Социальная поддержка это определение

Социальная помощь, ее виды и функции

Социальная поддержка это определение

Социальная помощь на сегодняшний день выступает в качестве одной из организационно-правовых форм социального обеспечения.

Замечание 1

В отличие от социальной защиты, социальная помощь в определенной степени дополняет социальное страхование, а также такой аспект, как государственное социальное обеспечение.

Социальная помощь направлена на обеспечение особых субъектов, и как вид деятельности находится лишь в процессе своего формирования.

Есть специалисты, которые по сей день не могут признать социальную помощь как самостоятельную организационно-правовую форму социального обеспечения. К ним относятся М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, М.В. Филиппова.

Они утверждают, что социальная помощь не может быть самостоятельной формой лишь по признаку наличия источника финансирования.

Данные финансовые средства нельзя отделять от оснований и видов обеспечения, а также от конкретного круга лиц, которые входят в сферу охвата социальной помощью.

Определение 1

Социальная помощь, таким образом, – это один из способов заботы государства и социума о тех гражданах, которые находятся в зоне риска и нуждаются в помощи. Данное содействие может оказываться в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, а также недостаточностью средств существования, которыми располагает индивид или более широкая социальная группа.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Виды социальной помощи

Социальная помощь как одна из организационно-правовых форм может быть нескольких видов. К основным относятся следующие:

  • Во-первых, наличие единовременных или регулярных денежных выплат. Они предоставляются лицам, а также их семьям в связи с тем обстоятельством, что их доходы не достигают величины установленного законодательством прожиточного минимума. Причем, причины не зависят от индивида и его семьи. Назначение денежных выплат имеет адресный характер, после проверки органами социальной защиты уровня доходов, выписки из органов социального обеспечения. Иными словами, специалистам необходимо проверить, действительно ли человек и его семья нуждаются в социальной помощи. Если все требования соблюдены, то социальной помощью также считается ежемесячной пособие за каждого рожденного, усыновленного или принятого под опеку ребенка до 16 лет.
  • Во-вторых, социальной помощью считаются денежные пособия, которые назначаются безработным лицам, которые утратили право на данные выплаты в связи с истечением срока. Такие выплаты назначаются членам семьи безработного, которые еще не достигли совершеннолетнего возраста, а также тем, кто не имеет самостоятельного источника доходов.
  • В-третьих, социальная помощь – это различные субсидии на жилье, а также на оплату жилищно-коммунальных услуг. Субсидия – это безналичная форма расчета с лицами, которая предоставляется при превышении платежей за жилье сверх установленного дохода семьи. Проще говоря, если доход семьи не позволяет выплачивать коммунальные услуги, то государство после проверок назначает субсидии.
  • В-четвертых, немаловажный вид социальной помощи – медико-социальная помощь. Она включает в себя такие виды помощи, как профилактическая, реабилитационная, лечебно-диагностическая, зубопротезная. Также сюда входят меры по оказанию ухода за больными, нетрудоспособными и инвалидами. Государством в рамках данной социальной помощи предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности, если факт будет подтвержден документально.

Функции социальной помощи

Функции социальной помощи идентичны функциям, которые соответствуют социальной защите. Сюда входят следующие:

  1. Экономическая функция – непосредственно предусмотрение различных социальных выплат, пособий, пенсий и субсидий нуждающемуся населению. Ранее мы уже указали, что данные выплаты назначаются после специально установленных проверок. Такая система необходима в связи с частыми случаями мошенничества и желанием людей нажиться на собственном горе;
  2. Хозяйственно-бытовая функция – помощь инвалидам и нетрудоспособным лицам в организации своего быта. Чаще всего, это работа сиделок и социальных работников, которые готовы помогать по хозяйству и в выполнении некоторых бытовых функций (уборка, стирка, приготовление пищи, уход за человеком);
  3. Психолого-педагогическая функция – оказание психологической помощи лицам, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Педагогическая функция выполняется в отношении лиц, которые не достигли совершеннолетия, и я чья психика подвержена негативным влияниям извне. Здесь проходит воспитание ребенка как будущего гражданина и полноценного члена общества, искоренение признаков девиантного (асоциального) поведения, которое может нанести вред не только самому человеку, но и окружающим его людям (семье, друзья, знакомым, преподавателям);
  4. Социально-медицинская функция – социальная помощь в реабилитации. Она предназначена для людей, которым необходимо восстановиться после продолжительной болезни, а также после периода лечения от зависимостей (алкогольной, наркотической). Конечно, человеку сразу непросто вернуться к нормальной жизни, и ему необходима медицинская помощь, а также помощь психологов, которые будут курировать его на протяжение всего процесса восстановления;
  5. Юридическая функция – социальная помощь в оформлении необходимых документов, а также оплата услуг нотариуса или юриста в случае, если финансовое положение клиента не позволяет ему самостоятельно покрыть данные расходы;
  6. Культурно-досуговая функция – социальная помощь в организации досуговой деятельности. Сюда, в основном, входит организация экскурсий, поездок, определение детей в летние лагеря, если родители не имеют возможности оплатить их. Данная функция позволяет развить в человеке стремление культурно развиваться и обогащаться, находить новые и интересные занятия, которые помогут ему проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_pomosch_ee_vidy_i_funkcii/

Социальная поддержка

Социальная поддержка это определение

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности.

Источник: Глоссарий медико-социологических терминов

система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.) путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, правозащиты и введения иных льгот.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

– 1) система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем личности, которая пребывает в сложных жизненных обстоятельствах путем предоставления ей помощи или необходимых социальных услуг;

2) система мероприятий, направленная на создание условий, которые позволяют обеспечить социальную защищенность людей. Наиболее распространенными видами социальной поддержки являются: материальная, психологическая, педагогическая, правовая (юридическая).

Материальная поддержка предоставляется путем выплат пенсий, компенсаций, помощи на лечение и оздоровление; обеспечение продуктами питания, одеждой, медикаментами, средствами для передвижения.

Психологическая поддержка направлена на мобилизацию внутренних ресурсов клиента, с целью изменения представлений о безысходности его положения, возобновление защитных сил организма, формирования уверенности и мотивации относительно чувства тревоги, страха или вины, психологических комплексов, неуверенности в своих силах, укрепления активной позиции личности.

Такая поддержка предоставляется во время консультаций, психотерапевтических бесед, психологических тренингов, встреч самопомощи. Педагогическая поддержка ориентирована на превентивную и оперативную помощь детям, молодежи и семьям путем предоставления им необходимой социально-педагогической информаций, проведения просветительских мероприятий, консультаций.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

в широком смысле под социальной поддержкой подразумевается совокупность положительных влияний социального окружения на человека и на его интеграцию в систему социальных отношений. В более узком смысле С.п., – это прямая помощь в трудных жизненных ситуациях.

Профессионалы используют оба подхода, поскольку социальный работник призван работать не только с клиентом, но и с внешней средой. Как правило, С.п. определяют по контрасту с социальной защитой. Существуют разные подходы к выделению критерия принципиального отличия данных понятий.

В одном из них подчеркивается принципиальное различиe звучания «социальной поддержки» и «социальной защиты». Слово «защита» предполагает продолжительный патронаж государства над личностью, чреватый появлением иждивенческих настроений у населения, находящегося под «защитой».

Люди привычно протягивают руку за помощью, часто имея возможность для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации, но не имея привычки к этому. Качественно иным в этом смысле выглядит понятие С.п., Оно предполагает активное участие самого клиента в решении собственных проблем, использование элементов самопомощи. С позиций этого подхода С.п.

, – комплекс мер государства, которые реализуются не только государственными организациями, но и общественными, благотворительными и коммерческими. С.п..

представляет собой совокупность социальных услуг: медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально- психологическая, социально-педагогическая и иные виды помощи человеку со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в трудных жизненных ситуациях. Другой подход определяет различие между С.п.

, и социальной защитой по субъекту оказания помощи и по объекту этой помощи. В одном случае, если субъектом является государство, то оказываемая им помощь клиентам носит название «социальная защита». Если же субъектами выступают добровольческие, частные или общественные организации, то такая помощь именуется социальной поддержкой.

Социальная защита предусматривает такие типичные объекты социальной помощи, как пожилые люди, люди с ограниченными возможностями здоровья, иные группы людей, зависящих от других. Помощь в данном случае носит постоянный характер. С.п.

, в отличие от социальной защиты, оказывается всем гражданам в случае их попадания в трудную жизненную ситуацию, из которой они не в состоянии выйти самостоятельно. Отличительным признаком С.п. является ее временный или частичный характер, а также активное участие самого нуждающегося в решении поставленных задач, использование элементов самоподдержки.

Для пожилых людей необходимость в социальной поддержка возникает в период адаптации к пенсионному образу жизни, а также в таких кризисных ситуациях, как: * потеря близкого человека; * одиночество, информационный вакуум; * отсутствие взаимопонимания с окружающими; * потеря социальных связей с действующими государственными учреждениями; * потеря каких- либо физических способностей; * недостаток материальных средств. Развитие системы социальной поддержки позволяет устранять проблемы, возникающие в социальной сфере в отношении социально уязвимых групп, снижать социальную напряженность во всех слоях общества. См. также Адаптация социальная, Смена ролей.

Источник: Словарь-справочник по социальной геронтологии

Источник: https://voluntary.ru/termin/socialnaja-podderzhka.html

Раздел II. Основные направления деятельности в сфере социальной защиты населения в омском регионе

Социальная поддержка это определение

Е.М. Кузнецова, В. А. Филатов
Особенности социальной защиты населения в Омском регионе
Конспект лекций. Омск. 2010.

4.1. Понятие социальной поддержки

Термин «социальная поддержка» появился в общественно-политической практике в РФ еще в начале 90-х годов ХХ века.

Принятие указа Президента РФ от 26 декабря 1991 года № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» позволило образовать республиканский и территориальный фонды социальной поддержки населения, средства которого расходовались органами социальной защиты населения на оказание материальной помощи нуждающимся (лицам, имеющим среднедушевой совокупный доход ниже установленного прожиточного минимума), улучшение социального обслуживания и др. Фонды социальной поддержки рассматривались в качестве дополнительных (резервных) источников финансирования мероприятий по социальной защите.

Вместе с тем единства в определении понятия «социальная поддержка» нет.

На сегодняшний день сложились следующие подходы к определению понятия «социальной поддержки»: социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.

), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот [6; С. 196]. Социальная поддержка сводится к оказанию помощи и, т.о.

, отождествляется с термином «социальная помощь»; социальная поддержка – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения [4; С. 87]. Часто социальная поддержка рассматривается как нематериальный, информационный ресурс (содействие в поиске работы, трудоустройстве, получении профессии, обучении, поиску способов по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации и т.п.).

Наиболее часто в литературе происходит отождествление понятия «социальная поддержка» с понятиями «социальное/материальное обеспечение» и «социальная помощь».

Это обусловлено тем, что социальная поддержка может осуществляться в различных формах – как денежной (сходство с обеспечением), так и натуральной (сходство с помощью), а также нематериальной.

Вместе с тем, есть существенные отличия как от социального обеспечения, так и от социальной помощи.

В отличие от социального обеспечения меры социальной поддержки, предоставляемые в денежной форме, не являются основным источником средств к существованию (в среднем размер 300-500 руб.).

В отличие от социальной помощи, предоставление которой носит, как правило, разовый характер или осуществляется с определенной периодичностью (1 раз в 6 мес. – материальная помощь студентам, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работникам организаций и т.п.

), меры социальной поддержки могут предоставляться на постоянной основе, пожизненно, до момента утраты необходимого статуса и т.п.

Реализация социальной поддержки граждан в субъектах РФ в полном объеме фактически началась с 1 января 2005 года, когда вступил в силу федеральный закон о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки, т.е.

с момента вступления в силу ФЗ № 122, получившего название «о монетизации льгот». Реализация закона обусловила формирование региональных систем социальной защиты населения, включая и подсистему социальной поддержки.

Так, в 2005-2006 годах в Омской области был принят ряд законов, направленных на социальную поддержку отдельных категорий граждан.

В 2008 году принят региональный закон, объединивший основные положения и направления социальной защиты и, в том числе, социальной поддержки отдельных категорий граждан – «Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан Омской области». Однако, ни в одном из нормативно-правовых актов понятие «социальная поддержка» не раскрывается.

Вместе с тем, социальная поддержка в целом может быть рассмотрена как система материальных и нематериальных мер, предоставляемых отдельным категориям граждан, с целью повышения их уровня и качества жизни. Безусловно, социальная поддержка может быть рассмотрена и как деятельность различных субъектов по предоставлению этих мер.

Субъектами социальной поддержки могут являться государственные (федеральные и региональные) и муниципальные органы исполнительной власти, общественные организации и хозяйствующие субъекты.

Основным субъектом, разрабатывающим систему мер социальной поддержки и организующим их предоставление в Омской области является Министерство труда и социального развития, непосредственное предоставление мер социальной поддержки осуществляется во многофункциональных центрах и отделах социальной защиты Управлений Министерства.

Правовую основу социальной поддержки в Омской области составляют: федеральное законодательство (ФЗ «О Ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др.

) и подзаконные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления мер; региональное законодательство (Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан Омской области, о звании «Ветеран Омской области» и др.

) и подзаконные акты (Постановления Правительства ОО и Указы Губернатора, определяющие порядок и условия назначения, предоставление дополнительных мер отдельным категориям); ведомственные нормативно-правовые акты (приказы об утверждении форм документов, порядка и условий предоставления мер и т.п.). Финансирование осуществляется за счет средств бюджета ОО, субвенций федерального бюджета.

В соответствии со статьей 4 Кодекса основаниями для социальной поддержки является принадлежность гражданина к определенной социально-демографической или профессиональной категории, установленной федеральным и (или) областным законодательством с учетом заслуг гражданина перед государством и обществом, причинения ему вреда политическими репрессиями или воздействием радиации, выполнения им семейных обязанностей, а также особенностей его профессиональной деятельности. Право на получение мер социальной поддержки в Омской области, имеют граждане РФ, проживающие на территории Омской области.

Источник: http://www.aup.ru/books/m268/3_1_1.htm

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Социальная поддержка это определение

Социальная защита – это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;
  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
  • безработные;
  • чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • дети сироты;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные граждане;
  • матери-одиночки;
  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;
  • инфицированные ВИЧ.

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;
  • предоставление услуг по социальному страхованию;
  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

Социальное страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.

Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.

Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).

При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь  представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
  • Меры по преодолению безработицы;
  • Поддержка многодетных семей;
  • Выплата пособий на детей;
  • Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;
  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • Предоставление льгот;
  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;
  • Добровольное социальное страхование;
  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;
  • обеспечение пособиями;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • предоставление санаторно-курортного лечения;
  • социальная помощь семьям, имеющим детей;
  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита – это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Социальная защита – это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/trud/sotsialnaya_zashchita.html

Социальное служение Русской Православной Церкви – [электронный ресурс]:

Социальная поддержка это определение

Петухова Ирина Владимировна,
аспирантка РЭУ им. Г.В. Плеханова

Экономика труда | (39) УЭкС, 3/2012 | Экономика природопользования

Аннотация: В статье анализируется понятие «социальная защита», рассматриваются различные подходы к его определению, отмечаются основные элементы, необходимые для построения эффективной системы социальной защиты населения.

Ключевые понятия: социальная защита, социальные риски, система социальной защиты населения 

Annotation: In the article the concept of “social protection” is analyzed, different approaches to its definition are examined, basic elements, necessary for building an effective social protection system, are noted.

Keywords: social protection, social risks, social protection system

Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые понятие «социальная защита» получило официальное закрепление за рубежом – сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда [1].

В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов.

В данной Конвенции также выделяется девять направлений, по которым должна быть оказана данная помощь: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца.

В Конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи – все государства, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства—члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных Конвенцией видов социального обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, предоставляется возможность ратифицировать Конвенцию, на начальном этапе временно исключив некоторые аспекты, при обосновании причин такого исключения в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ [2]. В дальнейшем концепция МОТ нашла свое отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.), Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике и пр.

В отечественной экономической литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не получило окончательного определения.

Это обусловлено как относительно короткой историей существования данной категории в России, так и сложностью происходящих в нашей стране экономических и социальных процессов.

Вследствие этого различными авторами содержание данного понятия трактовалось, как правило, в зависимости от субъективного понимания социально-экономических явлений и институтов, которые должны быть охвачены данной категорией, и к настоящему моменту сформировалось значительное количество подходов к его определению.

Так, одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения [3].  Другие – как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни [4]. Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования» [5].

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, надостойный уровень жизни [6]. Однако, с целью выявления значимости данной сферы непосредственно для граждан, представляется более целесообразным сосредоточиться на выявлении сущности категории «социальная защита» именно в узком смысле.

В последнее время российские авторы все чаще рассматривают социальную защиту как защиту различных групп населения от потенциальных социальных рисков. Так:

  • В.В. Антропов считает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия» [7];
  • по мнению А.Н. Аверина, социальная защита «представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни» [8];
  • Т.К. Миронова предлагает рассматривать социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» [9].

Под социальным риском понимается предполагаемое вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате способности к труду.

К основным видам социальных рисков относятся: болезнь, временная нетрудоспособность, получение травмы в течение трудового процесса, профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Данный подход наиболее полно отражает категорию «социальная защита» применительно к современным российским реалиям. Именно существование социальных рисков, представляющих собой негативное воздействие окружающей среды, обуславливает необходимость разработки, осуществления и совершенствования мер социальной защиты населения.

В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан – ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует. Так, например, согласно Федеральному закону от 24.11.

1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Обобщая все вышесказанное, представляется возможным сделать вывод, что смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

Социальная защита населения выполняет определенные функции. Глобально их можно объединить в следующие четыре основных функциональных категории: превентивная, экономическая, реабилитационная и институциональная.

Превентивная функция социальной защиты заключается в проведении организационно-технических и медицинских мероприятий, которые позволяют защитить здоровье и трудоспособность человека.

Экономическая функция связана с возмещением человеку утраченного дохода, что обусловлено наступлением таких социальных рисков, как временная или постоянная потеря трудоспособности и здоровья, а также компенсацией дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью.

Реабилитационная функция предусматривает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию человека, осуществляемую с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности, а также содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Институциональная функция означает поддержание институтов и обеспечение функционирования механизмов социальной защиты населения.

Наряду с основными функциональными направлениями, институциональную базу социальной защиты населения составляют определенные принципы, основными из которых являются:

  • принцип мультисубъектности – в качестве субъектов социальной защиты выступают общество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и организации, профессиональные ассоциации, организации, предприятия, учреждения, работодатели;
  • принцип солидарности субъектов социальной защиты, обусловленный распределением ресурсов между субъектами для ее осуществления;
  • принцип всеобщности мероприятий в системе социальной защиты, так как они распространяются на всех членов общества и граждан государства и предполагают обеспечение условий для доступа человека к трудовой деятельности, образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и иным объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг;
  • принцип непрерывности – социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека;
  • принцип дифференцированности (адресности), означающий специфическую направленность мер социальной защиты в зависимости от уровня экономической самостоятельности человека, степени его трудоспособности, уровня дохода и других факторов.

Следует отметить, что реализация именно всех четырех обозначенных функций и соблюдение вышеперечисленных принципов обеспечивает комплексность мер, являющуюся основой построения эффективной системы социальной защиты населения в государстве.

Причем, не смотря на то, что разработка и усиление экономических и реабилитационных мер имеет огромное значение в текущих условиях, необходимо уделять не меньшее внимание мерам предотвращения возможностей появления социальных рисков, так как именно результативность последних является гарантией благосостояния населения, роста уровня и качества жизни граждан, а также, в последствии, снижения затрат государства в данной сфере.

Библиографический список

  • Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с. 9.
  • ILO Convention No. 102. Social Security (Minimum Standards) Convention, 1952 [Электронныйресурс] // International LabourOrganisation, 1952. URL:http://www.ilocarib.org.tt/projects/cariblex/conventions_14.shtml (дата обращения: 25.11.2011).
  • Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. Пособие. – Казань: Казан.гос. технол. ун-т, 1995. – с. 19.
  • Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 1998. – с. 7.
  • Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное Бюро, 1997. – с. 6.
  • Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учеб.пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003.
  • Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с . 11.
  • Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – с. 3.
  • Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. – 2008. – № 3.

Источник: http://social-orthodox.info/pages/3_2_petuhova_opredelenie_sov.htm

ГосЗащита
Добавить комментарий