Участники гуп и муп

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Участники гуп и муп

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные унитарные предприятия (ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (МУП).

Имущество унитарных предприятий находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения в зависимости от собственника имущества создаются в форме федерального государственного предприятия, государственного предприятия субъекта РФ, муниципального предприятия. Унитарные предприятия на праве оперативного управления создаются в форме федерального казенного предприятия, казенного предприятия субъекта РФ, муниципального казенного предприятия.

Существование предприятий, не являющихся собственниками своего имущества, для нормального товарного оборота при рыночной экономике — нонсенс.

Неслучайно их не знает законодательство ни одной страны с развитой рыночной экономикой.

Там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме АО или ООО с участием (полным или иным) государства или муниципального образования — учредителя.

ГУП и МУП отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Они не отвечают по обязательствам собственника (учредителя), собственник не отвечает по обязательствам ГУП, МУП.

Собственник имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не вправе изъять у ГУП (МУП) имущество. Собственник может только учредить ГУП (МУП) и ликвидировать его, но в последнем случае он в первую очередь должен рассчитаться с кредиторами ГУП (МУП). Оставшееся имущество переходит к собственнику.

Если банкротство ГУП (МУП) вызвано действием (бездействием) собственника имущества (учредителя), то на него в случае недостаточности имущества ГУП (МУП) может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

В отличие от других коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность, ГУП и МУП имеют специальную правоспособность, строго соответствующую их уставным целям.

Унитарное предприятия не вправе создавать в качестве ЮЛ другое (дочернее) унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в качестве вклада в уставный фонд. Унитарное предприятие может создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства по согласованию с собственником его имущества.

Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ (решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), субъект РФ (решение об учреждении ГУП принимается губернатором или уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) или муниципальное образование (решение об учреждении МУП принимается главой или уполномоченным органом местного самоуправления).

ГУП или МУП может быть создано в случае необходимости:

– использования государственного и муниципального имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ;

– осуществления деятельности в целях решения социальных задач, организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

– осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для ГУП;

– производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной и некоторые др. (см. п. 4, ст. 8 ФЗ о ГУП и МУП).

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

– имущества, закрепленного за унитарным предприятием собственником этого имущества;

– доходов унитарного предприятия от его деятельности;

– иных законных источников.

Уставный фонд ГУП (не менее 5000 МРОТ) или МУП (не менее 1000 МРОТ) должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента их государственной регистрации. Стоимость имущества, передаваемого собственником в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, определяется по рыночной стоимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В унитарном предприятии, у которого имущество находится на праве оперативного управления, — казенном предприятии уставный фонд не формируется

Собственник в лице уполномоченного органа разрабатывает устав унитарного предприятия, назначает его руководителя.

Для усиления контроля собственников за имуществом ГУП и МУП без согласия собственника ГУП и МУП не вправе:

– совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;

– являясь арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сдавать такой земельный участок в субаренду, перенаем, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал других ЮЛ;

– не вправе совершать крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ.

Кроме того, собственник вправе предусмотреть в уставе иные виды сделок, требующие его согласия.

По сравнению с государственными и муниципальными предприятиями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения, казенные предприятия, имеющие имущество на праве оперативного управления, намного более ограничены в правах распоряжения таким имуществом.

По общему правилу казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом только с согласия собственника, тогда как унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом (за исключением перечисленных выше ограничений).

В соответствии с федеральным законом о ГУП и МУП руководители унитарных предприятий не вправе:

– занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах и органах местного самоуправления, в коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности);

– заниматься предпринимательской деятельностью, быть участником ЮЛ;

– принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия, являясь его учредителем, во многом определяет деятельность и осуществляет контроль за деятельностью ГУП и МУП.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

– принимает решение о создании;

– определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

– утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

– формирует уставный фонд ГУП и МУП;

– принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

– назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

– согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

– утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

– дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение других сделок;

– осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

– дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

– определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

– утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

– дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

– дает согласие на участие унитарного предприятия в других ЮЛ;

– принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

– имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник имущества казенного предприятия в дополнение к вышеуказанным правомочиям имеет право:

– изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

– доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

– утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Любое унитарное предприятие является коммерческой организацией и не финансируется в какой-либо мере из бюджета РФ, ее субъекта или муниципального образования.

Даже если источником финансирования деятельности унитарного предприятия выступают бюджетные средства, статус такого финансирования может быть определен как исполнение государственного (муниципального) заказа в рамках осуществления унитарным предприятием предпринимательской деятельности.

Для государственной регистрации унитарного предприятия в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:

– заявление о государственной регистрации унитарного предприятия;

– решение уполномоченного государственного органа РФ, органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;

– устав унитарного предприятия;

– сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним учредителем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

– документ об уплате государственной пошлины за регистрацию (если заявитель — руководитель унитарного предприятия).

Если заявителем при государственной регистрации унитарного предприятия является лицо, действующее на основании приказа или иного акта государственной власти или местного самоуправления, государственная пошлина за регистрацию не взимается (ст. 333.35 НК РФ). Если же заявитель является руководителем унитарного предприятия, то государственную пошлину за регистрацию платит это предприятие.

Источник: https://studopedia.org/3-68525.html

Унитарные предприятия (гуп, муп, куп)

Участники гуп и муп

Понятие:Коммерческаяорганизация, не наделенная правомсобственности на закрепленное за нейсобственником имущество. Имуществоявляется неделимым и не распределяетсяпо вкладам (долям, паям), в т.ч. междуработниками предприятия.

Особенностиучреждения: Обычноунитарные предприятия расцениваютсякак менее прозрачная форма по сравнениюс акционерными обществами, посколькув последних закон устанавливает процедурыкорпоративного управления.

Однако вкачестве преимущества унитарныхпредприятий можно выделить то, чтоимущество остается в государственной(муниципальной) собственности. В отличиеот акционерных обществ и иных коммерческихорганизаций унитарные предприятияобязаны раскрывать информацию опроводимых ими закупках на официальныхсайтах уровня своей подчиненности.

Унитарное предприятие не вправе создаватьв качестве юридического лица другоеунитарное предприятие путем передачиему части своего имущества (дочернеепредприятие).

Статусвладельцев: УПсоздается по решению уполномоченногона это государственного органа илиоргана местного самоуправления.Федеральное казенное предприятиеобразуется по решению ПравительстваРФ на базе имущества, находящегося вфедеральной собственности.

Источникиформирования капитала: Уставныйфонд унитарного предприятия представляетсобой совокупность выделенных организациигосударством или муниципальным органомосновных и оборотных средств.

Размеруставного фонда государственногопредприятия не должен быть менее суммы,равной 5000-кратному размеру минимальнойоплаты труда в месяц (23 055 000 рублей),а муниципального — не менее 1000 МРОТ(4 611 000 рублей).

Права: Учредительунитарного предприятия имеет правозанимать должность директора своегопредприятия, даже если он имеет основноеместо работы, т.е.

он имеет право работатьпо совместительству, что не допускаетсяв отношении руководителей организацийдругих организационно-правовых форм.Собственник-учредитель вправе изъять:излишнее имущество; неиспользованноеимущество; используемое не по назначениюимущество.

Казенное предприятие невправе распоряжаться движимым инедвижимым имуществом без специальногона то разрешения со стороны собственника.

Особенностиуправления: Руководительпредприятия, назначенный учредителемлибо уполномоченным собственникоморганом, подотчетен им

Ответственностьпо обязательствам: РоссийскаяФедерация, субъект РФ или муниципальноеобразование несут субсидиарнуюответственность по обязательствамказенного предприятия при недостаточностиего имущества.

Казенное предприятиеможет быть реорганизовано или ликвидированопо решению правительства РФ, субъектаРФ или органа местного самоуправления.

Унитарное предприятие отвечает по своимобязательствам всем принадлежащим емуимуществом, но не несет ответственностипо обязательствам собственника егоимущества.

Распределениеприбыли и убытков: Важнымисточником формирования финансовыхресурсов унитарного предприятия являетсяприбыль. Она формируется в таком жепорядке, как в других коммерческихорганизациях.

Однако Бюджетный кодексРФ определяет прибыль унитарныхпредприятий как источник неналоговыхдоходов бюджета, Государственные имуниципальные унитарные предприятияежегодно перечисляют в соответствующийбюджет часть прибыли, остающейся в ихраспоряжении после уплаты налогов ииных обязательных платежей.

Порядок,размеры и сроки платежей определяютсяправительством Российской Федерации,уполномоченными органами государственнойвласти субъектов Российской Федерацииили органами местного самоуправления.Порядок распределения прибыли в унитарномпредприятии определяется его уставом.

В соответствии с уставом прибыль послеуплаты налогов отчисляется в фондматериального поощрения, фонд социальныхмероприятий и другие стимулирующиефонды.

Порешению собственника часть чистойприбыли, остающаяся в распоряжениипредприятия, может быть направлена наувеличение его уставного фонда.

Основныеположения устава и учредительногодоговора: Учредительнымдокументом унитарного предприятиясчитается его устав, утверждаемыйминистерством, ведомством или другимфедеральным органом, на который всоответствии с действующим законодательствомвозложена координация и регулированиедеятельности в соответствующей отрасли(сфере управления).

Устав государственногои муниципального предприятия долженсодержать, кроме обычных сведений,необходимых для любого юридическоголица, данные о предмете и целях егодеятельности, а также о размере уставногофонда предприятия.

Унитарное предприятие— единственная коммерческая организация,обладающая гражданскими правами иобязанностями, прямо связанными с тойдеятельностью, которая указана в уставе.

Количествоучастников: Неменее 5,максимальноечисло – не ограничено

Источник: https://studfile.net/preview/2982454/page:6/

Государственные и муниципальные унитарные предприятия количество участников

Участники гуп и муп

1001urist.ru > Бизнес > Муниципальное унитарное предприятие — что это за форма организации

Муниципальное унитарное предприятие — это юридическое лицо коммерческой направленности, владеющее собственностью, но не имеющее права распорядиться ей на свое усмотрение.

Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал. Организация пользуется предоставленным имуществом.

  • Муп — расшифровка аббревиатуры
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия таблица
  • Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях
  • Характеристика МУП
  • Отличие МБУ от МУП
  • Муниципальные унитарные предприятия примеры
  • Заключение

Муп — расшифровка аббревиатуры

Часто используемая аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

В термин вложено понимание, что фактическим правом распоряжения движимым имуществом организации наделяется муниципальное образование. Унитарность подразумевает запрет на разделение имущества на отдельные доли, на приватизацию.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия таблица

Безусловно, государственные и муниципальные унитарные организации обладают рядом различий. В наиболее полном формате они продемонстрированы в приведенной ниже таблице.

Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Законодатель регулирует деятельность данных организаций в:

  • Гражданском Кодексе РФ (ст. 113-115);
  • N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях»;
  • Уставных документах организации.

Согласно перечисленным нормам, данные организации наделяются всеми правами юридических лиц. В то же время они ограничены в отдельных проявлениях товарно-рыночных отношений. Кратко они изложены ниже в данной статье.

Характеристика МУП

Мы собрали наиболее важные черты данных организаций.

Собственник

Образовываются данные организации в результате выделения собственником – муниципальным образованием либо государством – имущественной доли.

Нацелено создание данных организаций на удовлетворение какой-либо потребности или выполнения задач государства. В процессе деятельности организация имеет права извлекать прибыль. Обычно это делается путем сдачи в аренду пустующих зданий или комнат, оказания какого-либо рода услуг, осуществления производства.

Владелец имущественных прав организации на правах хоз. ведения и сама организация являются обособленными друг от друга. За долги организации владелец имущественного права может быть в ответе, только если его действия привели к образованию задолженностей. Сама организация не несет ответственности за задолженности учредителей.

Это важно: наименование учредителя, выделившего изначальные средства на создание организации, обязательно прописывается и в наименовании МУП. Та же структура пользуется полномочием назначения директора в данную организацию.

Размер уставного капитала устанавливается уставом организации. Его уровень запрещено устанавливать ниже минимума заработной платы умноженной на 1000.

Количество участников

Отличительной особенностью является то, что в данных организациях официально не бывает участников. В них есть лишь членство.

Организационно-правовая форма МУП

Существует две организационно-правовые формы МУП:

  • на правах оперативного управления;
  • на правах хозяйственного ведения (казенные).

Принадлежность к определенной форме признается на основе права распоряжаться выделенным собственником имущества. При первой форме руководитель распоряжается движимым имуществом на свое усмотрение, при второй – пользуется этим правом лишь с одобрения власти.

Организация унитарного типа не наделяется правом передавать части собственности для создания других юридических лиц, дочерних предприятий.

Стоит отметить: организации данного типа в то же время способны приобрести новое имущественное право, быть привлеченными в суд.

Они обладают своим отдельным самостоятельным счетом.

Отличие МБУ от МУП

МУПы создаются, согласно их уставам, с коммерческими целями.

В отличие от них, бюджетная организация не обладает коммерческой направленностью. Они существуют только за счет выделяемого на них бюджета и никогда не создаются на коммерческих основах.

Данный вид организаций в России отличается повышенной устойчивостью в условиях всевозможных кризисов и краха товарно-рыночных отношений. Это вызвано фактическим отсутствием конкуренции со стороны других рыночных субъектов, поскольку сферы деятельности их специфичны.

Государство осуществляет постоянный надзор за своими учреждениями и в случае необходимости оказывает им поддержку. Сами учреждения проявляют стабильность в оплате труда включенным в их состав членам. Такое правовое положение выгодно отличает их и привлекает новую рабочую силу.

Муниципальные унитарные предприятия примеры

В пример традиционного МУП можно привести МУП «Нарофоминский троллейбус», МУП «Расчетный центр ЖКХ».

Заключение

Данные учреждения отличаются низкой экономической эффективностью по определению. На каждый экономический период им сверху дается четкая инструкция.

В них нередко происходит стагнация в развитии членов, поскольку уровень оплаты труда сохраняется на протяжении долгих лет. Это ведет к отсутствию заинтересованности членов в развитии. Часто встречаются кражи казенного имущества, быстро расцветают все условия для бюрократических нарушений.

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://1001urist.ru/biznes/municipalnoe-unitarnoe-predpriyatie.html

Унитарные предприятия: понятие и виды, нюансы деятельности

Унитарные предприятия (далее по тексту – УП) считаются коммерческими организациями. Но в этой правовой форме могут действовать лишь государственные и муниципальные структуры.

Обычные компании, находящиеся в частной собственности, воспользоваться унитарной формой не могут.

Что это за форма деятельности?

ГК РФ (ст. 113) к УП относит предприятия, которые:

  • не владеют имуществом, переданным им его собственником;
  • пользуются имуществом, которое признается региональной, федеральной и муниципальной собственностью;
  • не могут распределить переданное им имущество между своими работниками, а также по вкладам в уставной капитал;
  • пользуются закрепленным имуществом посредством хозяйственного ведения или оперативного управления.

УП является коммерческой структурой, оно создается с целью извлечения прибыли. Кроме того:

  • его создают бессрочно, если только в уставе не закреплено иное;
  • оно может иметь собственный расчетный счет, открытый на российской территории и (или) заграницей;
  • для реализации лицензируемой деятельности предприятию придется брать лицензию в порядке общем для всех;
  • организация не может самостоятельно создавать дочерние структуры с передачей им части имущества;
  • она должна обязательно иметь собственный баланс и от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а также выступать в судебных разбирательствах (в качестве любой из сторон дела);
  • у предприятия только один учредительный документ — устав, который разрабатывается и принимается органом власти, решившим создать данную компанию.

Основные положения о данной организационно-правовой форме согласно ГК РФ вы можете узнать из следующего видео:

Разновидности структур

Действовать в данной правовой форме могут исключительно предприятия:

  • Государственные. Величина их уставного фонда не может быть меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Причем, МРОТ, используемый при определении фонда, обязан соответствовать той его величине, которая закреплена законодательно (т. е. федеральным законом) и действительна на момент регистрации.
  • Муниципальные. Их уставный капитал должен быть 1 тысяч МРОТ и более. Его величина определяется аналогично.

Уставный фонд может формироваться за счет денежных средств, а также активов, которые имеют денежную оценку. К таким активам относятся ценные бумаги, имущественные права и иное.

А вот у казенного УП уставной капитал совсем отсутствует. Создается такая структура на основе муниципального или государственного имущества, но только в случаях, обозначенных федеральным законом №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях», в частности:

  • если значительная доля оказываемых организацией услуг или выпускаемой ею продукции идет на удовлетворение федеральных, муниципальных или региональных потребностей;
  • если необходимо использовать имущество, приватизировать которое невозможно по закону;
  • если требуется производство продукции, оборот которой ограничен или которая полностью изъята из свободного обращения и т. д.

Кроме того, УП могут быть основанными на праве:

  • Хозяйственного ведения. К ним относятся муниципальные, государственные региональные или федеральные предприятия.
  • Оперативного управления. К таким относят казенные предприятия любой государственной формы собственности.

Учредители и учредительные документы

В качестве учредителя могут выступать:

  • Российская Федерация.
  • Любой российский субъект.
  • Любое муниципальное образование РФ.

Решение об образовании федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральным исполнительным органом, в компетенции которого есть такое право.

Источник: https://rusbizinformation.com/gosudarstvennye-i-munitsipalnye-unitarnye-predpriyatiya-kolichestvo-uchastnikov/

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Участники гуп и муп

В коммерческой деятельности принимают участие и унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются в соответствии с ГК РФ Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.).

В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия:

  • основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие), муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Оно считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Именно это имущество образует уставный фонд и выделяется для такой цели из соответствующего государственного или муниципального бюджета.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случаях, предусмотренных в законе.

Из этого вытекает другая особенность правового положения унитарного предприятия — специальная правоспособность — оно вправе иметь только такие гражданские права и нести обязанности, которые необходимы для осуществления целей и задач, предусмотренных его уставом.

Тем не менее унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам зависит от того, основано ли оно на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Однако действует общее правило: унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования), также как и собственник имущества не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (ст. 7 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Учредителем унитарного предприятия могут выступать Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование на основании решения соответственно Правительства РФ (или иного федерального органа исполнительной власти в соответствии с их компетенцией), уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Устав унитарного предприятия, являющийся его учредительным документом, с учетом отмеченных особенностей должен содержать полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные законом сведения.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие имеет формируемый за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, уставный фонд, который определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему. Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия и подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

В отношении руководителя унитарного предприятия закон устанавливает ряд ограничений.

В частности, он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (за некоторыми исключениями).

В правовом регулировании статуса унитарных предприятий, базирующихся на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления, имеются отличия.

Собственник имущества обладает широкими правами в отношении унитарного предприятия.

Так, собственник указанного предприятия:

  1. принимает решение о создании унитарного предприятия;
  2. определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  3. определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
  4. утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
  5. принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
  6. формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
  7. назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
  8. согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
  9. утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
  10. дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, — на совершение иных сделок;
  11. осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
  12. утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
  13. дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
  14. дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
  15. дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
  16. принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
  17. имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Кроме того, собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ и указанным Федеральным законом; вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут быть переданы собственникам другого вида имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, казенное предприятие создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и имеет следующие особенности:

  • федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие учреждается решением соответствующего органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления;
  • Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
  • полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества;
  • устав казенного предприятия кроме общих сведений должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;
  • в казенном предприятии уставный фонд не формируется;
  • казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника имущества;
  • казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия;
  • собственник казенного предприятия вправе изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, а также доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Наряду с положениями закона деятельность федеральных казенных предприятий регламентирована Правилами создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872.

Необходимость создания унитарных предприятий вызвано разделением государственных функций (администрирование) и коммерческих функций (непосредственное участие в коммерческом товарообороте) предприятий с государственной или муниципальной формой собственности в интересах государства.

Поскольку государство берет на себя определенную ответственность за эти предприятия, они не нуждаются в предоставлении им широких прав на находящееся у них имущество.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=6409

ГосЗащита
Добавить комментарий