Стоит ли идти на госслужбу

5 причин, почему молодым и перспективным украинцам стоит идти на госслужбу

Стоит ли идти на госслужбу

Всё больше молодых и успешных украинцев меняют контракты в больших корпорациях на возможность поработать в государственном секторе на благо страны. В то же время образ украинского чиновника всё еще остается заштампованным.

О том, почему госслужба – место, где можно развиваться как личность и профессионально расти, в колонке для Proman Ukraine рассказывает советник по вопросам коммуникаций заместителя Министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции, PR эксперт проекта ЕС AASISTS, Член постоянной экспертной группы в рамках работы Координационного совета по реализации Стратегии коммуникации в сфере европейской интеграции Кира Скрипник.
***

Самое интересное, что я не отношусь к госслужащим, но плотно работаю в госсекторе Украины последние полтора года. Честно сказать, до начала моей работы в нем я также имела перед собой картинку, состоящую из суеверий и каламбурных картинок касательно работы госструктур.

Более того, когда-то в университете, будучи студенткой 4-го курса, я произнесла фразу: «Я никогда не буду работать в политике и госсекторе!» Мне казалось, что всё, что там можно найти, – это скука, тоска, зашоренность и серые здания, как старый корпус университета.

Но тайна за семью печатями скрывала за собой, на самом деле, интереснейшую структуру, механизм работы которой нужно увидеть изнутри и понять для того, чтобы полюбить его. И вот, что я вам расскажу.


1. В государственном секторе не скучно

А иногда даже совсем весело! Там всегда всё очень быстро и активно — нужно быстро реагировать, быстро принимать решения. Пресловутая бюрократия существует на уровне документооборота, это да, однако это не означает, что пока один документ проходит с момента его получения до завершения исполнения, ты сидишь и ничего не делаешь.

Это со стороны оно выглядит ровно и спокойно, на деле люди просто не понимают, что видят только результат, а там внутри есть много параллельных процессов, как правило,  долгоиграющих.

Скучно тому, кто ничего не делает. На самом деле, работая с государственными структурами, каждый толковый (!) специалист: а) найдет себе место для развития; б) сможет достичь результатов при условии, что он не будет сидеть на месте.

Госсектор для меня лично – это большое поле для развития личности, большие масштабы работы, тут важно заниматься тем, что ты любишь, тогда ты действительно сможешь, как это говорят в Канаде, to make difference (делать изменения).

2. Там говорят «да» инновациям

Бытует мнение, что госсектор – это такой себе купол, скрывающий постсоветские реликвии, созданные светлыми умами наших родителей и их предшественников,  в основе которых – стабильность, стандарты, отсутствие гибкости.

Проще говоря, многие думают, что госструктура, – это обязательно серые кабинеты и пожилые люди, которым нечего больше делать, кроме как перекладывать канцелярские бумаги с одного стола на другой.

Но на самом деле сегодня в госсекторе  разных сфер и направлений я встречаю много молодых сотрудников. И они активно работают, не просто – а на результат.

Сегодня уже сложно оставаться в системе – любой, работая по принципу «делать лишь бы делать».

Ты должен быть нужным, уметь мыслить иначе, значит, мыслить шире, смотреть на мир, людей и вещи по-другому. А это априори не может быть скучным занятием.

Во-первых, Украина на самом деле не лидер в плане инноваций, но мы хорошо умеем перенимать опыт иностранных компаний и экспертов.

Во-вторых, госсектор сейчас становится более прогрессивным потому, что используются прогрессивные методы работы, практикуется привлечение иностранных специалистов и экспертов.

Они приезжают, анализируют ситуацию по тому или иному проекту, дают свое заключение и на основе этого строится дальнейшая работа.

Эти эксперты привносят свое видение, свой опыт, работают над техническим аспектом внедрения проектов здесь  в Украине.

Такая практика была знакома мне еще со времен моей работы в Вене, сегодня я наблюдаю это у нас.

И это за такой короткий период! Когда я уезжала жить за границу, я не думала, что у нас в Украине будет столько иностранцев и что им будет интересно с нами работать.

Прошло три года, – у нас множество бизнес-ивентов, конференций, к нам едут иностранцы. А это показатель. Это – качественный an exchange of experience.

3. Госсектор молодеет

Как я уже говорила, сегодня в госсекторе можно встретить очень много молодых специалистов с прогрессивными взглядами на жизнь и большей мобильностью и подвижностью, с лучшей адаптацией под новые условия, чем их предшественники. Они видят шире, а светлые умы там всегда приветствуются. То, что там постсовдепия, –  лишь узость взглядов и предубеждение обывателей.

Если присмотреться,  сейчас многие чиновники   – молодые люди с опытом жизни и работы за рубежом. Я нахожу это огромным плюсом. И сегодня они готовы действовать, готовы искать новые возможности, расширять свой кругозор. Мы ведь все понимаем, что без соответствия более развитым странам мы быстро загнемся, потому сейчас очень много построено на внешней коммуникации.

Если говорить о молодых кадрах и специалистах, с которыми мне до сегодня довелось работать, то они имели лучшие условия обучения в школах и университетах, более сильные программы, нежели даже я в свое время, они знают иностранные языки  и сегодня имеют больше возможностей поехать за границу расширять кругозор. Возвращаются они уже с новым взглядом на жизнь, который, к слову, совсем скоро вытеснит то самое «совковое» мышление. Это лишь вопрос времени.

Единственное, чего, как я считаю, нам не хватает, – это привлечения иностранных экспертов именно для обучения наших людей в Украине. Тогда, наверное, меньше студентов уезжало и оставалось бы жить за рубежом, соответственно, больше бы осталось в Украине делать те самые изменения (to make difference). Но я думаю, это вопрос времени.


4. Встречают по одежке…

Тут я частично соглашусь. У нас, как нигде, встречают по одежке. Но это больше относится к менталитету в целом. Уверенно об этом говорю, так как могу сравнить с отношением к женщинам и людям в целом в Канаде, где жила 4 года, и в Вене – год.

Мне внешность иногда помогала в коммуникации, люди обращают внимание на то, как ты выглядишь, насколько ты приветлив, открыт к общению, дружелюбен, ухожен, в конце концов.

  Но тут еще издержки профессии.
Внешний вид помогает быть коммуникабельным, но иногда становилось и препятствием – слишком много сложилось стереотипов насчет молодых женщин и девушек в должности.

Я также с этим сталкивалась.

Но тут мифы очень быстро развеиваются. Показатель – время,  спустя месяц-два уже никто не сомневается в твоей компетентности.

Я считаю, что для PR-менеджера особенно важно иметь привлекательный вид, и я сейчас говорю не о внешних данных, а о том, соответствуешь ли ты структуре, в которой работаешь, как ведешь себя с людьми, улыбаешься или нет. В общем, нюансов – много. А вот внешность, уверена, сегодня просто не должна быть показателем эрудиции, образованности и наличия ума.

5. Связи в карьерном росте что-торешают, но не всегда

Я – живой пример тому, что связи не решали ничего. Я приехала в Украину и начала всё с нуля, как бы это стандартно ни звучало. У меня была хорошая работа за границей, а в Украине ноль связей и знакомств. Приехав, я была здесь чужой. За 4 года меняется всё –   ты теряешь уверенность в себе, нервничаешь по пустякам, но всё в твоих руках.

Ещё, когда я выбрала профессию в сфере паблик рилейшнз, мама – юрист – говорила: «Я тебе в этой работе не помогу, я могу дать тебе только образование». Она дала, а я, вернувшись, его использовала.

Мне нужно было 7 месяцев, чтобы поработать в компании, объединявшей госсектор и политику с бизнесом, а оттуда благодаря одной конференции, где выступал мой будущий шеф, прийти к нему в команду и остаться работать в сфере инфраструктуры.

На тот момент я не была никак не связана с этим важнейшим сектором экономики страны, и вообще планировала идти по другому пути. Но я просто хорошо делала свою работу (особенно удачно писала тексты), планируя уехать за рубеж, но меня убедили перейти сюда, где я нахожусь сейчас.

И мне стало интересно, мне понравилось.

Подытоживая, скажу одно, – я благодарна богу, что так сложилось, что мои слова, сказанные в студенческие годы, обернулись противоположным эффектом. Мне нравится моя работа, и то, что я расширила свой кругозор, посмотрев на государственную службу под новым углом.
И если вы сомневаетесь, стоит ли туда идти, мой ответ – твёрдое «да»!

Источник: https://proman.com.ua/17282-5-prichin-pochemu-molodym-i-perspektivnym-ukraintsam-stoit-idti-na-gossluzhbu/

Стоит ли идти на госслужбу — особенности, плюсы и минусы

Стоит ли идти на госслужбу

Одни воспринимают ее, как способ построить карьеру, а другие считают это пустой тратой времени за мизерное содержание. Государственные учреждения испытывают острый дефицит в молодых кадрах.

Многие организации постоянно публикуют на своих сайтах объявления о приеме сотрудников. Но почему большинство людей не особо туда торопится? Если вы ищете подобную работу, то эта статья подскажет правильное решение.

Особенности поступления

Государственная служба – это профессиональная деятельность в аппарате управления. Основным нанимателем сотрудника выступает государственный орган.

По виду деятельности она бывает: гражданская, военная и правоохранительная.

Главное отличие ее от обычной работы заключается в нормативно-правовых документах. Процесс поступления, прохождения и увольнения с государственной службы помимо Трудового кодекса, подчиняется специальному закону.

Для трудоустройства на гражданскую службу необходимо соответствовать ряду условий:

  1. Иметь высшее образование.
  2. Не привлекаться к уголовной ответственности.
  3. Быть совершеннолетним гражданином Российской Федерации
  4. Обязательное прохождение службы в армии для мужчин.
  5. Получить медицинское заключение.

Трудоустройство сопровождается конкурсным отбором, для оценки знаний и опыта. Далее происходит заключение служебного контракта, и только после этого вас принимают на службу. При исполнении должностных обязанностей, главным документом для специалистов является трудовой контракт и регламент.

Преимущества госслужбы

  • Возможность карьерного роста. Если зарекомендуете себя, как трудолюбивый и ответственный сотрудник, то рано или поздно вас заметят, и предложат более высокую должность. Но кроме этого необходимо иметь дружественные отношения с руководством. Поверьте, в государственных структурах есть люди, которые честно построили свою карьеру, начиная от младшего специалиста. Из таких примеров в будущем получаются хорошие организаторы.
  • Трудовые нормативы. Во многих частных компаниях принято, что специалисты работают по шесть дней в неделю, и для личной жизни времени почти не остается. На госслужбе строго соблюдается нормы Трудового Кодекса. Вас не станут заставлять доделывать годовой отчет, задерживаясь по вечерам.
  • Стабильность. Сотрудники всегда уверены в завтрашнем дне. Государственный орган финансируется из федерального бюджета, поэтому зарплата поступит на банковскую карту в любой ситуации. Если попадете под сокращение – то вам, как опытному сотруднику предложат место в другой организации.
  • Социальная защищенность. Сюда относятся: оплачиваемый отпуск и декрет, больничные листы, льготы на проезд в общественном транспорте, командировочные, возможность получения бесплатного жилья или субсидий для ипотеки.
  • Престижность. Некоторые люди воспринимают государственную должность как предмет гордости.
  • Выслуга лет. Сотрудники отдельных государственных органов имеют право получения пенсионных выплат ранее установленного законом возраста. После окончания трудовой деятельности можете смело заняться любимым хобби, будучи не очень старым человеком.
  • Дальнейшее трудоустройство. Частные компании отдают предпочтение при найме сотрудников людям, имеющим опыт прохождения государственной службы. Особенно это распространено в экономическом, бухгалтерском и юридическом секторе.

Недостатки госслужбы

  • Оплата труда. К сожалению это главная причина, по которой молодые люди не спешат устраиваться в такие места. Порою у младшего специалиста месячный оклад составляет около 12 000 рублей. Как можно прожить на такие деньги при нынешних тарифах? На этот вопрос у правительства нет ответа. Даже у руководителей среднего звена, содержание не сильно отличается от их подчиненных.
  • Процедура конкурса. Чтобы подать документы к участию, вам необходимо потратить около недели походов по разным кабинетам для сбора нужных справок. Затем еще около двух недель понадобиться на их проверку. Общая процедура поступления на службу длится около месяца, при этом никто не гарантирует, что вас примут. У частных структур такой процесс обычно происходит в несколько раз быстрее.
  • Запрет отъезда за границу. Возможно для кого-то это несущественный недостаток. Но согласитесь, что иногда хочется посетить известные места в Европе или Америке, но так как вы служите государству, то этой мечте не суждено сбыться.
  • Текучка кадров. За полгода на одной должности может смениться до трех специалистов. Такой фактор отрицательно сказывается на эффективности всего учреждения.
  • Множество ограничений. Госслужащим запрещено заниматься бизнесом, участвовать в забастовках, получать подарки и благодарности, разглашать нюансы работы, баллотироваться на избирательные посты.
  • Отсутствие мотивации. По причине низкого денежного содержания, у работников пропадает нацеленность на результат. А предусмотренных премий и бонусов явно недостаточно. Внутри частных компаний руководство следит за эффективностью сотрудников, устанавливая определенные санкции за некачественное выполнение обязанностей. В государственных органах такой практики обычно не проводится.

Кому подойдет госслужба

Давайте определим категории граждан, для которых она станет предпочтительным выбором:

  1. Выпускники учебных заведений. Молодым людям без трудового опыта это послужит отличным стартом.
  2. Женщины, в семьях которых денежное обеспечение лежит на плечах супруга.
  3. Работники бюджетных организаций. Для таких граждан государственная служба станет достойным продолжением карьеры.
  4. Квалифицированные экономисты и юристы. В настоящее время эта профессия особенно востребована на госслужбе.
  5. Люди предпенсионного возраста. Если до пенсии осталось менее пяти лет, то вы спокойно скоротаете их в уютном кабинете, занимая государственную должность.

Источник: https://plusiminusi.ru/stoit-li-idti-na-gossluzhbu-osobennosti-plyusy-i-minusy/

Бизнес или госслужба — что выбрать?

Стоит ли идти на госслужбу

Некоторых из нас жизнь ставит перед выбором: идти на госслужбу или искать место в коммерческой структуре. Где лучше делать карьеру — однозначно ответить сложно.

Все зависит от конкретной ситуации, целей по жизни, особенностей характера, в конце концов. В каждой сфере свои плюсы и минусы.

Директор компании «Мегаплан» Сергей Козлов решил разобраться, от чего этот выбор зависит и как извлечь пользу из любого опыта.

На личном примере

В 20 лет мне довелось некоторое время работать помощником важного чиновника, поэтому я знаю нюансы госслужбы не понаслышке.

Потом были промышленные гиганты: «Русский алюминий», «Объединенные машиностроительные заводы ОМЗ», «Карачаровский механический завод», а также не менее крупные структуры — «Сбербанк» и «Фирма 1С».

Сложно ли было перестроиться с крупного окологосударственного бизнеса на малый и средний? Слукавлю, если скажу, что нет.

Поначалу многое было в диковинку, особенно возможность свободно высказывать свое мнение. По крайне мере в «Мегаплане» атмосфера очень демократичная. В государственных компаниях с тысячами работников царит жесткий бюрократизм, иногда доходящий до маразма. В нашей индустрии с этим проще. У нас довольно плоская структура управления: большой начальник → начальник подразделения → работник.

Чтобы уйти в отпуск, не надо писать заявление за полгода. Нет секретаря на цепи, ревностно оберегающего мой покой. У нас действует правило «открытой двери»: если дверь моего кабинета открыта, любой может зайти с вопросом. Если закрыта, не стучите — я занят. Мы с коллегами общаемся на «ты», празднуем вместе дни рождения и сообща подводим итоги месяца.

Война миров

Надо сказать, что в бизнесе не очень-то жалуют кандидатов из бюджетной сферы и уж тем более с долгим стажем работы на государственной должности. Поэтому если уж решили идти в коммерцию, не стоит долго засиживаться в госучреждении. Но для некоторых жизненных этапов это очень неплохой вариант. Давайте разберемся, что, когда и для кого подходит больше.

Выпускник вуза

Если вы молодой и амбициозный, хотите всего и сразу — вам только в коммерцию. Госслужба любит терпеливых. Хотя на первых порах зарплаты там и там вполне сопоставимы, со временем разница может стать существенной.

В бизнесе зарплаты по умолчанию выше. Но опять же до определенного этапа. На руководящих государственных должностях можно получать вполне приличные деньги, только вот добраться до этих позиций сложно. Как правило, сидят на них долго и прочно.

Если вы еще учитесь в вузе, но хотите работать, выбирайте госслужбу. Во-первых, оттуда легче уйти в академический отпуск. Во-вторых, при желании и находчивости сможете завести полезные знакомства и наладить крепкие деловые связи, которые на постсоветском пространстве по-прежнему дороже денег.

Опытный работник

Мои коллеги по госслужбе главными достоинствами своей работы считали стабильность и предсказуемость. Уверенность в завтрашнем дне чувствуют сотрудники многих бюджетных организаций. Как ни крути у чиновников всегда есть работа — при любой власти и несмотря ни на какой кризис.

Положение дел в коммерческой фирме жестко завязано на ситуации в отрасли и в экономике страны в целом. Так что если вам под 40, вы не добились карьерных высот, не создали что-то свое или просто устали от нервотрепки — переходите на госслужбу и работайте спокойно.

Возможно, вы проиграете в зарплате, зато выиграете в другом. Получите налоговые льготы, медицинскую страховку, льготы на оплату коммунальных услуг. В некоторых госучреждениях по-прежнему дают путевки в ведомственные санатории и дома отдыха. Вы сможете брать отпуск сразу на 28 дней и рассчитывать на дополнительные выходные с увеличением стажа.

Сотрудник госслужбы со стажем

Если вы трудитесь в госструктуре уже лет десять и не продвинулись дальше начальника небольшого отдела — никогда не поздно попробовать себя в бизнесе. Поверьте, у вас будет намного больше возможностей проявить себя.

Многие компании специально ищут людей, которые умеют общаться с представителями государственных органов и договариваться с представителями разного рода инспекций. Но приготовьтесь, что от вас будут требовать результата, а не просто присутствия на работе, как раньше.

Именно результат в бизнесе является основным мерилом успеха. В качестве оценки работы сотрудников в бизнесе чаще всего выступает прибыль: или сэкономленные средства, или заработанные. Я вот до сих пор не могу понять, как оценивать качество работы и мотивировать государственного служащего!

Работа на результат

В «Мегаплане» я стремлюсь снизить контроль за работниками, дать им свободу самим выбирать путь к цели, но результат для меня как руководителя превыше всего.

Не важно, пришел ли работник в офис на пять минут позже или вообще остался дома, у него есть объём работы, который он должен выполнить.

Я убежден, что отсутствие жесткого контроля со стороны начальства дарит работнику свободу выбора и развивает самодисциплину.

Наверное, я бы не был настолько лоялен, если бы мы сами не работали в CRM-системе, которую разрабатываем. Для всех задач там установлен дедлайн и для каждого определен ежедневный объем работы.

К тому же мы завели обсуждение, назвав его журналом посещений. Работники предупреждают о своих перемещениях, а в задачах отписываются о результатах работы за день.

Вряд ли такое можно представить в госкорпорации! Хотя у нас есть версия Мегаплана, которую мы адаптировали для госорганов.

Характер — это судьба

На выборе сферы приложения усилий, кроме внешних условия, также сказывается внутренний настрой человека. Всегда найдутся сотрудники, которые знают только свой участок и не хотят развиваться. К сожалению, таких большинство.

Но есть и другие — деятельные трудоголики, которые просто не могу сидеть на одном месте и впитывают в себя новые знания как губки.

Они могут и коллег подменить на время отпуска, и руководителю помочь, и быстро освоиться в новых задачах.

Так уж сложилось, что госслужба больше подходит для людей, от которых конечный результат не зависит. На крайний случай у них всегда есть инструкция, на которую можно сослаться и оказаться правым в любой ситуации. Если вы не боитесь брать на себя ответственность, заинтересованы в профессиональном росте и саморазвитии, в государственной конторе достигнете намного меньшего, чем в коммерции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Источник: https://kapital.kz/business/59657/biznes-ili-gossluzhba-chto-vybrat.html

Почему молодежь Казахстана не хочет работать на госслужбе?

Стоит ли идти на госслужбу
Во-первых, атмосфера на госслужбе, по его мнению, достигла «пика недоверия» между всеми ее участками, что выражается в чрезмерном количестве согласительных процедур.

Во-вторых, зачастую благородные инициативы центра на местах превращаются в работу «для галочки», ради отчета.

Как следствие, теряются полезность и смысл, честный профессионал разочаровывается и лишается мотивации.

Схожего мнения придерживается кадровый аналитик Ербол Едилов. В своем недавнем интервью ИАЦ МГУ он отметил, что так называемые «социальные лифты» для продвижения талантливой молодежи из регионов в центр не работают.

По его мнению, причин здесь несколько. Во-первых,

зачастую первые руководители госорганов «вытаптывают пространство вокруг себя»

Из-за боязни конкуренции не растят преемников и не поддерживают талантливую молодежь.

Во-вторых, сравнительно маленькая заработная плата, при этом «ответственность и фронт работы огромные, а перспективы карьерного роста туманные».

Разочарование наступает и тогда, когда приходит осознание, что быстро ощутимых результатов на госслужбе добиться достаточно сложно. По мнению психологов,

дополнительным фактором стресса служат «соцсети», создающие иллюзию красивой жизни,

в которой транслируются истории быстрого успеха.

Естественно, глядя на это, человек также ожидает быстрых результатов, однако на госслужбе это явление довольно редкое.

Неподготовленные молодые люди профессионально «выгорают», не видя немедленного результата

Не все так печально

Несмотря на критику экспертов, надо признать, что в последние годы сфера госслужбы в Казахстане претерпела серьезные качественные преобразования.

Кардинальные реформы этой сферы стартовали с началом реализации Плана нации «100 конкретных шагов» президента Нурсултана Назарбаева в 2015 году. Реформы последних 3-х лет сделали госслужбу если не в разы эффективной, то как минимум, более прозрачной.

На сегодняшний день количество желающих поступить на госслужбу только увеличивается —

фактическая численность госслужащих в Казахстане составляет около 92 тыс. человек, средний возраст — 38,6 лет

Мировой опыт показывает, что все успешные организации, включая госструктуры, не просто совершенствуют механизмы управления человеческими ресурсами, но и стараются привлекать, помогать и удержать наиболее талантливых сотрудников.

Постоянно пересматривая процессы рекрутинга и применяя на практике механизмы «управления талантами», госслужба будет только в плюсе. Ведь мало привлекать людей в свои ряды, важно

привлекать прогрессивных людей из числа молодых, но не тех, кто идет на госслужбу по «остаточному принципу»

И здесь очевидно, что колоссальная роль должна отводиться решительному усилению кадровых департаментов (HR).

Кроме материальной мотивации, повышающей статус госслужащего, важно формировать и творческие стимулы, развивая потенциал кадров. Признавая вклад сотрудников, HR-службы должны позаботиться об инвестировании в их развитие. От этого выиграют не только сотрудники, но и сами госорганы. В конце концов, не государственная служба сама по себе, а

именно служащий должен быть ключевым элементом системы и ее основным потенциалом

Борьба за таланты

Однако сегодня о качественной «борьбе» госорганов за таланты говорить не приходится. По-настоящему способные и талантливые молодые люди зачастую поступают на госслужбу, разочаровываются и уходят. Причем чаще всего с обещанием больше никогда на нее не возвращаться.

На смену им приходят менее амбициозные и со значительно меньшими запросами люди. Вот так и

получается, что зачастую граждане жалуются на наличие некомпетентных кадров в государственных органах,

причем как центрального, так и местного уровней.

«Борьбу за таланты» нужно начинать среди учащейся молодежи. Такая деятельность Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции уже ведется. В частности, возобновлена работа Агентства в рамках Школы государственной службы для студенческой молодежи. Этот механизм рекрутирования кадров уже доказал свою эффективность как в международной, так и отечественной практике.

Как бы там ни было,

работа в сфере госслужбы остается стабильным сектором в условиях все еще неопределенной экономической ситуации

Кроме того, стимулом является и социальный госпакет, и более высокий уровень защиты работника, в отличие от частных организаций. Ведь помимо Трудового кодекса его еще защищает и новый Закон о госслужбе Республики.

Таким образом, плюсы работы в госсекторе для молодежи действительно есть, но существующие условия внутри госмашины не привлекательны для прогрессивной молодежи. И пока это будет сохраняться, ее просто будут обходить стороной.

Жулдызай Искакова

Источник

Источник: https://365info.kz/2018/04/pochemu-molodezh-kazahstana-ne-hochet-rabotat-na-gossluzhbe

Почему молодежь больше не рвется на госслужбу

Стоит ли идти на госслужбу

Чиновниками хотят стать 19% молодых специалистов – вдвое меньше, чем три года назад. Таковы результаты опроса 735 соискателей 14–22 лет, проведенного порталом HeadHunter по просьбе «Ведомостей».

Большинство опрошенных (41%) хотят работать в частной компании – желательно в международной корпорации, чтобы при первой же возможности уехать за границу. 17% респондентов мечтают стать фрилансерами, а 14% – предпринимателями.

Меньше всего молодые люди склонны трудиться в некоммерческих организациях и образовательных учреждениях (4 и 5% соответственно), по данным свежего опроса.

«Ведомости» опросили 13 федеральных и региональных ведомств, почему молодежь теряет интерес к госслужбе и как госорганы привлекают молодые кадры.

Тюменка Наталья Потанина три года назад осталась без работы – закрылась компания, где она трудилась. Знакомый из управления Федеральной налоговой службы (ФНС) по Тюменской области посоветовал ей устроиться специалистом в отдел по работе с налогоплательщиками.

Потанина обрадовалась – мол, с госслужбы точно не уволят и будут платить зарплату вовремя. Но работа оказалась утомительной и скучной. Потанина трудилась по 10–12 часов в сутки и по выходным.

Девушку часто просили выполнять работу, которая не входила в ее обязанности: например, рисовать поздравительные открытки для московского руководства ФНС. А в конце месяца Потанина получила зарплату в 20 000 руб. и уволилась.

Каждый второй молодой соискатель (54%) уверен, что в госорганах много бюрократии, низкие зарплаты и высокий уровень стресса (42%), по данным опроса HeadHunter.

Между чиновниками низшего звена и руководителями высокого ранга большой разрыв в зарплатах, рассказывает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Например, в Минкомсвязи специалисты получают около 40 000 руб.

в месяц, а руководители подразделений – до 150 000 руб., говорит представитель министерства.

Государство – неповоротливая машина, ему трудно меняться под потребности современного поколения, считает гендиректор компании Changellenge Андрей Алясов.

Молодежь хочет выполнять интересные задачи и делать что-то полезное для общества, но вместо этого на госслужбе ей приходится большую часть времени перекладывать бумажки, продолжает он. Госслужба накладывает и определенные ограничения.

Чиновникам нужно отчитываться о доходах, предоставлять сведения об имуществе и банковских счетах, получать разрешение на выезд за границу, а в отдельных случаях и на перемещение по стране – современное поколение к этому не готово, отмечает представитель Счетной палаты.

В некоторых ведомствах не всегда доступен даже интернет, знает директор группы по управлению персоналом и организационным изменениям «Делойт СНГ» Вера Витальева.

На имидж госслужбы повлияли и многочисленные коррупционные скандалы, аресты чиновников высокого ранга, отмечает Сафонов. По данным опроса HeadHunter, в 2016 г.

46% респондентов говорили, что работать на госслужбе престижно и статусно, а в 2019 г. так ответили только 30%.

Три года назад 71% респондентов называли стабильность и постоянство основными плюсами работы в госорганах, а в 2019 г. – уже 54% опрошенных.

Кто нужен госорганам

Государство остро нуждается в молодых кадрах: в федеральных ведомствах, министерствах и мэриях крупных городов запускаются инновационные программы, проекты по автоматизации, для этого нужны инженеры, аналитики и математики, рассказывает руководитель отдела подбора персонала в IT, Telecom, Internet кадровой компании Antal Russia Надежда Стяжкина.

Правительство Москвы заинтересовано в свежих и нестандартных идеях, креативных мыслях, оперативной работе, поэтому ориентировано на молодежь, уверяет начальник управления госслужбы и кадров правительства Павел Малыхин. По его словам, городу постоянно требуются экономисты, юристы, журналисты и IT-специалисты.

Последние годы Федеральная таможенная служба (ФТС) также активно набирает IT-специалистов, говорит представитель службы. Это связано с реформой системы таможенных органов – в стране создаются электронные таможни и центры электронного декларирования, поясняет он.

Счетная палата ежегодно принимает по 100 новых сотрудников – в основном инспекторов, но появляются также вакансии в сфере информационных технологий, финансов и бухгалтерского учета, говорит представитель ведомства.

Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы (ФАС) постоянно нанимает юристов, экономистов и маркетологов – примерно по 200 человек в год, по словам представителя. На службу в ФНС и территориальные налоговые органы было принято 25 500 сотрудников, по словам представителя. Как правило, в ФНС набирают специалистов с экономическим и юридическим образованием.

Как попасть на службу

Больше всего молодежь интересуют федеральные ведомства – там хотели бы работать 48% соискателей, около трети (32%) предпочитают госорганы регионального уровня, остальные 20% респондентов готовы устроиться на муниципальную службу. Однако большинство (59%) уверены, что стать чиновником без связей невозможно, по данным опроса HeadHunter.

Опрошенные «Ведомостями» госорганы уверяют, что их система отбора кадров прозрачна и не коррумпирована. Обычно ведомства размещают вакансии на собственных сайтах или на портале gossluzhba.gov.ru. По данным на 1 июля, на gossluzhba.gov.

ru было опубликовано 4028 вакансий, из них 578 – в Москве. Некоторые ведомства используют новые каналы привлечения молодежи. Например, мэрия Казани публикует вакансии в соцсетях и направляет письма в вузы, говорит ее представитель.

ФАС размещает предложения о работе на сайте Superjob и проводит ярмарки вакансий в университетах.

>2,15 млн

госслужащих насчитывалось в России в 2018 г., по данным Росстата

Отбор очень жесткий – кандидаты проходят собеседование, участвуют в групповых дискуссиях, проходят тесты и проч., рассказывает представитель ФТС. Потанина вспоминает, что для трудоустройства в ФНС собирала пакет документов и справок, а также заполняла анкеты о родственниках.

Проверка службой безопасности длилась около месяца, говорит она. Самый большой конкурс – в федеральных ведомствах. Например, на неруководящую позицию в Счетной палате претендует до 80 человек на место.

Кандидаты без опыта работы, но с красным дипломом имеют преимущество перед кандидатами со стажем, сказал представитель Счетной палаты.

Чтобы привлечь студентов и выпускников, ведомства запускают программы стажировок. Например, правительство Москвы проводит стажировки с 2011 г.

, за это время в различных департаментах прошло стажировку 610 студентов и выпускников, примерно 70% из них было принято на постоянную работу, говорит Малыхин. По его словам, интерес молодежи растет: в 2018 г. поступило 5500 заявок, из них отобрали 200 стажеров.

По данным HeadHunter, в Москве желающих стать чиновниками больше – 21% против 16% в Санкт-Петербурге и 18% в регионах страны.

Чем удержать молодежь

60% сотрудников госсектора работают в госорганах не больше трех лет, по данным недавнего исследования Antal Russia. В ФНС текучесть кадров до 30 лет составляет в среднем 19% в год.

Более половины сотрудников ФАС – кадры 23–35 лет, текучесть составляет более 7% в год, говорит представитель службы. Молодые сотрудники уходят, не проработав и года, жалуется представитель мэрии Казани.

Молодежь получает опыт и находит работу с более высокой зарплатой, рассказывает представитель мэрии Екатеринбурга. По его словам, сотрудники мэрии в среднем получают 35 000 руб. в месяц.

Алясов уверен, что госорганам придется менять методы работы с молодыми кадрами – давать им более амбициозные и интересные задачи, менять подходы управления. Для молодежи можно было бы ввести гибкий график, раздать им ноутбуки для удаленной работы по примеру крупных компаний, считает он.

Однако 90% труда чиновника – кропотливая бумажная работа, которая жестко регламентирована, госорганы не нуждаются в креативе, утверждает Сафонов. Представитель Минпромторга говорит, что министерство делает ставку на привлечение перспективной и талантливой молодежи, но и люди с большим опытом госслужбы и стажем работы на предприятиях промышленности не менее ценны.

Он уточняет, что последние три года средний возраст работников Минпромторга составляет 37–40 лет.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2019/07/02/805537-pochemu-molodezh

Что я думаю о госслужбе в Казахстане | Курсив – деловые новости Казахстана

Стоит ли идти на госслужбу

Недавно говорил с одним молодым человеком, которого пригласили на госслужбу.

Ему 22 года, он умен и талантлив, чист помыслами, а потому незамутненное недоверием его сознание живописало перспективы служения государству – он ожидает, что его идеи будут оценены и реализованы на благо стране и обществу, что его таланты и труд будут востребованы и справедливо оплачены, что он будет себя чувствовать частью единого организма, где один за всех и все за одного…

Я ему рекомендовал не идти на госслужбу, что там нет того, что он ожидает, и что его таланты заслуживают лучшего применения, что заботиться о себе и близких – это обязанность, а заботиться о стране – это из сферы желательного, к которому лучше подступаться, когда обязательное реализовано.

Атмосфера на госслужбе достигла пика недоверия между всеми участками госслужбы (что выражается в чрезмерном количестве согласовательных процедур, и в 90% случаев согласования в принципе не нужны, просто так госслужащие перестраховываются на всякий случай).

И каждый год этот пик обновляется, так как согласование требуется по все большему числу вопросов и со все большим числом должностей.

Все это удваивает или даже утраивает объемы отчетности, а на фоне постоянных реорганизаций и перегруженной системы госпланирования, фактически госслужба превращается в работу ради отчетности, ибо она отнимает 80% времени.

И попробуй не займись, так сразу же прилетит наказание выговор, если вообще проступок не превратят в уголовное преступление. Поэтому какая бы вначале ни объявлялась хорошая инициатива, на местах она превращается в работу “на галочку”, лишь бы закрыть отчет, что само по себе становится подвигом в условиях чрезмерной бюрократии.

Как следствие, работа теряет свою полезность и смысл. В этих условиях честный профессионал разочаровыается и лишается мотивации, зато бездельники и интриганы получают великие возможности для очковтирательства и интриг.

Внутренний потенциал интриг помножается на объективное количество политических групп, на которое делится коллектив практически любого ведомства. Фактически, вместо “один за всех и все за одного” сформировалась культура “каждый сам за себя и все против всех”.

Госслужба стала местом, где есть максимум ответственности и минимум полномочий, максимум рисков и минимум оплаты и мотивации, а если честный чиновник что-то и зарабатывает, то только все большее число врагов.

Первозадача руководителя любого уровня порождать доверие на вверенном ему участке, и убирать все то, что мешает ему расти (интриганов, бездельников, ненужные процедуры и правила, несоответствие полномочий и ответственности), что позволит снизить издержки рабочих процессов и многократность повысить эффективность. Но пока у нас пока на большинстве участков порождается недоверие, лишь небольшая толика руководителей способны блокировать внешнее недоверие и не пропускать их внутрь коллектива, бережно храня хрупкое доверие, изза которого каждый сотрудник с удовольствием идет на работу.

В общем, пока эта ситуация не изменится, не стоит идти на госслужбу и в целом в госсектор. Или пока не выполните свою обязательную программу.

20 ноября 2019

Максим Барышев

Казахстанские предприниматели начали получать уведомления от Комитета государственных доходов Минфина РК. Теперь по новым правилам налоговики могут блокировать доступ любого бизнеса к информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ).

14 ноября 2019

Максат Нуриденулы

Как технологии формируют диалог бизнеса и потребителя Непонимание между людьми станет аномалией в ближайшие десятилетия.

Мы начнем понимать друг друга гораздо лучше, ведь в нашу жизнь приходит все больше технологий, которые стандартизируют общение между нами.

Технологии изменят все до неузнаваемости: человек сможет больше времени посвящать саморазвитию и бизнесу, а весь личный быт уйдет в сервисный сектор. Как пелось в одной детской песне: «Вкалывают роботы, а не человек!»

12 ноября 2019

Айдын БИКЕБАЕВ

В Казахстане на сегодняшний день создано 74 палаты юрконсультантов. Это слишком много. Нужна консолидация. Одни видят ее в объединении всех палат юрконсультантов в одну ассоциацию. Но такая ассоциация уже создана и в нее всех активно зазывают.

Но с другой стороны, консолидация должна осуществляться путем объединения всех частнопрактикующих юристов в составе адвокатуры, поскольку и адвокаты, и юрконсультанты занимаются одним и тем же – правовым консультированием, подготовкой документов и представлением интересов в судах и перед иными лицами.

11 ноября 2019

Куанышбек Есекеев

После внедрения в Казахстане пилотного проекта SmartAqkol и превращения райцентра Акколь в умный город в стране продолжает бытовать мнение о том, что умные города – это что-то вроде «потемкинских деревень». Нарядный фасад ради показухи, за которым не кроется никакой бытовой пользы, но когда-то то же самое говорилось и о сотовых телефонах.

8 ноября 2019

Андрей Агеев

Согласно данным Euromonitor International’s, в начале 2019 года рынок электронной коммерции в Казахстане оценивался в 287 млрд тенге. При этом доля онлайн-покупок в общем объеме торговли занимала всего 2,9%.

Источник: https://kursiv.kz/opinions/2017-12/chto-ya-dumayu-o-gossluzhbe-v-kazakhstane

ГосЗащита
Добавить комментарий