Реконструкция по истории определение

Наша жизнь – не игра: историческая реконструкция в России и Европе

Реконструкция по истории определение

Наверное, каждый из нас слышал словосочетание «историческая реконструкция». Что же это такое? Человеку, далекому от среды реконструкторов, представляются какие-то странные личности в нелепых костюмах, воображающие себя рыцарями, викингами или великими воинами.

На самом деле, для людей увлеченных это вовсе не игра. Они подходят к вопросу со всей серьезностью: читают источники о быте и нравах воссоздаваемой эпохи, много месяцев готовятся к грядущему мероприятию, тщательно выверяя все мелочи, вплоть до формы средневековых пуговиц.

Зачастую эти люди знают об истории побольше, чем студенты специализированных факультетов.

Как все начиналось

Началом исторической реконструкции принято считать 1839 год, когда в Шотландии был проведен масштабный рыцарский турнир, собравший более 10 тысяч зрителей.

Тем не менее, нечто похожее существовало уже в Древнем мире: еще в римских амфитеатрах воссоздавались знаменитые сражения великих полководцев, привлекавшие участников из всех уголков империи — чем не историческая реконструкция.

Впрочем, до знаменитого шотландского турнира у всех постановочных сражений отсутствовала главная черта: внимание к деталям. Именно в 1839 году впервые были специально сшиты костюмы и изготовлено оружие по старинным образцам.

Реконструкция рыцарского турнира 1839 года в Шотландии, литография. Источник: wikipedia.org.

Уже к концу XIX – началу XX веков реконструкции боев стали невероятно популярны, особенно в Англии и Америке.

Однако по большей части такие события носили патриотический характер и не являлись хобби, как сейчас: например, воссоздание сражения Гражданской войны в США было способом почтить память погибших товарищей, а постановка захвата Зимнего Дворца в России было приурочено к третьей годовщине Революции.

Любители истории

Историческая реконструкция именно как хобби начала развиваться приблизительно в 60-е годы XX века. Сражения стали устраивать просто так: не к конкретной памятной дате, без каких-либо целей. Людям просто было интересно, как жили раньше, и захотелось это повторить. Считается, что пика популярности это увлечение достигло в 80-90-е годы – сначала в Америке, а потом и в Европе.

Самым известным мероприятием стало воссоздание битвы при Манассасе в США, в котором участвовало более 6 000 человек – скорее всего, именно это событие, о котором говорили во всем мире, и послужило толчком к развитию интереса к исторической реконструкции.

СССР и Россия

В России реконструкция приобрела массовые масштабы в начале 90-х годов (попытки устраивать сражения были и раньше, но участвовали в них единицы, и значительными такие события назвать сложно). В принципе, это объяснимо – именно в это время, с распадом СССР, россияне очень интересовались тем, что происходило на Западе, и перенимали все популярные увлечения.

Фестиваль «Ладога», 2015. Андрей Бойков. Источник: ratobor.com.

На сегодняшний день самые известные реконструкции сражений в России – это воссоздание Куликовской и Бородинской битв (в последней только непосредственных участников сражения более двух тысяч человек!).

Скажем честно, с таким размахом эти фестивали проводятся не просто так: все они спонсируются государством в целях воспитания патриотизма.

Вряд ли без этого реконструкция битвы на Куликовом поле имела бы такой успех: для любителей истории эпизод не самый подходящий – специалисты до сих пор не могут сказать, было ли в тех краях вообще какое-то сражение.

Участие в празднествах Русской Православной церкви, подразделений МВД РФ и «гражданский» митинг явно говорят о том, что фестиваль держится отнюдь не на энтузиазме реконструкторов, а является скорее официальным празднеством победы в Куликовской битве.

Более серьезные мероприятия, создающиеся историческими клубами, проходят с меньшим размахом, но больше отражают суть – их целью является воссоздание исторической эпохи и ничего больше. Например, большой популярностью пользуется фестиваль в Староладожской крепости, показывающий быт викингов, славян и фино-угоров.

Помимо сражений, здесь проходят настоящие гонки на ладьях, продаются кушанья, сделанные по старинным рецептам, и даже можно самостоятельно отчеканить древние монеты (программу фестиваля можно посмотреть здесь).

Среди гостей фестиваля огромную часть составляют профессионалы: историки, археологи, искусствоведы (причем, далеко не только из России), которые помогают воссоздать эпоху с большой точностью.

Фестиваль «Ладога», 2015. Андрей Бойков. Источник: ratobor.com.

Для всего происходящего на таких мероприятиях есть свое название —  «живая история». На мой вопрос, в чем заключается суть этого термина, участник реконструкторских фестивалей Вера Т.

ответила очень просто: «Для меня участие в таких мероприятиях — это возможность изнутри прочувствовать жизнь, которой жили давным-давно умершие люди, более полно узнать историю — не только о крупных битвах и великих философах, но и о том, как проблемно с утра было завязывать сандалии! То есть, ты можешь представить всех этих персонажей не через призму того, что они ходили в походы, завоевывали земли и писали законы, а через то, что они были такими же людьми с повседневной жизнью».

Считается, что «живая история» и турниры – самые популярные направления исторической реконструкции. Впрочем, первая больше развита на Западе, чем в России: там существуют целые поселения, где люди постоянно живут в обстановке определенной исторической эпохи.

Фестиваль «Ладога», 2015. Андрей Бойков. Источник: ratobor.com.

Восточная Европа и рыцарские Ордена

В каждой стране реконструкторы воссоздают те эпизоды, которыми некогда прославилась местность – и это вполне закономерно. История Восточной Европы тесно связана с историей рыцарства, поэтому огромное количество фестивалей посвящено именно этой теме.

В Польше самым крупным мероприятием, посвященным эпохе Средневековья, является реконструкция Грюнвальдской битвы (программу фестиваля можно посмотреть на официальном сайте), где на поле боя сошлись польско-литовские войска иТевтонский Орден. Проводится это мероприятие с 1998 года и привлекает тысячи людей – причем, со всего мира. Даже турфирмы из России, поняв, насколько событие популярно, ежегодно организуют сюда специальные туры.

Реконструкция Грюнвальдской битвы, 2010. Источник: wikipedia.org.

Кроме реконструкций битв, в Восточной Европе и Прибалтике проводится множество рыцарских турниров – в любое время можно без особого труда найти какой-нибудь поединок и посмотреть на вооруженных крестоносцев в деле.

В Польше ежегодно такие турниры проводятся в Бытоме, Гневе и Голуб-Добжине. Причем, дело никогда не ограничивается только поединками: в ресторанах вокруг всегда можно отведать средневековые блюда, а в специальных магазинах купить необходимое рыцарю снаряжение.

Кое-где можно даже купить коня со всем, что к нему должно прилагаться.

А меньшие по масштабу мероприятия проходят в разных крепостях чуть ли не ежемесячно – даже в небольшом эстонском городке Курессааре, что на острове Сааремаа, регулярно проводятся «Дни замка» — в это время в крепости можно и поиграть в средневековые игры, и посмотреть на старинные танцы и поединки, и даже съесть мясо барана, приготовленного по традиции целиком на вертеле (выглядит это, честно говоря, жутковато, но народу нравится).

Зачем?

Бывает, едешь куда-нибудь в метро или поезде с человеком в доспехах по соседству, а бабушки вокруг ворчат, мол, «взрослый человек, и какой ерундой занимается». На самом деле, если копнуть поглубже, все оказывается совсем даже не ерундой.

Не говоря о том, что лично мне (не знаю, как бабушкам) идея почувствовать себя в другом времени, пусть и таким способом, достаточно близка – по сути, путешествия по старинным городам, например, имеют схожий эффект, — историческая реконструкция полезна и с научной точки зрения. Понятие «живая история» (living history) возникло не просто так.

В рамках исторической реконструкции ученые часто изучают на практике разные техники и предметы быта методом эксперимента, т.к. теоретические знания не могут дать ответы на все вопросы.

Кстати, по этому поводу уже снимают сериалы: например, картины BBC «Викторианская ферма» и «Эдвардианская ферма», где историки и археологи живут на воссозданной ферме соответствующей эпохи, не пользуясь современными удобствами и на своей шкуре испытывая все то же, что и древние фермеры, пользуются бешеным успехом.

Реконструкторы. Андрей Бойков. Источник: ratobor.com

Главное фото: Реконструкция Грюнвальдской битвы, 2010. Источник: wikipedia.org

Источник: https://www.eastbook.eu/ru/2016/04/07/nasha-zhizn-ne-igra/

Как это сделано: военно-историческая реконструкция

Реконструкция по истории определение

Наверняка на городских праздниках и по телевизору вам попадались на глаза серьезные молодые мужчины, облаченные в рыцарские доспехи или другие непривычные глазу XXI века одежды — словно они попали сюда прямиком из прошлого. Это и есть реконструкторы. О том, чем они занимаются вне публики и чем влечет людей военная история, рассказывает Newslab.ru.

КРОО «Красноярское общество любителей военной истории» (КОЛВИ) объединяет несколько городских клубов военно-исторической реконструкции — эпохи Наполеоновских войн, Первой мировой и Великой отечественной войн. В декабре 2015 года организация отметила свое 20-летие, и по-прежнему цель КОЛВИ — популяризация военной истории и всего, что с ней связано.

В других странах мира реконструируют самые разные эпохи и направления, вплоть до римских легионов и армии Александра Македонского. Но в сибирских условиях такая экзотика не прижилась, хотя клубы дружат и общаются между собой.

Общественно и полезно

КРОО «Красноярское общество любителей военной истории»

Год основания: 1995
Основные направления деятельности: реконструкция освоения Сибири XVII века, эпохи Наполеоновских войн и Великой отечественной войны
Количество преподавателей: 6
Участники: более 150 школьников, студентов и взрослых

Военно-историческая реконструкция — необычное хобби в первую очередь «для себя». Однако для многих оно из простого увлечения перерастает в желание делиться полученными знаниями с другими людьми. Так родилось большинство социально полезных направлений работы:

  • открытые лекции для школьников с использованием метода «живой истории» (лектор одет в форму периода, о котором идет речь, и использует настоящие экспонаты эпохи);
  • организация музейных выставок. Например, на базе Дома офицеров постоянно действует интерактивная (можно трогать и даже надевать вещи) выставка собственных экспонатов, повествующих о развитии униформы и вооружения с XVIII до конца XX века;
  • мемориальные акции;
  • массовые мероприятия для горожан — большие реконструкции с участием любителей истории из разных регионов, которые позволяют воссоздать целые эпизоды известных сражений.

Например, участники клуба «Красноярский гарнизон» подготовили 2 линии настоящих траншей с блиндажами на острове Молокова, а в 2016 году представили вниманию зрителей реконструированные Ржевскую битву и оборону Москвы.

На 400 лет назад

С КОЛВИ сотрудничает и клуб «Imperium Gladium» под руководством профессионального школьного педагога Игоря Лужецкого, занимающийся реконструкцией освоения Сибири XVII века.

В отличие от других клубов, занятия в «Imperium Gladium» платные, но они регулярны и разнообразны — от тренировок по историческому фехтованию (3 раза в неделю по 3 часа) и ремесленных практик до изучения языков и каллиграфии искомой эпохи.

«Дети учатся пользоваться историческими источниками — письменными, изобразительными, материальными, они очень много читают.

Сибирь XVII века — потому что, во-первых, это эпоха с большим военным и бытовым разнообразием. А во-вторых, очень интересно реконструировать то, что было именно здесь.

Природа соответствует, погода тоже, все по-настоящему», — рассказывает Игорь Лужецкий, руководитель «Imperium Gladium».

Кто эти люди

Непосвященным со стороны может казаться, что реконструкторы — некие фанатики, которые круглый год живут в палатках, всегда ходят в домотканых одеждах и, чуть что, сразу хватаются за меч. Это не так. Скорее, даже наоборот: любители истории (а каждый реконструктор увлечен историей не на шутку) — люди на редкость разумные и понимающие, что они делают, как и для чего.

В клубы военно-исторической реконструкции приходят самые разные люди — школьники и студенты, дети и взрослые, обеспеченные и не очень. Остается примерно каждый 10-й, средний возраст реконструктора — от 12 до 22 лет.

А уходят в основном те, кто не выдерживает колоссальной физической нагрузки или теряет интерес, поняв, что это не просто такая костюмированная игра, а большой труд, денежные вложения и ежедневно посвящаемое время.

О костюмах

Простой пример. Чтобы пошить себе (вручную, разумеется) обычный стрелецкий костюм, нужно 3 метра сукна (1000 руб. за метр) на кафтан, 3 метра льна (500 руб. за метр) на тот же кафтан в качестве подклада. Это только кафтан.

А ведь необходимы еще и рубаха, шаровары, сапоги, поясные сумки из кожи, которая тоже стоит весьма недешево. Вручную же изготавливаются оружие и доспехи (150-200 тыс. руб.), чаще всего опытными кузнецами на заказ.

Делать из других материалов смысла нет, в этом фишка реконструкции.

«Можно, конечно, сшить костюм из синтетики, и он будет неплохо смотреться на сцене. Но если в нем приходится реально жить в полевых условиях — синтетический кафтан бесполезен: он не греет ночью, в нем слишком жарко днем, в нем не дышит тело, и это полная бессмыслица. Мы стараемся придерживаться правильных материалов», — поясняет Игорь Лужецкий.

Как закаляется реконструктор

По словам руководителя клуба «ImperiumGladium», для занятий военно-исторической реконструкцией нужны определенные качества характера:

  • адское терпение, потому что мгновенного результата здесь не бывает
  • руки из нужного места, чтобы преуспевать в ремесленных дисциплинах (пошив костюмов, изготовление амуниции и т. д.);
  • любовь к истории, чистая и бескорыстная;
  • въедливость, потому что историческая реконструкция подразумевает восстановление только того, что было на самом деле, без каких-либо добавочных фантазий;
  • желание экспериментировать, чтобы познавать все на личном опыте;
  • определенная «отмороженность» — потому что не каждый готов уйти в пеший поход, например, на 2 недели, имея на группу всего 1 телефон для экстренных вызовов.

«Самый большой кайф для реконструктора — вжиться в эпоху. В прошлом году на Красноярском море мы делали 2-недельную реконструкцию выездного казацкого лагеря Андрея Дубенского, нас было 20 человек — 4 взрослых, остальные дети от 14 лет, — рассказывает Игорь Лужецкий.

— Эти „дети“ сумели за 2 часа вырубить лестницу в 30-метровом обрыве до воды, выкопать холодильную яму, разбить шатры трехметровые… Они были голодные, поэтому очень быстро поняли, как разводить костер из сырых дров, как пользоваться кресалом и огнивом, как пищу сохранить на жаре.

И все были в восторге».

Планы на будущее и прошлое

Педагогическая значимость изучения военной истории очевидна: это и широкий кругозор, и активное чтение, и патриотическое воспитание в действии.

Дети всесторонне развиваются, благодаря выездным лагерям обретают навыки выживания в условиях дикой природы и кропотливого ручного труда.

А историческое фехтование — один из немногих видов спорта (с недавних пор официально признанный таковым в Европе) без травмирующих нагрузок.

Поэтому планов у реконструкторов много. Но многие из них упираются в нехватку средств: денег требует буквально каждое из начинаний, и не всегда получается претворить задуманное в жизнь на одном энтузиазме.

Как пояснил руководитель клуба, для проведения выездных мероприятий и лагерей для детей на регулярной основе очень пригодились бы спонсоры или финансовая поддержка государства — сейчас удается получать только разовые гранты, но для развития движения этого мало.

«Это хобби требует времени, усилий и денег. Реконструкция — штука, которой надо жить!».

Юлия Наберухина специально для интернет-газеты Newslab.ru

11

Источник: http://newslab.ru/article/756681

Историческая реконструкция на уроках истории и во внеклассной работе как способ самореализации подростков | История | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Реконструкция по истории определение

Иващенко Галина Николаевна

Организация: ГАПОУ Еланский аграрный колледж

Населенный пункт: г. Елань

История – одна из дисциплин, которая носит огромный воспитательный потенциал в образовании. Культурно-исторический стандарт по истории Отечества сегодня опирается на использовании на уроках истории современных эффективных образовательных технологий. Ведь знания по истории стали самыми приоритетными.

От эффективных форм и методов изучения истории зависит формирование гражданина и патриота России. Одним из таких методов стала историческая реконструкция на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Историческая реконструкция – это погружение студентов в конкретную историческую эпоху, вживание в конкретную историческую личность.

Если раньше я могла на уроках использовать только так называемую «историческую озвучку», когда студент проговаривал речь царя, крестьянина, героя войны, то теперь мы постепенно переходим к реконструкции.

Вовлекая подростков в реконструкцию, мы позволяем ему почувствовать весь драматизм событий тех лет, когда ты соприкасаешься с историей м сам становишься участником событий давно минувших лет.

Обратимся к особенностям реконструкции. В ней есть и положительные стороны, и трудности проведения. Плюсом к реконструкции служит:

  1. Возможность студентов самим лучше узнать и запомнить эпоху, героев, проблемы страны.
  2. Самореализация студентов, когда раскрываются их положительные качества.

Трудной стороной реконструкции служит:

  • Отсутствие необходимых реквизитов для оформления исторического пространства;
  • Большие затраты педагога на изготовление костюмов героям.

Этапы исторической реконструкции таковы:

  1. Разработка сценария реконструкции, в которой использованы архивные документы, карты, мемуары, монографии историков.
  2. Определение исторических персонажей, героев.
  3. Отработка студентами своей роли в реконструкции.
  4. Оформление исторического пространства кабинета, поля.
  5. Подготовка костюмов (готовых из музея, изготовление самодельных).
  6. Репетиция реконструкции.
  7. Ход исторической реконструкции.
  8. Рефлексия.

В своей педагогической деятельности я использовала такие виды реконструкции:

  • Мини-реконструкции (эпизодические).
  • Краткосрочные реконструкции на уроке.
  • Долгосрочные реконструкции на уроке.
  • Долгосрочные реконструкции в ходе проведения внеклассных мероприятий.

Обратимся к некоторым примерам из опыта моей работы.

  1. По теме «Столыпинская аграрная реформа» можно провести «Заседание Государственной Думы», где выступает и сам Столыпин П.А., и крестьяне, и представители разных партий (краткосрочная реконструкция).
  2. По теме «Развитие медицины и образования в Еланском крае» мы показали в лицах и первого директора Еланской гимназии, и доктора А. Терновского, и доктора Батырева, и военных медсестёр Еланских госпиталей.
  3. Практически весь урок по теме «Эпоха дворцовых переворотов» прошёл в форме исторической реконструкции; императоры и императрицы так вжились в свои образы, что смогли достоверно показать внутренний мир героев 18 века.
  4. А как же интересно было поисковой группе поучаствовать в областных реконструкциях в пойме реки Царицы и в Городищенском районе, увидеть почти настоящий бой, прожить этот день как защитники Сталинграда (долгосрочная реконструкция).
  5. Непросто было подготовиться к реконструкции на уроке «Крымская война 1853-1856гг»; чтобы показать адмиралов, пришлось много сделать своими руками для костюмов (эполеты, аксельбанты, адмиральскую фуражку, ордена); а сёстры милосердия и профессор Пирогов, матрос Кошка, генерал Тотлебенпросто изумительно сыграли свои роли (долгосрочная реконструкция).
  6. О защитниках Севастополя в годы Великой Отечественной войны сложно говорить, но мои студенты и на уроке истории, и на музейном уроке смогли в ходе реконструкции передать весь героизм защитников города. Иван Голубец (его сыграл Щавелин Сергей) отдал жизнь, сбрасывая бомбы с катера. Снайпер Людмила Павличенко (её сыграла Кошкина Катя) уничтожила сотни фашистов при защите Севастополя. А 5 героев-краснофлотцев, остановившие ценой своей жизни немецкие танки на подступах к Севастополю, качественно показали реконструкцию, используя макеты оружия, гранат. Молодая санинструктор Мария Байда (её роль играла Катя Горбатенко) не только спасала раненых, но и смогла взять в плен немцев и доставить их в часть! Как лучше узнать о еланских крестьянах 19 века? Через краеведческую реконструкцию «Льняные еланские посиделки», где и наши студенты сыграли еланских девушек-крестьянок (долгосрочная реконструкция).

Приведу некоторые конкретные примеры участия студентов в исторической реконструкции.

Подвиг пяти краснофлотцев (реконструкция).

Фильченков: Танки Манштейна уже близко. Надо преградить им путь к Севастополю. С собой в группу возьму: Цибулько! Красносельский! Одинцов! Паршин! (Краснофлотцы выходят на позицию).

Поклянёмся, что не пустим врага.

Цибулько:

Осадная мгла над землёю,
Орудия грозно ревут.
Сквозь дым, громыхая бронёю,
Фашистские танки ползут.
Лежат наготове гранаты.
Не дрогнем в неравном бою!
Нас пятеро только, ребята,
Но помним мы клятву свою:
 

Все: Севастополь, пока сердце бьётся
И сжимает рука автомат,
Севастополь, моряк не сдаётся!
Мы клянёмся: ни шагу назад!

Цибулько: (стреляет из винтовки). Да сколько же вас, проклятых танков! Ага! Отбили, ребята!

(Затишье было недолгим.Танки фашистов снова прорвали оборону).

Красносельский и Цибулько: (стреляют до последнего патрона, падают и погибают).

Фильченков: Патроны, ещё патроны, ребята!

Одинцов и Паршин: Патроны кончились, товарищ командир! Только гранаты.

Фильченков: (бежит с гранатой под танки). За Родину!! (падает убитый)

Одинцов и Паршин: (со связкой гранат). За Севастополь! За Родину!! (падают убитыми) Немецкие танки повернули назад.Когда рассеялся дым, подоспевшие моряки увидели 10 уничтоженных немецких танков).
Сцена «Затопление кораблей» (Адмиралы Крымской войны)

Адмирал Корнилов В.А.: «Господа адмиралы, сегодня стало известно, что корабли противника входят в Чёрное море. Севастополь под угрозой, открыт. Что будем делать? Меншиков предлагает дать бой в открытом море, но в город не пустить вражеские корабли».

Адмирал Истомин В.И.:«Я сомневаюсь, что это нам удастся. В Синопе были одни турки, а сейчас уже идут корабли Англии и Франции. Что делать?»

Адмирал Нахимов П.С.:«Нет, не пустим в Севастополь корабли! Ни за что! Умрём, но не пустим! Как? У нас выход один – на входе Большой бухты затопить наши корабли. Преградить путь. Сначала старые. А все пушки с них снять на берег, на батареи, для укрепления Севастополя».

Адмирал Корнилов В.А.: «Да, это правильное решение. Владимир Иванович, какие корабли затопим первыми?»

Адмирал Истомин В.И.: «Сначала затопим вот эти: «Флора», «Варна», «Три святителя», «Силистрия».

Адмирал Нахимов П.С.: «И эти корабли станут подводной стеной для врага. «Силистрия»… Я строил этот корабль, всю душу вложил в него. Я же его и затоплю… (Нахимов закрывает лицо руками, адмиралы уходят.)

Говорит генерал Тотлебен

На корабле «Три святителя» держал свой флаг адмирал Нахимов, на нем он прорвался в бой в Синопскую гавань. Когда матросы начали делать дыры в днище корабля, адмирал не выдержал и ушел с набережной. Но стоит «Три святителя», красуется на волнах, легко покачиваясь. Волны хлещут о борта, а он как будто и не верит происходящему.

Ни в какую не поддавался гордый корабль. Уже 14 ран в днище, ревет грозное море, пытаясь захватить его в плен, а он не кренится. Дивятся матросы и офицеры: «Что такое: другим и двух-трех дыр хватало, а тут 14 уже?». Дали команду стрелять с берега. Но и пули, прорывая борта, не дают результата. Вдруг один из матросов закричал:

— Икона его на воде держит! Икону Пресвятой Божьей Матери, заступницы нашей, забыли! Не сняли!

Бросился юноша в воду. Забрался на борт, вынес икону и поплыл обратно. В одной руке образ над водой держит, другой подгребает. Как только ступил матрос на берег, корабль покачнулся и с тихим вздохом пошел на дно…

Говорят герои Крымской войны

П.С. Нахимов. Я был учеником адмирала Лазарева М. Участвовал в Наваринском сражении. Парусный флот под моим командованием победил в Синопе турецкую эскадру.

Во время обороны Севастополя, в битве под Инкерманом, в наступлении на Евпаторию, при обороне Малахова кургана я был назначен главнокомандующим. Мне принадлежит решение: затопить Черноморский флот, чтобы корабли коалиции не вошли в бухту.

Мои личные деньги шли семьям моряков, а квартиру свою я отдал под лазарет для раненых. Моими последними словами при смертельном ранении были «Оборонять Севастополь столько, сколько хватит сил!»

Матрос Кошка. Я неоднократно доказывал свою безграничную преданность товарищам. В историю вошёл случай, когда я, матрос Кошка, рискуя жизнью, спас от глумления тело сапера Степана Трофимова. Французы вкопали погибшего в землю и использовали в качестве мишени для стрельбы.

Это зрелище было невыносимо для русских солдат, однако возможности отбить мёртвого сапёра не было. Тогда я подкрался к убитому, взвалил его к себе на спину и под шквальным огнём понёс к своим окопам.

За этот подвиг я, матрос второй статьи, был представлен контр-адмиралом Панфиловым к повышению и ордену святого Георгия.

Говорит Людмила Павличенко

Я была единственным снайпером, на счету которого оказалось 309 немецких военных, включая несколько десятков человек из офицерского состава.

Когда я пошла воевать, я сначала испытывала одну только злость за то, что немцы нарушили нашу мирную жизнь. Но все, что я увидела потом, породило во мне чувство такой неугасимой ненависти, что ее трудно выразить чем-нибудь иным, кроме как пулей в сердце гитлеровца.

Однажды я вступила в единоборство с 5 немецкими автоматчиками. Спастись удалось только одному. 5 наших снайперов ушли в ночную засаду. Мы миновали передний край противника и замаскировались в кустарнике у дороги. За 2 дня нам удалось истребить 130 фашистских солдат и 10 офицеров.

Обозленные гитлеровцы послали против нас роту автоматчиков. Один взвод стал обходить высоту справа, а другой – слева. Но мы быстро сменили позицию. Гитлеровцы, не разобравшись, в чем дело, начали стрелять друг в друга, а наши снайперы благополучно вернулись в свое подразделение».

Юный историк о храмах и монастырях во время 2 обороны Севастополя.

Я провела исследование по книге «Крым. Храмы и монастыри». Отмечу такую ситуацию во время 2 обороны Севастополя.

Балаклавский монастырь. Красавец и гордость Севастополя, за 250 дней обороны превратился в руины.

Херсонесский монастырь. В него попала бомба, разрушила купол. По приказу фашистов монастырь заминировали. Во время многочисленных взрывов погибли убранства стен собора.

Инкерманский монастырь. В его пещерах разместился штаб 25 дивизии Приморской армии. Здесь, на Инкерманских высотах, солдаты сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.

Свято-Владимирский собор. (Где похоронены 3 адмирала 1 обороны Севастополя). Сильно пострадал от обстрелов. Следы обстрелов до сих пор видны на храме.

Покровский собор. Здесь расположился госпиталь. От попавшей бомбы все раненые погибли.

Храм Митрофана Воронежского. Был полностью разрушен за исключением колокольни.

Так что же дают студентам уроки и внеклассные мероприятия в форме исторической реконструкции? Кошкина Екатерина пишет: «Я, как боец поискового отряда «Сталинградский прорыв», как уважающий историю России студент, с удовольствием участвую в исторических реконструкциях. Почему? Считаю, что именно в реконструкции мы можем прожить чувствами, действиями, поступками своих героев.

Вот замер строй молодогвардейцев, их представляют наши студенты. Смотрю на бесстрашную Любу Шевцову (мою подругу), внутри сжимается всё от волнения. Ведь герои были такими же, как и мы сегодня. На реконструкциях студенты совсем не такие, как в обычной жизни. Смотрю на Михаила Паникаху, героя Сталинградской битвы, а чувствую, что именно так бы и поступил мой однокурсник».

Опрос показал, что из 24 студентов моей группы 4-ЗИО

  • Одобряют историческую реконструкцию – 24 человека.
  • Готовы участвовать на уроках и во внеурочных мероприятиях в ролях героев России – 18 человек.
  • Смогут помогать в оформлении исторического пространства – 19 человек.

Таким образом, опыт проведения исторических реконструкций показывает, что студент проживает ту личность, тот период истории, сам его правильно оценивает.

Поэтому я буду стараться и дальше использовать этот эффективный метод обучения истории и даже сама с удовольствием выбираю себе роли.

Значит, историческая реконструкция способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине и своему народу, повышает интерес к историческому прошлому, воспитывает уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Использованная литература:

  1. Культурно-исторический стандарт по истории Отечества. М., 2015г.
  2. Исторические реконструкции как методы патриотического воспитания. М., 2000г.
  3. Инновационные технологии на уроках истории. С.-П., 2009г.

Приложения:

  1. tvorcheskiy-uchitel.docx.. 287,6 КБ
  2. file3.pptx.zip.. 11,4 МБ

Источник: https://www.1urok.ru/categories/8/articles/3999

Реконструкция как форма активизации исторической памяти — Ратоборцы

Реконструкция по истории определение

  • Блог
  • Будни агентства
  • Андрей Иванов

15 ноября 2016

Российская реконструкция сегодня

Что такое историческая реконструкция? — Это воссоздание разных явлений прошлого: костюмов, бытовых предметов, оружия, технологий, занятий, событий.Реконструкция в России за последние годы стала социально значимым способом репрезентации прошлого.

Движение прошло долгий путь, чтобы разработать направления, выйти на улицы, вписаться в городские ландшафты.Сейчас Россия лидирует в мире по масштабам, качеству и количеству исторических фестивалей.

Ежегодно их посещают сотни тысяч россиян, в них участвуют тысячи реконструкторов, которые представляют эпохи от Античности до конца XX века.Я расскажу о двух аспектах реконструкции, которые значимы для активизации исторической памяти:Первое — воссоздание предметов материальной культуры и технологий разных эпох.

Это память о том, как и чем жили предки.

Второе — воссоздание для публики исторических событий, в основном — известных сражений. Это память о славных деяниях предков.

Воссоздание предметов прошлого

Воссоздание предметов прошлого — это базис движения. Через изучение материальной культуры активизируется память о том, чем жили предки. Человек осваивает массу первоисточников, часто начинает практиковать ремесло.

Сотни людей в движении изучают археологические каталоги, гравюры, фрески, книжные иллюминации, читают летописи и мемуары, ездят в экспедиции, проникают в запасники музеев. Они ищут ответ: как сделать достоверную реконструкцию костюма или вооружения.

Параллельно они ездят по деревням за домотканым льном или ткут его сами, работают в кузнице, льют украшения, выдувают стекло. Кто-то рубит копии древнерусских изб, кто-то строит скандинавский драккар или испанский бриг и ходит по морям.

Кто-то мастерит античные кифары, другие восстанавливают танки Второй мировой, или сшибаются на конях в рыцарском турнире, или учатся заряжать штуцер, как принято в армии Наполеона.

Активизируется не только национальная память. Человек осознаёт, что принадлежит к европейской культуре, несмотря на исторические конфликты. Европейские темы популярны в России не менее, чем собственные. Дело, конечно, не в недостатке патриотизма.

Реконструкция вообще слабо идеологизирована, и в этом часть её притягательности.
Ориентация на первоисточники, архивы, археологию — сильная прививка от выдумок, неважно, русофобские они или патриотические.

Разумеется, приверженность альтернативной истории — немыслимая вещь в движении.

Человек воспитывается в процессе воссоздания артефактов и вдумывания в историю со всеми ее противоречиями. Это воспитание любознательности, работы с источниками, а также навык изготавливать вещи своими руками. Это особо актуально для поколения, с детства уткнувшегося в гаджеты.

В клубах, где много молодежи, задачу редко формулируют как «патриотическое воспитание», разве только для чиновников. Однако я не знаю в движении нигилистов и русофобов, ни среди реконструкторов Руси, ни Европы, ни Наполеоновской армии, ни Вермахта.

Для реконструкторов вообще характерны здоровые ценности, «впитанные» из прошлого: крепкие семьи, традиционные гендерные роли, культ товарищества.

Аудитория исторических фестивалей

Энтузиазм реконструкторов заразителен — гости фестивалей уходят заинтересованными эпохой, а бывает, и сами начинают свой путь в реконструкции.
Вообще, уровень аудитории сильно вырос. 10 лет назад посетитель фестиваля часто не отличал викинга от индейца.

Сейчас это редкость, с гостями часто завязываются интересные дискуссии. Этой весной в Крыму мы ходили в поход по горам в полной выкладке римских легионеров. И где-то на глухой тропе нам встретились туристы.

Первый их вопрос был: «А вы легионеры эпохи республики или принципата?»
Просветительский успех исторических фестивалей во многом обязан тому, что гости вовлекаются в происходящее.

Человек печет хлеб в глиняной печи, кует нож, лепит горшок на гончарном круге, стреляет из лука или пищали, катается на ладье, учится писать уставом, печатает гравюру, ходит строем. То есть получает комплекс впечатлений, погружается в эпоху и прихватывает на память артефакт, который сам и изготовил.

Переходим к другому аспекту — реконструкции сражений. Вспомним римлян, которые в амфитеатрах разыгрывали эпизоды Пунических войн.

Как и сейчас, эти реконструкции служили и развлечению публики, и культивации национальной памяти. Для большинства народов военные подвиги и ключевые битвы являются системообразующими мифами.

Это «мифы» в исходном значении — учителя и водители наций в мировой истории. В таком качестве их обычно поддерживает государство.

Яркий пример культивации национального мифа через реконструкцию — битва при Гёттисберге в США.

На поле боя находится военно-исторический парк, а сама битва ежегодно собирает до 10 тысяч участников, это крупнейшее событие в мировой реконструкции.

Некоторые участники идут до поля боя пешим маршем по 150 миль. Вообще, реконструкция Гражданской войны, причем с сочувствием к обеим сторонам, — настоящий культ в Америке.

Часто государство актуализирует подзабытые события, которые могут укрепить национальную идентичность. Например, в Австралии власти сочли, что гражданский культ АНЗАКов, участвовавших в Первой мировой, недостаточен.

Рождение австралийской нации решили отодвинуть на сто лет — к малоизвестной Второй битве при Уксусном Холме, где ссыльные ирландцы отбили британскую армию. На этом холме поставили памятник и с 2004 года учредили ежегодную реконструкцию.

Она собирает тысячи зрителей и привлекает внимание мировых СМИ.

Реконструкция сражений в России

В России реконструировать сражения начали в 1906 г. Первый опыт был посвящен обороне Севастополя в Крымскую войну. Тема заинтересовала и большевиков: в 1920 г. реконструировали штурм Зимнего дворца, который случился три года ранее. Потом все затихло до начала 1970-х, когда фильм Бондарчука «Война и мир» вызвал интерес к эпохе Наполеона.

https://www.youtube.com/watch?v=TIZzvYFmR9U

В 1987 году первые клубы СССР устроили поход по местам боевой славы Двенадцатого года. Это считается началом организованного движения реконструкции в России. Неудивительно, что фестиваль «Бородинская битва» — самое известное в России историческое мероприятие.

Это старейший фестиваль, он воспроизводит одну из ключевых битв в русской истории, причем на реальном поле боя, что большая редкость. Есть фестивали, посвященные Куликовской битве, Ледовому побоищу, битве при Молодях, Брусиловскому прорыву и другим крупным военным событиям.

Далее я расскажу о нескольких проектах агентства «Ратоборцы».

В этих проектах акцент на русской истории, они по-своему служат активизации исторической памяти.

Начну с серии «Времена и эпохи». Это крупнейший в мире реконструкторский фестиваль в мегаполисе. Серия началась в 2011 г, с тех пор каждый год фестиваль проходит в парке Коломенское. Ключевая идея — ежегодная смена исторической темы. Первый фестиваль был посвящен эпохе Древней Руси, его сделали малой командой всего за два месяца.

При это он собрал 1000 участников со всей России и 50 000 зрителей — по тем временам неслыханно много. Отзывы были положительные, мы поняли, что нашли свою нишу.В 2012 году фестиваль был посвящен 400-летию завершения Смутного Времени. Центральным событием стала реконструкция Московской Битвы 1612 года.Третий фестиваль представил европейское Средневековье.

Здесь же провели первый в России международный рыцарский турнир на цельных копьях — без бутафории, популярной на Западе. Этот турнир, кстати, вырос в отдельный фестиваль — «Турнир святого Георгия».В 2014 году темой была Первая мировая война. Здесь скажу, что столкновение с родной историей не всегда комфортно. Была неожиданно бурная реакция на реконструкцию обороны Осовца.

Зрители выходили с трибун восхищенными и заплаканными, при том что раньше про этот подвиг ничего не слышали. Была и волна негатива, мол, нельзя столь убедительно показывать душераздирающие события, которые были по историческим меркам недавно. Так или иначе, равнодушных не было. «Забытая война» всплыла в памяти москвичей и пробрала до костей.

Не о таком ли трагическом катарсисе говорил Аристотель?В прошлом году мы решили напомнить Третьему Риму о его духовном пращуре — Риме первом. Для этого меньше чем за год почти с нуля развили экзотическую для России тему античности. Древний Рим вызвал бешеный интерес — фестиваль посетило 300 000 человек.

В этом году «Времена и эпохи» снова были посвящены Древней Руси.

Это был крупнейший фестиваль серии. Здесь же провели конференцию, где выступали ведущие российские археологи.

Крымский военно-исторический фестиваль

Если «Времена и эпохи» — это самый крупный фестиваль в России, то Крымский военно-исторический фестиваль — самый длительный. Он проходит с 2014 года на Федюхиных высотах близ Севастополя. Задача фестиваля — напомнить о славной истории полуострова, начиная с Боспорской войны I в н. э.

, заканчивая освобождением Севастополя в 1944 году.Ключевые площадки фестиваля — древнеримская крепость, средневековая фактория, поле боя Великой Отечественной.Самая атмосферная площадка — Крымская война. На Федюхиных высотах шли бои в 1855 году.

Для фестиваля здесь выстроены позиции русской армии и интервентов. Это крепостные батареи с орудиями, казармы, пороховой погреб, осадные параллели. В этом году гостям показали штурм Малахова кургана.

Всего в этом году на фестивале было 11 площадок разных эпох и армий. Они работали 9 дней.

В дальнейшем надеемся открыть на Федюхиных высотах исторический парк, работающий круглый год.

Следующий фестиваль — «Гумбинненское сражение». Он проходит в Калининградской области близ города Гусев (бывший Гумбиннен). Здесь произошла важная битва начала Первой мировой. Русские отбросили немцев, сорвав германский блицкриг во Франции.

В 2014 государство решило напомнить об этом подвиге — это, увы, наш редкий успех на Восточно-Прусском фронте, на фоне чудовищных провалов. Но провалы больше интересуют специалистов, и активизировать память о них никому не выгодно.

Итак, в Гусеве установили памятник, учредили «Бессмертный полк Первой мировой» и фестиваль. Он стал одним из крупнейших в России мероприятий про Великую войну, в нем участвуют и иностранцы. Гости знакомятся с бытом Русской и Германской армий.

Центральное событие — условное сражение начала войны, это нельзя назвать реконструкцией именно Гумбинненской битвы 1914 года.

В завершение расскажу об одном эксперименте, который вызвал большой резонанс. Эксперимент назывался «Один в прошлом», он проходил в 2013–2014 годах. Сотрудник нашего агентства Павел Сапожников прожил с сентября по март на древнерусском хуторе. Все здания — реконструкция строений северной Руси 10 века.

Павел пользовался только аутентичными инструментами, материалами, одеждой и продуктами. У него не было ни средств связи, ни современных лекарств. Павел начал проект с запасами зерна, курами и козами. Приходилось рыбачить историчными снастями, заниматься собирательством, бороться с лисами, которые душили кур. Самым тяжелым испытанием стало одиночество.

Герой был полностью изолирован от внешнего мира, только раз в месяц к нему приезжали врачи и журналисты. Впечатления Павел записывал на видео в особом помещении вне хутора. За полгода собралась солидная видео-хроника, о проекте вышел документальный фильм.
Итак, один энтузиаст не то что активировал историческую память, а полностью погрузился в быт предков.

Это вызвало большой резонанс, сюжеты в федеральных СМИ и десятки статей. За видео-блогом Павла следили сотни людей, в том числе иностранцев.

Появилось много желающих пережить подобный опыт. Через год стартует проект «Семеро в прошлом», он пройдет в парке живой истории под Клином. Этот парк мы задумали как огромный исторический музей под открытым небом.

Он представит эволюцию древнерусского поселения. Хутор X века разрастётся в промысловое поселение, а оно станет торгово-ремесленным центром.

Мы хотим сделать парк «Прошлое» очагом активизации исторической памяти, в перспективе вокруг него может сформироваться обширный историко-культурный кластер.

Рассказываем о закулисье “Времён и эпох”

Источник: https://blog.ratobor.com/agency/2016/11/rekonstrukciya-kak-forma-aktivizacii-istoricheskoj-pamyati/

ГосЗащита
Добавить комментарий