Унитарное предприятие характеристика таблица

Унитарные предприятия

Унитарное предприятие характеристика таблица

К коммерческим юридическим лицам относятся и унитарные предприятия (от лат. unitus — объединенный, единый). Деятельность унитарного предприятия регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием является коммерческая организация, которая не имеет право на собственность на то имущество, которое закреплено за ней собственником имущество.

При этом данное имущество унитарного предприятия не подлежит делению и запрещается распределять по вкладам.

Организационноправовыми формами унитарных предприятий выступают государственные и муниципальные предприятия.

Среди них особо законодатель выделяет унитарные казенные предприятия.

Порядок их создания различается в зависимости от статуса предприятия: федеральное, муниципальное или казенное предприятие субъекта РФ. В частности, федеральное казенное предприятие создается на основании решения Правительства РФ.

Основным учредительным документом унитарного предприятия является устав. Он должен обязательно утверждаться уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

В уставе содержатся сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности.

В уставе унитарного предприятия, которое не является казенным, кроме того, должны быть указаны сведения о размере уставного фонда данного предприятия.

Органом унитарного предприятия является его единоличный руководитель. Он назначается уполномоченным собственником органом, за исключением, когда специальным законом может быть предусмотрен иной порядок назначения руководящего органа.

Таким образом, можно выделить следующие признаки унитарного предприятия:

  • • имущество унитарного предприятия не подлежит распределению по вкладам, долям, паям, а также между его работниками;
  • • основной целью унитарного предприятия является получение прибыли, потому оно является коммерческой организацией;
  • • унитарное предприятие не обладает правом собственности на имущество. Имущество унитарного предприятия, независимо от того оно переданное собственником или полученное в результате хозяйственной деятельности принадлежит ей либо на праве хозяйственного ведения, либо праве оперативного управления;
  • • собственником имущества унитарного предприятия может быть только Российская Федерация, субъект Федерации и муниципальное образование.

Кроме того, следует учитывать, что отличительным признаком унитарного предприятия от остальных коммерческих юридических является то, что оно наделено законом специальной правоспособностью.

В зависимости от того, на основе какого ограниченного вещного права имущество закреплено собственником за унитарным предприятием, выделяются два их вида: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или, другими словами, казенное предприятие. Казенным может быть и государственное, и муниципальное предприятие.

По объему правомочий право хозяйственного ведения шире, чем право оперативного управления. В частности, правомочия казенных предприятий и учреждений ограничены как законом, так и собственником.

Учреждение и казенное предприятие, имущество которых находится в оперативном управлении, владеют и могут распоряжаться этим имуществом в тех границах, которые установлены законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества или же могут распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).

Таким образом, право оперативного управления имуществом носит строго целевой характер, в соответствии с теми функциями, которые выполняют учреждения или казенные предприятия. При этом собственник имущества наделен правом устанавливать им специальные задания по целевому использованию данного имущества (в частности, в утвержденной им бюджете учреждения).

Также ограничен в правомочиях по распоряжению имуществом и субъект, наделенный правом оперативного управления. Например, казенное предприятие имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 297 ГК РФ).

Действующее законодательство предусматривает возможность реорганизации унитарного предприятия.

Учредителями унитарных предприятий являются органы государственного управления и местного самоуправления. В зависимости от учредителя различается государственное унитарное предприятие (ГУП) и муниципальные унитарное предприятие (МУП).

Деятельность унитарных предприятий, как и любых коммерческих организаций, направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества. При этом решаются задачи удовлетворения общественных интересов и обеспечения государственных нужд.

Таблица 7. 7

Сравнение характеристик унитарных предприятий

Унитарное предприятие, основанное
на праве хозяйственного веденияоснованное на праве оперативного управления (казенное предприятие)
Устав предусматривает размер уставного фонда и направления использования прибылиУстав содержит сведения о распределении дохода
Формирует уставный фондНе формирует уставный фонд
Вправе распоряжаться движимым имуществом самостоятельно, не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать под залог без согласия собственникаРаспоряжается имуществом только с разрешения собственника
Учредитель не несет ответственность по обязательствам предприятияУчредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия
Находится на полном хозрасчетеПрямое управление собственником имущества и не вправе самостоятельно заключать сделки

Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия регламентируется законодательством (ГУП — не менее чем 5000 МРОТ, МУП — не менее чем 1000 МРОТ). В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Руководители унитарных предприятий назначаются учредителем. Унитарные предприятия не вправе создавать другие унитарные предприятия (дочерние предприятия), но могут иметь с разрешения учредителя свои филиалы и представительства в других районах.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

В зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий — основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Источник: https://studme.org/306971/ekonomika/unitarnye_predpriyatiya

Приложение БТаблица – Сравнительная характеристика унитарных предприятий и учреждений по законодател

Унитарное предприятие характеристика таблица

Приложение Б

Таблица – Сравнительная характеристика унитарных предприятий и учреждений по законодательству РФ

Унитарные предприятия (УП)Учреждения
УП на праве хозяйственного ведения (ПХВ)УП на праве оперативного управления (ПОУ) (казенное)
Базовые правовые нормыГК РФ, гл. 4., ст. 113-115; гл. 19, ст. 294-300ГК РФ, гл. 4., ст. 120; гл. 19, ст. 294-300
Иные правовые нормыЗакон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ГУП) Закон о бухгалтерском учете (обязанность УП ежегодно предоставлять отчетность уполномоченному органу) Закон «О финансово-промышленных группах» и др. Указы Президента РФ, постановления правительства и документы Минимущества РФБюджетный кодекс – для государственных (госбюджетных) Закон о некоммерческих организациях – для прочих Подзаконные акты
Особенности правового положения в отдельных видах деятельностиПодзаконные акты, распоряжения министерств и ведомствЗаконы и иные правовые акты, распоряжения министерств и ведомств (в конкретных сферах)
Возможность негосударственных формТолько государственные и муниципальные предприятияВозможны государственные и иные учреждения
Возможность нескольких собственниковНет. Только унитарная природа данного юридического лица (фр. – unitaire, лат. – unitas), обусловленная: 1) только одной формой собственности и 2) в отличие от хозяйственных обществ и товариществ, собственник не утрачивает прав на УПДа (например, п.1 ст. 11 закона об образовании)
Базовый статусКоммерческая организацияНекоммерческая организация
Базовое определение= коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Единственный вид коммерческих организаций, имеющий специальную (целевую), а не общую правоспособность (ст. 49 ГК РФ)= организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
Учредительный документУстав (должен содержать, помимо общих требований ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности, размере УФ, порядке и источниках его формирования) Типовой уставУстав или индивидуальное положение, утверждаемое собственником (собственниками), или Примерный устав, или Типовое положение об учреждении в конкретной сфере
Особенности созданияПо решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправленияДля федеральных казенных – в случаях, предусмотренных законом о ГУП, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Устав утверждается Правительством РФ
Уставный фондНе может быть менее суммы, определенной законом о ГУП. Если стоимость ЧА оказывается меньше УФ, УФ должен быть уменьшен. Если стоимость ЧА оказывается меньше размера, установленного законом, УП может быть ликвидировано по решению суда
Право на закрепленное имущество (общее)Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на ПХВ или ПОУПо совокупности правовых норм, в первую очередь ст. 296 ГК РФ. Единственный вид некоммерческой организации, не являющийся собственником своего имущества
Возникновение прав ХВ и ОУИмущество становится объектом этих прав не с момента принятия решения собственником, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению. На практике – в момент закрепления имущества на балансе
Прекращение прав ХВ и ОУПо общим нормам о прекращении права собственности, в случае правомерного изъятия имущества по решению собственника. При приватизации – вместе с правом государственной или муниципальной собственности
Переход прав ХВ и ОУПри переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право ХВ. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право ОУ
Особенности и различия ПХВ и ПОУЯвляются (ограниченными) вещными и обладают всеми признаками вещных прав. Обладатель ПХВ, как и собственник, может предъявить иск о признании своего права на имущество Оформляют имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников (особенность переходного характера имущественного оборота), что невозможно в классическом (развитом) имущественном обороте (правопорядке) Принципиальное различие ПХВ и ПОУ – по объему имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности Субъекты ПХВ – только унитарные (государственные и муниципальные) предприятия как разновидность коммерческих организаций. ПХВ возможно, тем не менее, на имущество, полученное за счет доходов от деятельности учреждений (если предпринимательская деятельность разрешена собственником) Субъекты ПОУ – унитарные (казенные) предприятия, учреждения и предприятия в частной собственности В целом выделяются 2 разновидности ПОУ – для казенных предприятий и учреждений (с точки зрения ответственности по обязательствам)
Права собственника в отношении имуществаСобственник решает только вопросы создания предприятия, определения предмета и целей деятельности (т.е. объема правоспособности), реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя), осуществляет контроль, имеет право на получение части прибыли Так как имущество выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс УП, собственник утрачивает правомочия владения и пользования, в значительной мере – и распоряжения Изъятие и перераспределение имущества (без согласия УП, но с учетом интересов кредиторов) допустимо только при реорганизации и ликвидации.По ст. 296-298 ГК РФ. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо неиспользуемое по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (во внесудебном порядке)
Право (субъекта права) на закрепленное имущество (особенности)По ст. 294-295 ГК РФ. ГУП, которому имущество принадлежит на ПХВ, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных ГК. Ограничение правомочий УП по владению и пользованию недопустимо на уровне подзаконных актов.По ст. 296-298 ГК РФ. Казенное предприятие, а также учреждение (независимо от типа собственника – государство, муниципалитет, юридическое лицо) в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Предел осуществления прав со стороны субъекта права. Право отчуждать или иным способом распоряжаться недвижимым имуществомПредмет и цели деятельности ГУП. Если действия УП приводят к невозможности использовать имущество по назначению (отчуждение или предоставление др. лицам в долгосрочное пользование) либо ограничивают возможности выполнения уставных задач, эти сделки по иску собственника могут быть признаны судом недействительными. Предприятие не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал ХОТ или иным способом распоряжаться без согласия собственника. Остальным (движимым) имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, если иное не предусмотрено законом или подзаконным актом.Право отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным имуществом лишь с согласия собственника. Это касается и недвижимого, и движимого имущества, если речь не идет о производимой готовой продукции. Последней УП вправе распоряжаться самостоятельно, если не установлено иное.Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Имущество, которым учреждение распорядилось, истребуется собственником из чужого незаконного владения. По общему правилу, таким образом, учреждения даже с согласия собственника не вправе распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.д.) недвижимым имуществом, как закрепленным за ними собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником. Они вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, согласно целевому назначению. Таким образом, право распоряжения (в том числе отчуждения) отсутствует в принципе, если речь не идет о денежных средствах, расходуемых строго по смете.
Права оперативно-хозяйственной деятельностиФактически не ограниченыСамостоятельно реализует производимую продукцию, если иное не установлено законом или иными актами
ФинансированиеИсточники не ограниченыИсточники не ограничены на практикеПо смете Полностью или частично собственником за счет передачи учреждению денежных средств или закрепления за ним иного имущества на праве ОУ (ст. 296, 298 ГК РФ)
ПрибыльСобственник имеет только право на часть прибыли.Порядок распределения доходов определяется собственником без согласования с предприятием.
Право заниматься деятельностью, приносящей доходыПо определениюЕсли собственник предусмотрел это в уставе (положении). Такие доходы и приобретенное за счет них имущество учитываются на самостоятельном балансе и поступают в«самостоятельное распоряжение» – ХВ учреждения (по правомочиям ст. 294-295, 298 ГК РФ) Данное правило основано на возможности неполного финансирования собственником всех необходимых потребностей учреждения и вызванной этим необходимости ограниченного участия учреждения-несобственника в имущественном обороте в роли, близкой унитарным предприятиям Соответственно, учреждение получает 2 вида имущества, находящихся в разных правовых режимах и по-разному оформленных: 1) получено по смете, ПОУ 2) «заработано», на отдельном балансе, на особом вещном праве (фактически ПХВ).
Статус полученных продукции и доходовПродукция и доходы, полученные от использования имущества, находящегося в ХВ или ОУ, а также имущество, приобретенное УП или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в ХВ или ОУ предприятия или учреждения (ст. 299 ГК РФ) Предполагается, что данные результаты становятся объектом права собственности учредителей УП и учреждений, а не самих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления явилось имущество собственника-учредителя, находящееся у УП или учреждения на ограниченном вещном праве
Ответственность по обязательствам (общая)УП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. УП не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества Имущественная ответственность УП по своим обязательствам принципиально соответствует общим правилам гражданско-правовой ответственности, характерной для юридического лица.Только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности или отказе основного должника субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества (по ст. 399 ГК РФ о субсидиарной ответственности), см. также ст. 9 закона «О некоммерческих организациях»
Ответственность по обязательствам (особенности)Всем имуществом Собственник имущества предприятия, основанного на ПХВ, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев п. 3 ст. 56 ГК РФ (если: 1) иное не предусмотрено в учредительных документах; 2) если несостоятельность вызвана собственником)Всем имуществом Субсидиарная ответственность РФ по обязательствам федерального казенного предприятия при недостаточности его имущества (в ГК). В типовых и конкретных уставах чаще – в случае недостаточности денежных средств.
Возможность банкротства – в зависимости от пределов юридической самостоятельности (по ГК РФ, ст. 25, 65)ДаНет (единственный тип коммерческой организации, которая не может быть признана несостоятельной)Нет (среди некоммерческих организаций могут быть признаны несостоятельными только потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды)
Реорганизация или ликвидацияПо решению уполномоченного органаПо решению Правительства РФ (для федеральных казенных)По решению собственника
Орган управленияРуководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетенВ зависимости от учредительных документов
Дочерние предприятияНет (с 2003 г.)
Возможность осуществлять функции доверительного управляющегоНевозможна в силу ст. 1015 ГК РФ

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Источник: http://www.financeroad.ru/rofs-411-3.html

Способы управления имуществом муниципального автотранспортного предприятия

Унитарное предприятие характеристика таблица

Мухлынин А. В. Способы управления имуществом муниципального автотранспортного предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 390-392. — URL https://moluch.ru/archive/148/41854/ (дата обращения: 29.11.2019).



Транспортные предприятия занимают важное место в муниципальном хозяйстве, так как бесперебойное развитие последнего и удовлетворение потребностей населения в перевозках зависят от уровня технического состояния и эффективности работы автомобильного и других видов транспорта.

Большую долю в общем количестве транспортных предприятий в муниципальном хозяйстве занимают автомобильные предприятия, продукцией которых является перемещение готовых продуктов из сферы производства в сферу обращения или перемещение людей. Помимо этого, автотранспортные предприятия обладают производственными и технологическими особенностями, к которым можно отнести следующее. [2]

Во-первых, то, что на автомобильном транспорте процесс производства и реализации продукции слиты воедино, из чего вытекает, что транспортную продукцию нельзя накапливать или резервировать, как это делается во многих других сферах материального производства.

Во-вторых, стоимость перевозки груза автомобильным транспортом добавляется к стоимости производства этого груза, и на перемещение затрачивается труд работников, занятых в автомобильном транспорте.

В-третьих, в структуре расходов на производство транспортной продукции отсутствуют затраты на сырье, используются лишь топливо, вспомогательные и горюче-смазочные материалы.

Большинство автотранспортных предприятий организуется в виде муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, что подтверждает статистика количества унитарных предприятий по способу образования в г. Красноярске по состоянию на 13.07.15 (таблица 1). [5]

Таблица 1

Распределение унитарных предприятий по способу образования вг. Красноярске

Количество муниципальных унитарных предприятий
основанные на праве оперативного управления93 %
основанные на праве хозяйственного ведения30797 %

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года (в ред. от 31.01.2016).

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. [3]

На рисунке 1 представлено различие муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения и на основе оперативного управления

Рис. 1. Различие муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения и на основе оперативного управления

Однако различия между муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и на основе оперативного управления на этом не заканчиваются. В таблице 2 систематизированы все характерные особенности муниципальных предприятий, созданных на различных способах управления имущества. [4]

Таблица 2

Характеристика права хозяйственного ведения иоперативного управления

КритерииПраво хозяйственного веденияПраво оперативного управления
Способ созданияСоздаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправленияОбразуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности
Учредительный документУстав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который возложена координация и регулирование деятельностиУстав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления
Распоряжение имуществом предприятияПредприятие самостоятельно распоряжается движимым имуществом. Без согласия собственника оно не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом.Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.Собственник вправе изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Ответственность собственника по долгам предприятияСобственник имущества не отвечает по долгам предприятия. Если несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником имущества, то на него может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствамСобственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества.
Право собственника на получение прибылиСобственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, порядок, размер и сроки оплаты которой определяет собственник.Порядок распределения доходов казенного предприятия определяет собственник.

Исходя из представленных данных наглядно видно, что несомненным достоинством повышения оперативности работы муниципального предприятия на праве хозяйственного ведения является право распоряжения движимым имуществом без согласия собственника, то есть муниципалитета.

Из 44 индивидуальных предпринимателей и коммерческих предприятий, специализирующихся на пассажирских перевозках в г. Красноярске — 3 предприятия являются муниципальными (МАТП). [5]

В таблице 3 представлены способы управления имуществом МАТП г. Красноярска.

Таблица 3

Способы управления имуществом муниципальных автотранспортных предприятий г. Красноярска

п/пПредприятиеСпособ управления имуществом
1КПАТП № 2Право хозяйственного ведения
2КПАТП № 5Право хозяйственного ведения
3КПАТП № 7Право хозяйственного ведения

Данные таблицы свидетельствуют о том, что способ управления муниципальным имуществом, основанным на хозяйственном ведении, является более предпочтительным для МАТП г. Красноярска, вследствие тех преимуществ, которые были указаны выше.

Литература:

  1. Белокрылова О. С., Дубская О. С. Муниципальная собственность и ее роль в производстве коллективных благ / О. С. Белокрылова, О. С. Дубская. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век», 2012. — 192 с.
  2. Петрикова Е. М., Корзина Е. А. — Возможности региональных и местных бюджетов по реализации проектов государственно-частного партнерства // Финансы и кредит — 2011г. № 25 С.
  3. Казакова Н. А., Федченко Е. А. Анализ и контроль бюджетной эффективности в условиях реформирования государственного сектора // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013 г. № 3 С.
  4. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год». Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/15/budjet-site-dok.html
  5. Официальный сайт Администрации г. Красноярска, Муниципальные транспортные услуги. Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/administration/singlewindow/Pages/situations.aspx

Основные термины(генерируются автоматически): хозяйственное ведение, предприятие, унитарное предприятие, красноярск, оперативное управление, способ управления, собственник имущества, Российская Федерация, казенное предприятие, имущество.

казенноепредприятие, оперативноеуправление, расщепленная собственность, ГК РФ, публичная собственность, правовая форма, предприятие, экономическая власть, легальная правовая модель, гражданский оборот.

хозяйственноеведение, ГК РФ, оперативноеуправление, унитарноепредприятие, собственникимущества, РоссийскаяФедерация, предприятие, имущество, собственность, недвижимое имущество.

Эффективное управление государственной и муниципальной собственностью в современной России является необходимой составляющей института государственного и муниципального управления

праве хозяйственноговедения или оперативногоуправленияимущества государства [16]. Далее следует отметить, что специальные юридические понятия «предприятие» и «унитарноепредприятие», не соотносятся как часть и целое…

Унитарноепредприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственникомимущество.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, муниципальные унитарныепредприятия — это организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственникамиимущества, закрепленного за ними.

Так как гражданское законодательство относится к ведениюРоссийскойФедерации, законодательного регулирования гражданских

«Собственником муниципального имущества является муниципальное образование, однако реализуются его правомочия органами местного…

унитарноепредприятие, предприятие, РоссийскаяФедерация, собственникимущества, ГК РФ, открытие представительств, обязательство предприятия, государственное имущество, хозяйственноеведение, особый…

цель управления муниципальной собственностью — обеспечение максимальной

Целью Федерального закона является [3] «привлечение инвестиций в экономику РоссийскойФедерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в…

Источник: https://moluch.ru/archive/148/41854/

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Унитарное предприятие характеристика таблица

В коммерческой деятельности принимают участие и унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются в соответствии с ГК РФ Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.).

В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия:

  • основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие), муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Оно считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Именно это имущество образует уставный фонд и выделяется для такой цели из соответствующего государственного или муниципального бюджета.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случаях, предусмотренных в законе.

Из этого вытекает другая особенность правового положения унитарного предприятия — специальная правоспособность — оно вправе иметь только такие гражданские права и нести обязанности, которые необходимы для осуществления целей и задач, предусмотренных его уставом.

Тем не менее унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам зависит от того, основано ли оно на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Однако действует общее правило: унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования), также как и собственник имущества не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (ст. 7 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Учредителем унитарного предприятия могут выступать Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование на основании решения соответственно Правительства РФ (или иного федерального органа исполнительной власти в соответствии с их компетенцией), уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Устав унитарного предприятия, являющийся его учредительным документом, с учетом отмеченных особенностей должен содержать полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные законом сведения.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие имеет формируемый за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, уставный фонд, который определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему. Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия и подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

В отношении руководителя унитарного предприятия закон устанавливает ряд ограничений.

В частности, он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (за некоторыми исключениями).

В правовом регулировании статуса унитарных предприятий, базирующихся на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления, имеются отличия.

Собственник имущества обладает широкими правами в отношении унитарного предприятия.

Так, собственник указанного предприятия:

  1. принимает решение о создании унитарного предприятия;
  2. определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
  3. определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
  4. утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
  5. принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
  6. формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;
  7. назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
  8. согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
  9. утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
  10. дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, — на совершение иных сделок;
  11. осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
  12. утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
  13. дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
  14. дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
  15. дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
  16. принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
  17. имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.

Кроме того, собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ и указанным Федеральным законом; вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут быть переданы собственникам другого вида имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, казенное предприятие создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и имеет следующие особенности:

  • федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие учреждается решением соответствующего органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления;
  • Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
  • полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова «казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества;
  • устав казенного предприятия кроме общих сведений должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия;
  • в казенном предприятии уставный фонд не формируется;
  • казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника имущества;
  • казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия;
  • собственник казенного предприятия вправе изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, а также доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Наряду с положениями закона деятельность федеральных казенных предприятий регламентирована Правилами создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872.

Необходимость создания унитарных предприятий вызвано разделением государственных функций (администрирование) и коммерческих функций (непосредственное участие в коммерческом товарообороте) предприятий с государственной или муниципальной формой собственности в интересах государства.

Поскольку государство берет на себя определенную ответственность за эти предприятия, они не нуждаются в предоставлении им широких прав на находящееся у них имущество.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=6409

4.4 Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарное предприятие характеристика таблица

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно п. 1 ст.

2 этого закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В отличие от коммерческих юридических лиц – собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственные и муниципальные предприятия:

· управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

· обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

· наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

· являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) основанные на праве хозяйственного ведения:

– федеральное государственное предприятие;

– государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

– муниципальное предприятие;

2) основанные на праве оперативного управления:

– федеральное казенное предприятие;

– казенное предприятие субъекта РФ;

– муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

· наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

· их право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения (таблица 4.2);

· не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

· в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

· государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества;

· в них не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 000 минимальных размеров оплаты труда).

Таблица 4.2 Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Правомочия

Хозяйственное ведение

Оперативное управление

Казенные предприятия

Учреждения

Владение

Имущество закрепляется на самостоятельном балансе предприятия

В пределах, установленных законом

В соответствии с целями деятельности

В соответствии с заданиями собственника

В соответствии с назначением имущества

Собственник вправе изъять лишнее неиспользуемое имущество

Пользование

В соответствии:

1) с целями деятельности;

2) с назначением имущества

Продолжение таблицы 4.2

Правомочия

Хозяйственное ведение

Оперативное управление

Казенные предприятия

Учреждения

Распоряжение

Самостоятельно движимым имуществом

С согласия собственника предприятие:

1) заключает крупные сделки;

2) получает гарантии;

3) выдает поручительства и пр.;

4) распоряжается недвижимостью

Плоды, продукция, доходы также поступают в хозяйственное ведение

Только с согласия собственника

Исключения:

1) самостоятельно реализуют свою продукцию;

2) доходы распределяются по решению собственника

Не вправе распоряжаться имуществом

Исключения:

1) предприятие самостоятельно распоряжается доходами, которые учитываются на отдельном балансе

2) вуз может быть арендодателем недвижимого имущества

Ответственность

Самостоятельная ответственность всем закрепленным за предприятием имуществом

Предприятие может быть признано банкротом

Ответственность всем своим имуществом плюс субсидиарная ответственность собственника

Ответственность только своими денежными средствами плюс субсидиарная ответственность собственника

Источник: http://libraryno.ru/4-4-gosudarstvennye-i-municipal-nye-unitarnye-predpriyatiya-rospredprav/

ГосЗащита
Добавить комментарий