». Он последним из деревьев распускает свои листочки: ждёт, когда пройдёт волна майских холодов.

И в народе крупных, сильных мужчин сравнивают с дубом, говорят: «Могуч, как дуб, потому и люб»

Игра «Обхвати дуб» (для мальчиков)

Воспитатель. А как называется это дерево? (Берёза)

Берёза белый сарафан надела,

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица- душа!

Берёзу сравнивают с девушкой: она стройна и нежна. Полюбуйтесь!

А в народе говорят: «Стоит дерево, листом зелено. В этом дереве 4 угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье, и людям – некопаный колодец.

Любуясь природой дети выходят на поляну, с которой слышится громкая музыка.

На поляне танцует Хулиган и кричит.

Хулиган. Выйду на улицу, в лес загляну,

Птиц распугаю, ветки согну.

Самый грозный здесь – я.

Ну, берегись, мать-природа моя.

Воспитатель. Ты кто?

Хулиган. Вы не знаете меня?

Да меня

Все боятся, как огня.

Я – пацан по кличке Гусь.

Ничего я не боюсь.

Что-то ни зверей, ни птиц

Сегодня не видать,

А мне срочно нужно

Новую рогатку испытать…

Достаёт рогатку, прицеливается.

Воспитатель. Вот так ничего себе, Гусь! Да как тебе не стыдно? Ты почему природу нашу губишь?

(к детям) Вот, оказывается, кого имели в виду лесные жители, когда просили нас о помощи.

Хулиган. Фу… Устал…

Пора передохнуть,

Подзаправиться, как следует, –

И снова в путь!

Достаёт из рюкзака пакет с чипсами. Ест, бросает. Достаёт пластиковую бутылку. Допивает, бросает.

Хулиган. Ух, ты, а конфет как много я съел. Нужно фантики выкинуть.

Достаёт из рюкзака фантики, выкидывает.

Хулиган. Что хочу, то делаю! Хочу – птиц пугаю, хочу – ветки ломаю, а захочу – всем цветам голову сворочу. А сейчас костёр разведу!

Достаёт большую зажигалку, пытается развести костёр.

Вед. его останавливает.

Воспитатель. Разве можно так вести себя на природе?

Хулиган. А разве нельзя? Пришли тут раскомандовались.

(к детям) Вот вы, сами-то знаете, чего нельзя делать в лесу? (Да) Ну расскажите, а я послушаю…

Дети. 1. Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву.

2. Не обижай в лесу зверей.

Обидел, пожалей скорей.

3. Не мни зелёную былинку.

В лесу ходи лишь по тропинкам.

4. В лесу всем птицам помогай.

И птичьих гнёзд не разоряй.

5. Огонь – враг леса, он хитёр.

Не разводи в лесу костёр.

Веди себя достойно просим.

В лесу, запомни, мы лишь гости.

Хулиган. Я понял: птиц, зверей, цветы нельзя обижать. Костёр тоже нельзя разводить. Всё нельзя, нельзя, нельзя. А что можно?

Воспитатель. Вот сейчас мы тебе расскажем и покажем

Слова ведущего сопровождаются демонстрацией

разрешающих знаков.

Воспитатель. В лесу нужно слушать не магнитофон, а музыку леса. Прислушайтесь…

Дети слушают звуки леса.

Можно любоваться окружающей красотой.

Воспитатель обращает внимание на красоту деревьев, распускающихся почек, молодой травы, первоцветов и т.д.

Можно петь, хороводы водить, но не в коем случае не кричать.

Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой.

Словно девочки – подростки

Белоствольные берёзки.

За руки взялись и вот – закружился хоровод!

Вставай с нами в хоровод.

Дети встают вокруг берёзки, исполняют хоровод

«Посадили мы берёзку» Витлина

Воспитатель. С природой нужно дружить, на природе можно играть. Главное – не оставлять после себя мусор.

Хулиган. А как это? Играть и мусор не оставлять?

Воспитатель. Сейчас увидишь.

Проводятся игры: «Ручеек», «Полей растение» (кустарник, дерево)

Хулиган. Прошу простить меня за то,

Что сделал много бед!

Я обещаю на Земле оставить добрый след!

Природу буду охранять,

От злых поступков защищать!

Воспитатель. Мы очень рады, что помогли тебе понять правила поведения в лесу. Правда, ребята? Прими на память о нашей встрече книгу «В лесу мы просто гости», которую ребята изготовили своими руками. Она будет напоминать тебе о том, что природа прекрасна в любое время года.

Хулиган благодарит детей за подарок.

Дети.

6. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Вместе. Давайте же всегда её беречь!

7. В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Вместе. Давайте же с природою дружить!

8. Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа,

Вместе. Давайте же сердца ей отдадим!

Воспитатель подводит итог и обращает внимание детей на дерево, где белочка оставила угощение (орешки) для самых хороших посетителей леса.

Воспитатель читает стихотворение С. Погореловского «До свидания!»

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полон сказок и чудес!

Дети прощаются с Хулиганом, лесом и возвращаются в детский сад.

Источник: https://open-lesson.net/6486/

Экологический проект

Разрешающие знаки на природе
Долгосрочный детский экологический проект «Будь природе другом!» цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Участники проекта: дети младших, средних,   старших, подготовительных групп детского сада; воспитатели; родители.Руководители проекта: старший воспитатель, воспитатели групп.Цель  проекта: Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.5.

Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе6. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

Продукты проекта: Макеты в зале краеведения, стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы,  схемы, выставки, карты экологических тропинок, скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.Этапы проекта:1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.Предполагаемые результаты:1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края – Саратова и Саратовской области.2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.5. Дети будут уверенно отличать  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.6. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.9.  Ребята  узнают много интересного из жизни растений   (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных  районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:- Все живые организмы имеют равное право на жизнь.- В природе все взаимосвязано.- В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный.Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап. Собственно исследовательский.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.1.Организация в группах познавательно-экологической среды.2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Оформить многофункциональное настенное панно по флоре и фауне Саратова и области.3.

Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.4. Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.5.

Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения в младшей, средней, старшей, подготовительной группах. Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в групповых уголках природы.6. Посадка цветника, уход за цветами.7. Посадка аллеи берез. Уход за саженцами.8.

Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.9. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.10. Операция «помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.11. Операция «Подарок птицам».

Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.12.Познавательное развлечение «Птичьи заботы» в старшей и подготовительной группах.13. Викторина «Знаем ли мы растения нашего края?» в старшей и подготовительной группах.14. Экскурсии в городской парк.

Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.15. Экскурсии на берег реки Волга.16.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов экологического содержания. Выставка макетов о родном Саратове: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.17.

Экологическая беседа в средних, старших, подготовительных группах «К природе с добротой».18. Экологическая экскурсия «На природу, в поле пойдем».19. «Напиши письмо сове». Поиск проблемных вопросов и ответов с детьми старшего возраста по теме «Природа». 20. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов «Вторая жизнь упаковки».21.

Оборудование в саду уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований.22. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.23. Фотовыставка «Природа просит помощи» с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.24. Викторина между старшими группами «Лучший знаток деревьев».

3 этап. Обобщающий.

Обобщение результатов работы  по экологическому проекту. Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта.1.

Диагностирование уровня экологического развития дошкольников с заполнением диагностических карт на каждого ребенка.2. Просмотр презентаций детских исследовательских работ.3. Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группах и в целом в детском саду.

4.

Педагогический Совет по обобщению результатов работы  по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе  по экологическому воспитанию дошкольников.

Источник: http://dou155.edu.sarkomobr.ru/us/method_collector/e

Конспект урока для 3 класса

Разрешающие знаки на природе

Урок окружающего мира 3 класс (Школа России)

Тема: «Природа в опасности»

Цели:

  1. Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания об экологии; учить детей ставить проблемы и искать пути их разрешения посредством группового обсуждения; развивать умение детей работать с текстом.

  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать и обобщать.

  3. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе ,воспитывать взаимоуважение, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование: учебники, таблицы, карточки, фото, компьютер, проектор, рисунки.

Ход урока.

1Орг. Момент

2. У: по народному календарю 26 сентября называется Корнилий. С Корнилия корень в земле не растёт, а зябнет. Убирают все корневые овощи: картофель, свёклу, морковь и т.п. Погода (1 ученик рассказывает о погоде)

3 Прежде чем перейти к новой теме. Мы отгадаем кроссворд.

1 Э хо 1 ученик пишет на доске

2 Хат к а

3 верх о вой

4 со л ь

5 в о да

6 и г ла

7 к рап и ва

8 молни я

1. Что можно услышать в пустой комнате, или в горах? (3-эхо)

2 Как называется жилище бобра? (5- хатка)

3. Как наз. самый сильный и быстро распространяющийся огонь в лесу? ( 8- верховой)

4. Что является лучшим лакомством для оленей, лосей и косуль? (4- соль)

5 Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. ( 4- вода)

6. Всех на свете обшивает, что сошьёт – не надевает. (4- игла)

7. Что за трава, которую и слепые узнают? ( 7- крапива)

8. Раскалённая стрела дуб свалила у села. (6- молния)

У- Какое получилось слово? Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, наука о природном доме.)

4 У – А как вы думаете, всё ли хорошо в нашем природном доме? (загрязнение, истребление животных и т. п.)

— Нужно постараться сделать наш дом чистым. А чтобы это сделать, нужно знать проблемы экологии.

И так …Ребята, сегодня у нас урок на экологическую тему, а точнее читаем на доске:

ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ

У – СЕГОДНЯ мы поговорим о маленьких и больших ранах природы. Составим правила поведения в природе. Узнаем, как можно сохранить нашу землю и, что каждый из вас сможет сделать для этого.

Работа по учебнику с. 27. Один человек читает, а все выбирают на доске запрещающие знаки, о которых пойдёт речь в учебнике.

Знаки:

  • Нельзя ломать ветки;
  • Нельзя рвать цветы;
  • Нельзя ловить бабочек.

Знаки подставляем к человеку (схематически нарисован).

Подумай, почему тяжело залечивать природе раны? Послушайте, что расскажут ребята. Выберите запрещающие знаки.

Три ученика выступают с докладами

1 ученик: “Первые древние люди появились на Земле в результате эволюции 60 млн. лет назад, и до этого природа жила сама по себе.

Конечно, древние люди охотились на животных, собирали травы, плоды и ягоды. Но в то время людей было совсем мало, вооружены они были плохо, да и никакой промышленности и сельского хозяйства тогда не было.

Поэтому в древности люди не причиняли природе большого вреда.

Но время шло. Человечество развивалось, придумывало все новые и новые орудия и приспособления для того, чтобы использовать природу в своих целях. Постепенно появились современная промышленность и сельское хозяйство. Да и жителей планеты становилось все больше.

Ведь сейчас, как вы уже знаете, нас почти 6 миллиардов! Поэтому влияние человечества на природу сейчас многократно возросло и зачастую приносит живой природе непоправимый вред.

Человек стал слишком много брать от природы и слишком много выбрасывать в нее своих отходов”.

Знак: Выброс мусора.

2 ученик: “Людям нужны энергия и тепло, и они сжигают колоссальные количества природного топлива — нефти и газа. А в атмосферу выбрасываются несметные облака вредных и ядовитых газов.

Промышленность развивается, и миллионы тонн неочищенных вредных отходов выливаются в океаны, моря, реки и озера. После этого уже не искупаешься, да и чистой воды не попьешь. Сейчас только каждый третий житель Земли пьет чистую воду.

А каково несчастным водорослям и рыбам?

Людям нужен лес, ведь из него делают бумагу и мебель, и человек нещадно вырубает леса. А несчастные лесные жители лишаются своего привычного дома и погибают”.

Знак: Дымят фабрики, отходы сбрасываются в реку. Вырубка лесов.

3 ученик: “Одним словом, человек нарушает природные круговороты, рвет экологические цепочки и рушит экологические системы. С тех пор, как человек начал свое наступление на природу, многие сотни и тысячи видов растений и животных исчезли с лица Земли.

Уже к 1900 году на Земле совершенно исчезли 65 видов млекопитающих животных и 140 видов птиц. А в наши дни около 600 видов позвоночных животных находятся на грани полного истребления. Это — киты, морские черепахи, носороги, журавли и многие другие. В угрожающем положении находится сейчас каждый десятый вид высших растений.

Ученые-экологи считают, что каждый день на планете бесследно исчезают несколько десятков видов растений и животных”.

Следы наступления человека заметны уже по всей Земле.”

Знак: Браконьерство. Отстрел

Вывод: после воздействия человека на природу. Природа не может восстановиться самостоятельно. Нужны, какие то срочные меры.

5 ФИЗ.МИНУТКА

У: ЕСЛИ Я НАЗОВУ ПРЕДМЕТЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ – РУКИ В СТОРОНЫ, неживой –руки на пояс , сделано руками человека – присесть.

Вода, крапива, молния, игла, муха, камень, человек, стакан, берёза, снег, собака, обувь, гриб, арбуз, луна, карандаш , тетрадь, дождь.

6 У : Сейчас будет работа в парах. У каждой пары на парте листок с текстом. Прочитать и ответить на вопросы в конце текста.

Старик и дерево.

На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костёр. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.

Однажды по лесу шёл старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла. Когда работа была окончена, старик присел и долго о чём-то думал, Потом достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине : «Живи на зло злым!»

1 Какой след оставили после себя ребята? Как это их характеризует?

2 Как поступил старик? Легко ли было ему доставать глину?

3 Как вы понимаете выражение: «Живи на зло злым!»

4 Как вы предполагаете, все бы поступили так, как старик?

5 Можно ли разводить костры в лесу?

7 У: Теперь пришло время поговорить о ранах больших.

Работа по учебнику с. 28. читаем и разбираем.

У: Если это будет продолжаться, что станет с природой? Люди задумались.

Так в Канаде 15 сентября 1971г была образована международная общественная природоохранная организация Гринпис.

11 сентября 1961г. был создан всемирный фонд дикой природы. Эти организации занимаются исследованием и сохранением дикой природы.

Редкие животные и растения занесены в Красную книгу.

1 ученик рассказывает про Красную книгу.

Идея о необходимости создания Красной книги возникла в конце 50-х годов.

Она зародилась среди ведущих ученых разных стран, объединенных в Международный союз охраны природы и природных ресурсовВ 1966 году была создана Международная КРАСНАЯ КНИГА .

Она хранится в Швейцарском городе Морже. В 1978 году– КРАСНАЯ КНИГА СССР В 1983 году вышла в свет КРАСНАЯ КНИГА РСФСР, которая и сегодня действует на территории России.

В книге установлены следующие категории

  • На красных листах исчезающие виды, которые находятся под угрозой вымирания.
  • На белых листах – редкие виды.
  • Сохраняющие виды – жёлтый цвет
  • Восстанавливающие виды, благодаря человеку – зелёный цвет.

Красная книга – это не справочник для коллекционера, а практический природоохранный документ. Все граждане должны принять активное участие в том, чтобы из года в год больше число видов животных исключалось из Красной книги. Во многих странах существуют свои Красные книги. Но существует и Чёрная книга, куда занесены исчезнувшие с лица земли животные и растения.

8 У: Кроме Красной книги во многих странах есть особо охраняемые территории – заповедники и национальные парки (см. с. 30 читай) Самый известный парк Серенгети, расположенный в Танзании.

В нашей стране существует 102 заповедника. Такие как – Ильменский, Баргузинский, Окско-Донской, Кедровая Падь и другие. (С 32 учебника) А мы поговорим об Оренбургском заповеднике. Он был учреждён 12 мая 1989 года.. В нём представлены

10 видов млекопитающих

51 вид птиц

31 вид насекомых

44 вида растений см. плакат

Посмотрите фотографии сделанные мною. Там изображены животные и растения занесённые в Красную книгу Оренбуржья. Фото

9 Как вы знаете, у нас тоже плохая экологическая обстановка в городе. Люди потребительски относятся к природе. Посмотрите сколько мусора оставляют после себя отдыхающие. Фото

У: А когда мы с вами бываем на природе, куда мы складываем мусор? Оставляем мы его в лесу?

10 Но не все люди плохо относятся к природе.

В нашем городе есть группы по защите бездомных животных, экологические посты, экологи- активисты (Зелёные), которые следят за состоянием воздуха, воды, растительностью.

Пример: Около моста через рукав они прорыли траншеи, чтобы машины не смогли подъехать близко к берегу для купания. А в конце августа очистили русло реки от мусора и брёвен. Фото

В газете «Орская хроника» за 13 сентября студенты 2 курса нефтяного техникума провели субботник по расчистке Парка Строителей. Мы ездили зимой кататься туда на лыжах. Газета

В июне в интернете были выставлены фото, где молодые семьи с детьми очищали площадку от мусора на Перекате. Это ли не пример для подрастающего поколения..

11 У: А что можете сделать вы, чтобы ран в природе стало меньше?

Сажать деревья (за окном посажены 3 берёзки)

Подкармливать птиц фото

Изготовлять кормушки фото

Не мусорить

Не разводить костры

Знаки разрешающие около человека.

Экологические задачи. Работа в четвёрках.

Задача 1

Одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. В классе 27 человек. Сколько деревьев необходимо для дыхания всех учеников класса? (27:3=9 ДЕРЕВЬЕВ)

Задача 2 Лесные вредители полёвки за один раз приносят 12 детёнышей. Сколько принесут детёнышей 10 полёвок? Полёвки очень быстро размножаются. В двух месячном возрасте детёныши уже приносят своё потомство. (12Х10=120)

Задача 3. Хищная птица канюк уничтожает 15 грызунов в день сколько грызунов уничтожит канюк за неделю? Почему хватает корма для всех хищных птиц?

(15Х7=105 ГРЫЗУНОВ)

На доске 120 – это количество деревьев вокруг школы.

  1. горшков с комнатными растениями на всём первом этаже и в коридоре.

9 – вам всем по 9 лет. Сколько доброго и хорошего вы ещё сделаете для природы, а значит и для себя.

См. с.30 подумай.

12 ИТОГ

Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Что нужно делать, чтобы меньше наносить вреда природе?

Учитывать все запрещающие и разрешающие знаки. Необходимо охранять и беречь природу.

Дети читают стих М.Пляцковского «Мы любим лес..» под музыку Любе «От чего так в России берёзы шумят»

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь …

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

В лугах ромашки солнечного света,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождики с небосвода

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природой,

Давайте же сердца ей отдадим.

13 Дом. раб. С.27-32 читать. В тет. на печатной основе с. 10 № 1, №2, №3

Источник: https://www.alllessons.ru/the-world/konspekt-uroka-dlya-3-klassa-priroda-v-opasnosti.html

Экологические игры для закрепления правил поведения в природе с использованием запрещающих знаков

Разрешающие знаки на природе

Ольга Гарбузова
Экологические игры для закрепления правил поведения в природе с использованием запрещающих знаков

Продукт совместной деятельности воспитателя и детей МАДОУ №73 «Мишутка» г. Старый Оскол Белгородской обл.

Знаки придуманы и изготовлены в процессе художественно-продуктивной деятельности воспитанниками подготовительной к школе группы №9 компенсирующей направленности МАДОУ № 73 «Мишутка» г. Старый Оскол под руководством воспитателя Гарбузовой Ольги Викторовны.

Изготовление макета:

Придумать эскиз знака, вырезать из картона круг

диаметром 20см.

Тонирование:

Закрасить круг гуашью (не яркими красками- голубыми, салатными), по краю провести красную полосу – знак опасности. (Можно взять цветной картон)

Заготовка элементов знака:

нарисовать на бумаге – самоклейке отдельные элементы знака и красную полоску, согласно эскиза, вырезать их.

Наклеивание:

Разложить элементы на основу знака, снять пленку и наклеить их поочередно. В конце аппликации приклеить красную полоску.

Ламинирование:

заламинировать знаки скотчем, пленкой или сделать специальное ламинирование. Дыроколом проделать отверстия для крепления знака к жесткой основе.

Общий вид и описание значения знаков

Не ломайте и не вырубайте деревья!

Не рвите цветы!

Не топчите траву!

Не бросайте мусор в колодец, в реку, на берег.

Убирайте после себя!

Берегите воду!

Не оставляйте кран открытым!

Не разжигайте костры! Не бросайте мусор!

Не ловите насекомых! Не разоряйте муравейники!

Не ловите птиц!

Не разоряйте их гнезда! Не трогайте яички птиц!

Не шумите! Не бегайте в лесу!

Не прибивайте кормушки к стволу деревьев! Не ломайте ветки! Подкармливайте птиц зимой!

Не обижайте животных!

Игра «Объяснялки»

Цель: закрепить правила поведения в природе, воспитывать потребность их выполнять.

Ход игры

Воспитатель раскладывает знаки на столе обратной стороной или раздает детям поочередно любой знак. Затем просит объяснить, что он означает. Ребенок, не сумевший объяснить, что означает его знак, т. е. назвать правила поведения в природе по знаку, выбывает из игры. Выигрывают дети, объяснившие значение знака без ошибок.

Оживи знак

Цель: закрепить правила поведения в природе, развивать эмпатийные чувства, воспитывать культуру поведения в природе.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям оживить знак с помощью волшебной палочки. Ребенок получает палочку, дотрагивается до знака, представляет себя предметом, изображенным на схеме:

лесом, речкой, морем, животным: рыбой, птицей, насекомым и т. д., описывает свои эмпатийные чувства, переживания.

Игра – соревнование «Защитники природы»

Цель: Закрепить правила поведения в природе, развивать память, умение работать в команде. Воспитывать желание заботиться о природе.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и придумать им название. Затем задает командам вопрос. Каждая команда поочередно отвечает. Выигрывает команда, назвавшая больше правил. Выигравшая команда получает одно очко. Нельзя повторять одно правило дважды.

Назвать правила обращения с растениями.

Назвать правила бережного отношения к воде.

Назвать правила заботливого отношения к животным.

Назвать правила правильного отношения к воздуху.

Что будет?

Цель: Формировать представления детей о взаимосвязях в природе, о роли отдельных элементов природы в жизни человека, развивать связную речь, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры

Воспитатель раскладывает знаки на столе. Говорит детям о том, что в природе все взаимосвязано, если исчезает или неожиданно погибает хотя бы один элемент природы (лес, речка, животные и т. д.

, могут произойти необратимые процессы или даже случиться катастрофа. Дети выбирают себе знак, выделяют объект на нём и рассказывают, что может случиться, если он исчезнет.

Побеждает тот, кто правильно, логично и подробно выскажет свои предположения.

Автор игр: Гарбузова О. В., воспитатель МАДОУ №73″Мишутка”,

г. Старый Оскол, Белгородской обл.

Игры можно использовать в рамках экологической операции “Помогаем природе” с целью ознакомления детей с правилами поведения в природе,приобщения детей и членов их семьи к социально-полезной деятельности, воспитания заботливого, неравнодушного отношения к природе.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/avtorskie-yekologicheskie-igry-rabota-na-konkurs-dlja-pedagogov-v-nominaci-luchshaja-avtorskaja-didakticheskaja-igra.html

ГосЗащита
Добавить комментарий