Служебное разбирательство на предприятии

Консультация юриста: Разбирательство о грубом дисциплинарном проступке

Служебное разбирательство на предприятии

Вопрос:

Я военнослужащий ПС ФСБ совершил грубый дисциплинарный поступок 30 апреля. Объяснения по факту дал 17 мая, ознакомление со своими правами подписал 31 мая, разбирательство продолжается. Прошу Вас разъяснить сроки разбирательства и возможность обжалования в военной юстиции.

Андрио, 30 лет, г .Сухум

Ответ:

В соответствии со ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 “Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ” (Дисциплинарный устав ВС РФ), принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников).

При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

В случаях, указанных в ст. 75 настоящего Устава, разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, военным комендантом гарнизона, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами.

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение № 7) или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.

Командир воинской части принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола (приложение № 8). При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру воинской части для рассмотрения.

Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом.

В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.

Если в ходе разбирательства выяснится, что дисциплинарный проступок содержит признаки преступления, командир воинской части в соответствии с законодательством РФ возбуждает уголовное дело, уведомляет об этом военного прокурора и руководителя военного следственного органа Следственного комитета РФ.

Согласно ст.

83 Дисциплинарного устава ВС РФ, применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Андрио, по общему правилу, срок проведения разбирательства составляет 30 суток, при необходимости указанный срок может быть увеличен на 30 суток. Действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие права и законные интересы, вы можете обжаловать, обратившись в органы Военной прокуратуры и в судебном порядке.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

Источник: https://rg.ru/2013/06/05/razbiratelstvo-yirist-site-anons.html

Служебное расследование на предприятии: порядок проведения

Служебное разбирательство на предприятии

Служебное расследование — это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну.

Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков.

Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно.

Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону.

А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

Ситуации, в которых служебное расследование необходимо

Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:

  • прогул или неявка на рабочее место;
  • явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
  • нанесение серьезного материального ущерба;
  • превышение полномочий.

Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.

Шаг 1. Фиксация нарушения

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно.

Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт.

На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
  4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Шаг 3. Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием.

Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию.

Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной.

Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования.

Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

Шаг 4. Получение объяснений работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.

03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики.

Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт.

Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ, которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений.

Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека).

После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Шаг 5. Заседание комиссии, рассмотрение обстоятельств

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

Сроки служебного расследования

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу (статья 193 ТК РФ) не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится.

По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка.

В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

Образец приказа о назначении комиссии

Источник: https://ppt.ru/forms/ot/sluj-rassledovanie

Порядок проведения служебной проверки. Бушик Е

Служебное разбирательство на предприятии

В организациях нередки ситуации, когда в связи с хищением имущества или при невыполнении работниками своих обязанностей возникает необходимость привлечь их к дисциплинарной или материальной ответственности. Это должно сопровождаться изданием правовых актов (приказов, распоряжений или решений).

В данном случае необходимо провести служебную проверку. Об особенностях и порядке ее проведения читайте в нижеприведенном материале.

Термин «служебная проверка» с раскрытием этого понятия официально закреплен лишь в нормативных правовых актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы или связанные с ней отношения.

Несмотря на отсутствие регламентированной законодательством прямой обязанности нанимателя (кроме предусмотренных законодательством случаев) проводить проверки, в организациях могут издаваться и применяться локальные нормативные правовые акты (положение, инструкция и т.п.), регламентирующие порядок и основания проведения служебных проверок.

Справочно: при наступлении несчастных случаев на производстве или обнаружении профессиональных заболеваний работников на нанимателя возложена обязанность по расследованию таких случаев.

Единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регламентирован Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30.

Цель служебной проверки

Основная цель проверки – установление обстоятельств, причин и условий, при которых работником было совершено противоправное деяние, которое (или последствия которого) имеет существенное значение для нанимателя, работников, третьих лиц, а также уполномоченных государственных органов.

Результаты проверки, оформленные должным образом, могут использоваться в качестве доказательства правомерности действий нанимателя в случае возникновения спора или источника информации для органов, ведущих предварительное расследование в случае совершения работником правонарушения (преступления).

Когда нужно проводить проверку

Проверку необходимо проводить в случаях:

– отсутствия без уважительной причины на работе; – нахождения без уважительной причины не на своем рабочем месте, а в других помещениях организации или в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; – преждевременного ухода с работы; – отказа без уважительных причин от поездки в командировку или от прохождения в установленном порядке в рабочее время медицинских осмотров работниками некоторых категорий (ст. 228 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)); – невыхода на работу в выходной и праздничный день, если работник привлекается к работе на законных основаниях; – отказа от инструктажа, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК); – проведения излишних денежных выплат (за исключением случаев счетной ошибки); – осуществления неправильного учета и хранения материальных или денежных ценностей; – умышленного уничтожения или умышленной порчи сырья, материалов, готовой продукции; – неполучения имущества (его части) под отчет по доверенности; – совершения правонарушения или преступления; – нарушения без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий; – причинения в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом); – неоднократного нарушения установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц; – неоднократного представления в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений; – необеспечения надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения; – нарушения правил по охране труда и технике безопасности, повлекшего увечье или смерть другого работника;

– непринятия без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.

Варианты проведения проверки

Для проведения проверки в зависимости от конкретной ситуации руководитель организации может:

– назначить специальную комиссию;

– уполномочить определенного работника (руководителя соответствующего структурного подразделения).

Рассмотрим более подробно особенности проведения проверки путем создания комиссии.

Порядок проведения служебной проверки

Основанием для проведения проверки, как правило, служат сведения или документы, содержащие информацию о совершении противоправного деяния работника.

К таким документам можно отнести докладные записки, постановления (решения, протоколы, акты, обращения, заявления и т.п.) уполномоченных государственных органов, организаций, граждан.

Желательно, чтобы проверка была начата не позднее 3 дней с момента получения документов, которые явились предпосылками для ее проведения, и закончена не позднее 20 дней со дня ее назначения, чтобы имелся срок для возможного применения дисциплинарного взыскания к работнику, с учетом сроков, предусмотренных частью первой ст. 200 ТК.

Порядок, условия и сроки проведения проверки, а также оформления ее результатов могут быть установлены в самом приказе (распоряжении, решении) нанимателя, в котором обычно указываются:

– основания для проведения проверки; – состав и полномочия комиссии (если такие полномочия не закреплены в соответствующем локальном нормативном акте организации);

– срок проведения проверки и срок представления руководителю организации материалов проверки и заключения (акта) по ее результатам.

Образец приказа о создании комиссии по служебной проверке причин возникновения материального ущерба смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.

Как правило, в состав комиссии в зависимости от количества работников в организации и специфики совершенного деяния включаются работники подразделения кадров, юридического подразделения, бухгалтерии, а при необходимости также и работники других структурных подразделений организации.

ЭТО ВАЖНО! В состав комиссии не включают работника, совершившего то деяние, по которому проводится проверка, а также работников, состоящих с ним в родстве или свойстве, непосредственно подчиненных по работе работнику, в отношении которого проводится проверка.

Вместе с тем в состав комиссии целесообразно включить представителя профсоюза, если такой орган создан.

Работу комиссии организует ее руководитель, который несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения служебной проверки. Приказ (распоряжение, решение) о проведении проверки в обязательном порядке доводится под подпись до всех членов комиссии, а также работника, в отношении которого она проводится.

Деятельность комиссии желательно зафиксировать в акте или протоколе заседания комиссии.

Образец протокола заседания комиссии по внутренней проверке причин возникновения материального ущерба смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.

Права комиссии

Как правило, председатель и члены комиссии наделены следующими правами:

– вызывать работников и получать от них письменные объяснения или иную информацию по существу проводимой проверки; – знакомиться с соответствующими документами организации в случае необходимости приобщения их (или их копий) к материалам проверки; – требовать от работников организации представления документов или информации, относящейся к проводимой проверке, для ознакомления с ними или приобщения к материалам проверки; – при необходимости с разрешения руководителя организации получать консультации у сторонних специалистов (экспертов) по вопросам, требующим специальных знаний, а также запрашивать необходимые документы (их копии) из государственных органов, от юридических и физических лиц;

– документально оформлять полученные сведения.

Обязанности комиссии

Председатель и члены комиссии обязаны:

– принимать все необходимые меры для всестороннего, объективного изучения и документального оформления сведений обо всех обстоятельствах совершенного деяния; – рассматривать и приобщать к материалам служебной проверки заявления, относящиеся к ней и поступающие при ее проведении; – обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов проверки, не разглашать ее результаты до утверждения руководителем организации заключения (акта) о результатах проверки; – составить по итогам работы комиссии заключение (акт) о результатах служебной проверки; – подготовить предложения о мере дисциплинарной, материальной и иной ответственности виновного работника;

– представить руководителю организации в установленные сроки материалы и заключение (акт) о результатах служебной проверки.

Права проверяемого

Обратим внимание на то, что работник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

– давать (не давать) письменные объяснения с изложением своего мнения по поводу совершенного деяния, заявлять об имеющихся у него доказательствах; – требовать приобщения к материалам проверки представляемых им документов и материалов; – подавать заявление руководителю организации об отводе члена (членов) комиссии от проведения проверки с конкретными доводами, объясняющими такой отвод; – знакомиться по окончании служебной проверки с ее материалами и заключением (актом) о результатах проверки, что следует подтверждать подписью работника на заключении (акте) о результатах проверки. В случае отказа от ознакомления с заключением (актом) или от подписи составляется соответствующий акт; – не признать действия нанимателя и членов комиссии по служебной проверке и обратиться в суд с целью признания действий неправомерными;

– отказаться от добровольного возмещения нанесенного ущерба.

Алгоритм работы комиссии

Комиссия получает письменные объяснения непосредственно от работника, совершившего противоправное деяние. По ее требованию письменные объяснения обязаны представлять и другие работники, имеющие отношение к совершенному деянию.

В случае отказа работника от письменных объяснений следует составить акт с указанием места, даты и времени его составления; персональных данных членов комиссии (должность, фамилия, имя, отчество), составивших акт; причин отказа работника от письменных объяснений в произвольной форме.

По завершении служебной проверки комиссия составляет заключение (акт) о ее результатах, содержащее, как правило:

– основание и повод проведения проверки, состав комиссии, ее проводившей; – сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения противоправного деяния; – сведения о работнике, его совершившем (должность, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время работы в организации, а также в занимаемой должности); – мотивы и цели совершения работником противоправного деяния, форму вины работника (умышленная или неосторожная); – причины и условия совершения деяния; – данные о характере и размерах причиненного в результате противоправного деяния ущерба, причинную связь деяния и причиненного ущерба;

– предложения о мере ответственности виновного работника.

Оформление результатов проверки

Заключение (акт) подписывают члены комиссии и утверждает ее руководитель.

При несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения (акта) любой член комиссии вправе приобщить к нему свою объяснительную записку с изложением своего особого мнения.

К заключению (акту) по результатам служебной проверки обычно приобщают:

– документ, содержащий сведения, послужившие причиной для назначения проверки (например, служебная записка); – копию приказа (иного распорядительного акта) о проведении проверки; – объяснения работников и в случае необходимости – иных лиц; – служебную характеристику на работника, в отношении которого проводилась проверка;

– другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.

Образец примерного заключения комиссии по служебной проверке смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

Оригинал заключения (акта) и иные материалы проверки следует хранить в кадровом подразделении организации.

Источник: https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/poryadok-provedeniya-sluzhebnoi-proverki_0000000

Служебные расследования и разбирательства. Инструкция для малого и среднего бизнеса

Служебное разбирательство на предприятии

Рассмотрим в данной статье ситуацию, когда на предприятии уже выявлена недостача, хищение денег или товара, кража документов или слив коммерческой информации.

У большинства компаний малого и среднего бизнеса нет собственных служб безопасности, что делает их весьма уязвимыми перед различного рода криминальными угрозами. Даже опытный управленец, чаще всего, весьма смутно представляет, каков порядок проведения расследований и служебных разбирательств в случае обнаружения признаков преступления, коррупции или нелояльных действий сотрудников.

На первый взгляд, путь вполне даже прост – обращение в правоохранительные органы. У всех опыт разный, но тот, кто имел счастье наблюдать взаимодействие малого бизнеса и «системы», иллюзий особых не питает. Есть ситуации, когда без правоохранителей не обойтись.

Чаще всего они нужны для фиксации самого факта кражи, взлома, хищения из кассы и т.д. В ситуациях же неочевидных хищений (недостача, хищение документов или информации) вызов полиции ни к чему не приведет.

В таких случаях пробуем до поры до времени обойтись без полисменов.

Некоторые предприниматели предпочитают игнорировать проблему, списывая потери на неизбежные расходы, предпочитая нести убытки, но не проводить никаких служебных расследований или разбирательств.

Однако такое поведение сродни закапыванию головы в песок при виде опасности, ведь, если человек совершил кражу и не был пойман, то он становится наглее и, что самое страшное, дает знак другим, что эту компанию можно безнаказанно «дербанить».

Эта статья поможет Вам правильно провести служебное разбирательство или расследование

Вот несколько простых правил, которые помогут Вам найти виновных в хищении и снизить риски возникновения ЧП в будущем.

Том Круз не поможет

Если у Вас пропали деньги или товар, а тем более, если произошла утечка информации, не пытайтесь действовать как сыщик в детективном сериале. ЭТО КИНО! Реальные технологии проведения расследований далеки от кинематографических изысков. Помните, что более 80 % всех хищений происходят с участием сотрудников компании, охраны или людей, вхожих в офис (на склад).

Меньше знают – меньше болтают

Сохраните случившееся в тайне. Сама информация о начале активной фазы расследования, как правило, активизирует злоумышленников.

Они либо начинают активно противодействовать заметая следы, либо, под благовидным предлогом, покидают Компанию, оставляя Вас в неведении и с комплексом вины на тему: «А может это были не они?..».
Не собирайте сотрудников и не говорите, что произошло.

Вызовите человека (людей), обнаружившего недостачу или хищение, попросите его (их) подробно записать все ставшие известными ему (им) обстоятельства и проинструктируйте о закрытии всей информации с формулировкой: «Нужно сначала во всем разобраться».

Что написано пером…

Оформите показания сотрудников (сотрудника) максимально подробной докладной запиской (она понадобится позже) с указанием – что узнал, когда, при каких обстоятельствах, кто знает еще? Если считаете докладную неуместной, запишите показания на диктофон или видеокамеру.

Возьмите с осведомленных сотрудников расписки, что они обязуются сохранять в тайне все обстоятельства служебного расследования, ставшие им известными.

Юридической силы такая бумага не имеет, но она удержит добропорядочного работника от бездумного разбалтывания обстоятельств случившегося.

Вы их не знаете, но они, возможно, рядом
Не собирайте самостоятельно никаких собраний или расширенных совещаний по поводу произошедшей кражи или утечки.

Этим вы даете фору причастным и затрудняете выяснение истины.

Очень часто бывает, что причастным к расследуемому хищению оказывался человек из ближнего круга, который, до вступления в игру профессионалов, обладал всей полнотой информации о проводимом служебном разбирательстве.

Не предлагайте возможным подозреваемым вернуть похищенное. Тем самым Вы демонстрируете  слабость, растерянность и непонимание что делать. Они ничего не вернут, а про себя будут смеяться.

Берегите следы
Если речь идет об установленном факте хищения (есть следы взлома, данные о вывозе с территории) и вы ждете приезда полиции, максимально ограничьте доступ к месту преступления.

Закройте и желательно опечатайте помещение, из которого произошло хищение. Запретите, по возможности, доступ на ту часть склада, с которой произошло хищение.

Таким образом, Вы сохраняете следы, а значит обеспечиваете доказательную базу для обличения преступников.

Если кража очевидна, вызывайте криминалистов для фиксации факта хищения. Причем, даже если Вы решили обратиться в полицию, лучше вызовите параллельно коммерческого эксперта-криминалиста.

Это недорого, но в этом случае Вы можете быть уверены, что все возможные следы будут найдены и задокументированы. Здесь время идет на часы, а иногда и на минуты. Практика показывает, что в процессе совершения преступления, преступник, как правило, оставляет какие-либо следы.

Но они теряются из-за несвоевременного проведения осмотра места происшествия, либо стираются любопытными зеваками.

Так оставлять нельзя
Вне зависимости от того, собираетесь Вы писать заявление в полицию или нет, обратитесь к услугам специалистов по проведению расследований. Это может быть частный детектив, специалист-полиграфолог или профильное агентство.

Очень важно, чтобы именно специалисты занялись расследование сразу. Чем раньше они приступят к работе, тем выше вероятность возврата похищенного.

У такого специалиста в арсенале довольно много инструментов для поиска преступника: психодиагностика, профайлинг, полиграф (детектор лжи), психографология и многое другое. А главное – опыт в проведении расследований.

Как выбрать специалиста? Если Вы прибегаете к услугам полиграфолога, попросите его диплом. Он должен пройти очное обучение. Полиграфологи с опытом работы менее 1 года не имеют права проводить расследования. Только кадровые проверки.

Желательно, чтобы у специалиста по проведению расследований которого Вы наняли, был опыт оперативной работы. Успех служебного разбирательства зависит во многом от умения общаться с людьми. Поговорите со специалистом. Он должен Вам понравиться.

В этом случае он, скорее всего, сможет найти подход и к вашим подчиненным, а значит, успех расследования существенно повышается. Суровый вид и сморщенный лоб увеличат значимость и цену, но, чаще всего, снизят эффективность. Помните об этом.

Определитесь с целями Четко определите для себя цель расследования. Как правило, их бывает две: «Я хочу знать» и «Я хочу вернуть». Первое, более важно и более вероятно как результат. Рекомендуем сосредоточиться на поиске и устранении (в смысле удаления из фирмы J) виновного лица.

Решив данную задачу руками полиграфолога или частного детектива, вы обезопасите свой бизнес от рецидива и покажете всем сотрудникам, что никакой инцидент не остается не расследованным. Профилактика это очень важно. К тому же, такое расследование обойдется Вам существенно дешевле.

Это немаловажно, ведь Вас и так уже обокрали. Есть несколько способов испортить репутацию увольняемому сотруднику. Поэтому, решив первую задачу, можно уже заниматься и второй: возвратом похищенного или компенсацией ущерба. Специалисты знают, как правильно поговорить с подозреваемым. Предоставьте это им.

Не пытайтесь получить признание сами.

Предложите специалистам проводящим расследование процент от возвращенной суммы. Как правило, это 30-50 %. В этом случае Вы можете быть уверены, что они сделают все для возврата ваших денег. Вам лучше вернуть половину, чем ничего. Подумайте об этом.

И еще одна важная рекомендация

Занимайтесь безопасностью вашего бизнеса до возникновения чрезвычайных происшествий, ведь предотвращение потерь и их профилактика всегда дешевле и эффективнее, чем самое профессиональное расследование.

Артем Павлов

Источник: diplus.ru

Также вы можете ознакомиться со статьями:

 Полиграф для бизнеса: современный ответ паяльнику и лесным прогулкам

Как заказать и провести проверку на детекторе лжи (полиграфе)?

Бей тревогу до воров

Источник: http://diplus.ru/statii/slujebnye-rassledovaniya-i-razbiratelistva_br_-instruktsiya-dlya-malogo-i-srednego-biznesa/

ГосЗащита
Добавить комментарий