Закон о северах с поправками

Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 147-ФЗ

Закон о северах с поправками

Принят Государственной Думой 30 мая 2019 года

Одобрен Советом Федерации 11 июня 2019 года

Статья 1

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021; 2003, N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 28, ст. 2879; 2004, N 27, ст. 2715; N 34, ст. 3518; 2005, N 1, ст.

30, 38; N 27, ст. 2710, 2717; N 30, ст. 3104; 2006, N 31, ст. 3443, 3452; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 20; N 13, ст. 1465; N 31, ст. 4013; N 45, ст. 5416; N 49, ст. 6045; N 50, ст. 6237; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3614; N 49, ст. 5723; 2009, N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772, 2775; N 29, ст. 3598, 3639; N 30, ст.

3739; N 39, ст. 4534; N 45, ст. 5271; N 48, ст. 5726, 5731; N 52, ст. 6444; 2010, N 15, ст. 1737; N 31, ст. 4176, 4198; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 7; N 26, ст. 3652; N 30, ст. 4583; N 48, ст. 6729, 6731; N 49, ст. 7016, 7037; 2012, N 10, ст. 1164; N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3447; N 41, ст. 5526; N 49, ст. 6750; N 53, ст.

7604; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3444; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6985; 2014, N 26, ст. 3373; N 40, ст. 5316; N 48, ст. 6657, 6663; 2015, N 1, ст. 15, 18; N 14, ст. 2025; N 24, ст. 3373, 3377; N 27, ст. 3968; N 41, ст. 5632; N 48, ст. 6686, 6688; 2016, N 1, ст. 16; N 7, ст. 920; N 27, ст. 4175, 4176, 4180, 4184; N 49, ст.

6841, 6843, 6844, 6846, 6849; 2017, N 15, ст. 2133; N 40, ст. 5753; N45, ст. 6577, 6578; N49, ст. 7307, 7314, 7318, 7324, 7326; 2018, N 1, ст. 20; N 9, ст. 1289, 1291; N 18, ст. 2558, 2568; N 28, ст. 4143; N 32, ст. 5090, 5093; N 45, ст. 6836, 6844; N 49, ст. 7496, 7497, 7498; N 53, ст. 8416; 2019, N 18, ст.

2225) следующие изменения:

1) в статье 217:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком);

если иное не предусмотрено настоящим пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений, топлива или соответствующего денежного возмещения, а также с возмещением расходов на оплату коммунальных услуг (включая услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами);

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;

возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников;

оплатой работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации;

исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и направление в служебную командировку).

При оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или в административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

При выплате работодателем полевого довольствия в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам, работающим в полевых условиях, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суммы указанного полевого довольствия в размере не более 700 рублей за каждый день нахождения в полевых условиях.

Доходы в виде компенсаций за неиспользованные отпуска, а также за неиспользованные предоставленные дополнительные сутки отдыха не подлежат освобождению от налогообложения на основании настоящей статьи;”;

б) пункт 3 признать утратившим силу;

в) в абзаце втором пункта 31 слова “пунктом 3” заменить словами “пунктом 1”;

г) в пункте 62 слова “пунктом 3” заменить словами “пунктом 1”;

д) пункт 372 изложить в следующей редакции:

“372) доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1 000 000 рублей, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе Российской Федерации, утверждаемой Правительством Российской Федерации;”;

е) дополнить пунктом 412 следующего содержания:

“412) денежная компенсация взамен полагающегося из государственной или муниципальной собственности земельного участка, если такая компенсация установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации;”;

ж) пункт 69 изложить в следующей редакции:

“69) доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах”, Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года N 4301-I “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы”, Федеральным законом от 9 января 1997 года N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы”;”;

з) дополнить пунктом 76 следующего содержания:

“76) доходы в виде выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, полученные в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”, Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”;”;

и) дополнить пунктом 77 следующего содержания:

“77) доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с рождением ребенка;”;

к) дополнить пунктом 78 следующего содержания:

“78) доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные инвалидами или детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, а также суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами;”;

л) дополнить пунктом 79 следующего содержания:

“79) доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;”;

м) дополнить пунктом 80 следующего содержания:

“80) доходы в виде ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком “Почетный донор России”, установленной Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов”.”;

2) в абзаце первом подпункта 3 пункта 1 статьи 219 слова “(в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации)” исключить;

3) в пункте 6 статьи 420 слова “пунктом 3” заменить словами “пунктом 1”;

4) в статье 422:

а) в абзаце десятом подпункта 2 пункта 1 слова “пунктом 3” заменить словами “пунктом 1”;

б) в пункте 2 слова “пунктом 3” заменить словами “пунктом 1”.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Подпункты “а” – “г”, “е” – “м” пункта 1, пункты 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц (расчетного периода по страховому взносу).

3. Положения пункта 372 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, право на получение которых возникло с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно.

4.

В отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, право на получение которых предусмотрено статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, применяются положения пункта 372 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

5. Положения пунктов 412, 69, 76 – 80 статьи 217, абзаца первого подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении доходов физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: https://rg.ru/2019/06/19/nalogi-dok.html

Закон о северах с поправками

Закон о северах с поправками

Закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение таких субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.

Северная пенсия: изменения и назначение в 2019 году

  • год стажа при работе в приравненных условиях к КС равен 9 месяцам труда непосредственно на Севере;
  • когда проходит 6,5 года работы в регионах КС, каждый следующий календарный год приближает выход на отдых на 4 месяца;
  • по закону «северный» стаж составляет минимум 15 лет (для женщин). У мужчин показатель больше на 5 лет.

Однако есть и незначительные сложности. Начисление повышенной пенсии нужно подтверждать и оформлять каждый календарный год. Заявление о начислениях нужно подавать до конца установленного в регионе срока (в каждом он разный), для этого обращаются в Пенсионный фонд.

О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях (с изменениями на 7 марта 2019 года)

Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

Читать еще –>  Сертификат качества как получить

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Федеральный закон — О статусе военнослужащих — с последними изменениями 2019 года

Это обследование позволит выявить в организме солдат и офицеров остаточные метаболиты наркотических средств и психотропных препаратов, если таковые применялись военнослужащим.

Избежать выполнения этого обязательства или получить от него освобождение невозможно, пока не будут приняты другие законодательные акты федерального уровня, предусматривающие какие-либо исключения из этого правила.

Это разделение каникулярных отпусков повлекло за собой и сопутствующие изменения в других частях закона. Так, пункт 1 статьи 20 в новой редакции предоставляет право бесплатного проезда один раз в году призывникам и курсантам военных образовательных учреждений только в период основного (летнего) отпуска.

Комитет Госдумы по Северам дорабатывает поправки в Федеральный закон “О наименованиях географических объектов”

«Ранее существовали инструкции о переводе с национальных языков. На текущий момент они требуют актуализации, так как это инструкции тридцати-сорокалетней давности, и статус их сейчас непонятен, — комментирует заместитель председателя Комитета по Северам Оксана Бондарь .

— Республики Башкортостан и Татарстан, к примеру, сами разработали правила перевода. И эти правила уже прошли согласование с исполнительными органами власти субъектов. Однако вновь возникло препятствие.

Росреестр, проводя экспертизу предложений, должен, в том числе, проводить так называемую нормализацию предложенных наименований. Но использовать старую инструкцию правопроименитель не может, новых нет.

В советское время такие инструкции разрабатывал Комитет по геодезии и картографии при участии широкого круга экспертного сообщества, представители которого и национальными языками владели, и являлись знатоками в этой сфере.

Один из обсуждённых вопросов касался предложения Магаданской областной Думы по доработке данного законопроекта.

Как представляется депутатам Законодательного собрания Колымы, достаточный и обоснованный способ выявления мнения населения по вопросам наименования заливов, проливов, островов, гор, рек, озер, ледников, иных природных объектов — принятие соответствующего решения представительным органом муниципального образования на территории которого расположен данный объект, помимо прямого опроса общественного мнения.

Читать еще –>  Временная прописка как оформить

В закон о северах внесены изменения

Областной закон «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатской области и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета» содержит статью 5, в которой говорится: «Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к зарплате выплачивается в полном размере с первого дня работы в организациях, финансируемых из областного бюджета, если они прожили в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее пяти лет».

После окончания школы моя дочь устроилась на работу в бюджетную организацию. Несмотря на то, что она родилась на Камчатке, в бухгалтерии ей сказали, что никакие северные надбавки к зарплате сразу ей не положены и их придется зарабатывать. Разве уроженцы полуострова потеряли право на эту льготу?

Как будут выплачиваться северные надбавки в 2019 году

  • при согласии работников и работодателей, северные льготы и выплаты могут быть заменены денежной компенсацией;
  • размер компенсации, а также порядок ее выплаты, указывается в рабочих соглашениях и договорах;
  • размер оклада сотрудников не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в регионе.

Например, в Камчатском крае, в отдельных районах Магаданской области, на Чукотке и островах Северо-Ледовитого океана после 6-ти месяцев работы сотрудникам к основной заработной плате начисляется надбавка в размере 10%. Данная надбавка возрастает на 10% после каждого отработанного полугодия.

Максимальный размер северной надбавки в данных областях составляет 100% от заработной платы.

Изменения закона о рыболовстве прошли Госдуму

С обоснованием выступил заместитель министра сельского хозяйства – глава Росрыболовства Илья Шестаков. Он сообщил, что планируется вернуться к правительственному тексту законопроекта, который стимулирует поставки водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде. «Прошу поддержать», – сказал руководитель федерального агентства.

Ольга Епифанова («Справедливая Россия») заявила, что нельзя принимать неожиданно внесенную поправку и лишать рыбаков возможности доставки прибрежных уловов в замороженном виде.

«Росрыболовство хочет стимулировать доставку уловов в охлажденном виде, вводя повышающий коэффициент, то есть если доставишь улов в замороженном виде – не видать тебе этого коэффициента.

Вы представляете, что будет? А будет вот что: рыболовство в прибрежной зоне Севера прекратится», – предостерегла парламентарий. Идею Росрыболовства об «инвестиционных квотах» она и вовсе назвала мертворожденной.

Читать еще –>  Гражданское право рф кодекс

Пенсия в районах севера

Законом предусмотрена возможность назначения пенсии со снижением пенсионного возраста пропорционально имеющемуся стажу. Для этого требуется не менее 7 лет 6 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

(Подробнее в таблице выше) В этом случае страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста (60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения пенсии, уменьшается на 5 лет. И мы приведем еще одну таблицу чтобы было еще понятнее.

Пример
Иван Петрович проработал 22 года в Архангельске (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) и 12 лет 6 месяцев в Москве по Списку №2, т. е.

имеет право на досрочную пенсию по двум основаниям.

Пенсия ему может быть назначена в 50 лет: со снижением пенсионного возраста на 5 лет в соответствии со Списком №2 и еще на 5 лет за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

  • На районных коэффициент, который действует в соответствующей местности. При переезде пенсионера в другой субъект РФ, он будет изменен.
  • На величину фиксированной выплаты, которая утверждается Правительством РФ, если пенсионер отработал определённый период в РКС.

В законе предусмотрено одно исключение – если пенсионер имеет страховой стаж 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) и трудился в РКС более 15 лет (20 лет – для субъектов приравненных к ним), то ему причитается фиксированная выплата независимо от того, где проживает он в настоящее время.

20 Ноя 2018      uristfree         60      

Источник: http://lawyerfree.ru/kadrovyj-uchet/zakon-o-severah-s-popravkami

Государству нужно уточнить соцпакет для северян

Закон о северах с поправками

Норильск. Несладкая жизнь на Крайнем Севере / Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

Госдума намерена рассмотреть в июле внесенные Правительством РФ поправки, уточняющие терминологию закона о госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, и предлагающие заменить термин «трудовая пенсия» на «страховая». Несмотря на технический характер законопроекта, есть повод для разговора о господдержке северян

СЕВЕР ОБЕСПЕЧИТ БУДУЩЕЕ РОССИИ

Сейчас власть уделяет большое внимание развитию Арктики. Создана профильная госкомиссия во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

На недавней «Прямой линии» Президент РФ Владимир Путин заявил, что рассматривает Арктику как важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России.

На днях министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил, что открытое «Роснефтью» месторождение в Арктике может быть крупнейшим на шельфе.

Акцент понятен. Само слово «Арктика» отзывается в нашей душе романтическими представлениями о прекрасном, суровом мире, где кругом снега, хоть сотни верст исколеси, где зимой целыми днями метет пурга… Так оно и есть. И вот в этих условиях нужно осваивать ресурсы богатой кладовой России.

Член Общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор убежденно отстаивает равнозначность для государства Арктики, Заполярья и районов Крайнего Севера. Более того, говорит он, некоторые арктические районы более благополучны по климатическим условиям, нежели целый ряд районов Якутии и других территорий, не прописанных по этой графе.

«В советское время были выработаны и реализованы уникальные социальные технологии по привлечению и закреплению людей на Северах, — напоминает первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов, — районный коэффициент и северная надбавка к зарплате, бронирование квартир, целевые вклады, оплата проезда, выравнивание цен и тарифов, северный завоз и многое другое».

Депутат не сомневается, что поставленные в Арктической стратегии задачи в преломлении к вопросам госбезопасности и инвестиционного развития будут решены.

Но при этом, убежден он, нельзя забывать о человеческом измерении, самочувствии и развитии человека.

«Да и по теме законодательного обеспечения развития Арктики и всех северных территорий, — признает он, — мы в большом долгу перед избирателями».

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

В основе нормативного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лежит Закон РФ №4520-1, принятый еще в 1993 году. Его нынешнее изменение уже 14-е по счету.

Большинство норм закона-ветерана отменено, целый ряд перекочевал в Трудовой кодекс, законы «О страховых пенсиях», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»…

Читайте по теме Вообще список госгарантий обширен. Назовем лишь основные: применение районного коэффициента для расчета зарплаты, а также на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций. За стаж работы на Севере идет процентная надбавка к зарплате.

Дается дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня в районах Крайнего Севера, 16 дней — в приравненных к ним местностях. Раз в два года выплачивается компенсация расходов на проезд и провоз багажа к месту отпуска и обратно. То же самое для пенсионеров и получателей пенсии по инвалидности.

Неработающим пенсионерам из федерального бюджета гарантирована компенсация стоимости выезда на новое место жительства.

Гарантий хороших и разных много. Но в итоге — исход населения с Северов. Почему сегодня туда не стремятся за длинным рублем? Потому что его там нет. А в советские времена ездили не за запахом тайги и красотами безбрежного белоснежного пространства, а чтобы заработать.

Тяжелые условия жизни и труда в холоде, в условиях длинной зимы и короткого лета вознаграждались материально. Оттрубив, человек возвращался в более теплые края вполне обеспеченным по тогдашним стандартам для дальнейшей жизни.

Интегральным показателем правильности проводимой политики служило закрепление на Севере населения.

Исход начался в 90-е и не прекратился до сих пор. Взять Мурманскую область. Ее большая часть расположена за Северным полярным кругом. Сравните: в 1980-1990 годах число ее жителей увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч, на 37 процентов меньше. Причем каждый восьмой житель покинул Кольский полуостров в последнее десятилетие.

ЛЕГЧЕ СОЦПАКЕТ — ТРУДНЕЕ ЖИЗНЬ

После 1991 года государственная поддержка развития районов Севера должна была претерпеть изменения. В 2000 году Правительство РФ заявило о решении разработать новую концепцию и наметило срок реализации к 2015 году.

Процесс начался принятием в 2004 году ФЗ №122.

По нему гарантии и компенсации для северян в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — региональными. Если организацию финансирует местный бюджет — соответственно муниципальными правовыми актами, а в негосударственных структурах — работодателем.

Логично исходя из принципа четкого разграничения полномочий органов власти и органов местного самоуправления. Но беда в том, что работодатель на практике стремится минимизировать круг таких обязательств. И в результате права работников не соблюдаются.

В играх бизнес-разума изобрели прием — прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх. Да еще Верховный суд внес путаницу своим определением, что МРОТ может включать надбавки.

С его позицией не согласился глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Практика утопления надбавок в зарплате, по его данным, имеет место в Иркутской области, Забайкальском крае.

Он обратился к президенту страны и получил обещание, что Правительство разберется с этим вопросом.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов (а там 59 процентов территории относится к Арктической зоне) объясняет, что установленные федеральным законодательством гарантии и льготы зачастую становятся дополнительным бременем и для бизнеса, и для регионального бюджета.

КОМПЕНСАЦИИ — ЭТО НЕ ЛЬГОТЫ

Когда в 90-х годах принимался Закон 4520-1, возникла дискуссия о его названии. Казалось бы, какая разница — написать «о предоставлении льгот» или «о госгарантиях и компенсациях»? На самом деле — большая! Условная партия «северян» тогда победила. Речь действительно идет не о льготах, а о компенсации за нелегкие условия труда и жизни в условиях Заполярья и Крайнего Севера.

Медицинский факт: здесь здоровье людей более подвержено рискам, чем в благоприятных районах. Кислородное голодание, отсутствие света в течение длительного периода, рацион с дефицитом витаминов и другие специфичные для региона факторы очень вредны для человеческого организма. Дети часто болеют.

Именно поэтому в советский период для оздоровления широко использовались так называемые «лесные школы», куда дети уезжали с педагогами и другим персоналом на полгода. Огромное внимание уделялось летнему отдыху. Работали пионерские лагеря, базы отдыха, санатории.

– Новые хозяева, «Северсталь», скажем, да и другие производственные компании благополучно уничтожили эти лагеря, лесные школы, здравницы, — говорит Игорь Шпек- тор. — У шахтеров нет тех условий, которые они раньше имели. Отдых на должном уровне не организуется. За него многие частные предприятия отказываются платить. Как и за проезд туда и обратно работника и членов его семьи.

По закону о компенсациях и гарантиях это положено, но он часто не работает. Поэтому его необходимо пересмотреть с точки зрения финансовой наполняемости. Если это произойдет, можно будет говорить о возвращении людям положенных гарантий и компенсаций.

Особенно остро сегодня стоит вопрос выплаты районных и северных коэффициентов для выезжающих из районов Крайнего Севера. Это важнейшая тема. Человек отработал, вышел на пенсию, уезжает.

И ему перестают выплачивать районный коэффициент. По этому поводу к нам обращается очень много людей. Это — первое. Второе — поддержка, связанная в целом с переселением из районов Крайнего Севера.

Дело в том, что ее финансирование постоянно сокращается.

В 1980-1990 годах число жителей Мурманской области увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч»

ЗАКОН ПОРА МОДЕРНИЗИРОВАТЬ

При декларации особого внимания к проблемам развития северных территорий со стороны государства имеет место непоследовательность в реализации такой политики. Население Северов стареет и уезжает.

В то же время там есть много сырьевых районов и производств. Идет добыча угля, нефти, газа, разработка месторождений. Значит, нужно обновлять население, а жилья нет.

Оно сегодня строится крайне неудовлетворительно.

Игорь Шпектор, отдавший Северу 35 лет жизни, считает: эту проблему можно было бы решать путем отселения. Да, выдача жилищных сертификатов ведется. Но с каждым годом жилья в средней полосе России строится все меньше.

Да еще растет цена на квадратный метр… Понятно, чем это оборачивается для северян. Поэтому, с его точки зрения, необходимо думать об увеличении финансирования на переселение.

Это позволит, первое, расселять и, второе, обновлять население Севера, создавая новые рабочие места.

Может ли Арктическая стратегия иметь своим следствием закрепление населения на Северах? Ну, если на следующий год планируется секвестрировать часть бюджета, то, конечно, нет, полагает он.

Особый статус северных районов остается. Но его нужно подкрепить принятием закона о районировании Северов, давно подготовленного в Институте экономических проблем Кольского научного центра РАН.

По заложенной в нем методике предлагается поделить высокоширотные территории на три зоны — абсолютно дискомфортные, экстремально дискомфортные и дискомфортные зоны.

Кстати, еще в 2004 году Владимир Путин заявил о необходимости разработать четкие критерии отнесения тех или иных территорий к районам Севера. Но пока закона нет.

Не менее важна, считает Игорь Шпектор, и переработка действующего закона о госгарантиях и компенсациях.

Многие из нынешних гарантий северянам и дальневосточникам — это традиционные, но урезанные меры государственной поддержки, применяемые с советских времен.

Вводимые новые механизмы — предоставление гражданам РФ в Дальневосточном федеральном округе в безвозмездное пользование гектара земли, создание в первую очередь в этом же регионе ТОРов и опорных зон в Арктике — в полную силу себя еще не проявили.

Та же тема «дальневосточного гектара» должна иметь продолжение. Земля предоставляется, а ни один вопрос инженерной инфраструктуры не решен. Отсутствие дорог, систем водо- и теплоснабжения в условиях XXI века — большой минус для бонуса в виде надела земли.

В играх бизнес-разума изобрели прием – прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх»

ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ РАЗВИТИЮ — ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

С тем, что одного предоставления земельных участков для привлечения населения на Дальний Восток мало, согласен и глава Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов.

«Действующие государственные гарантии и компенсации северянам и дальневосточникам не в полной мере соответствуют целям опережающего развития дальневосточных территорий, Крайнего Севера и Арктики, — убежден он.

— Наш комитет неоднократно отмечал, что необходима взвешенная финансово-кредитная политика государства. Финансовые ресурсы для решения этих задач, в первую очередь — федеральные средства, должны туда поступать в опережающем порядке.

Значит, надо не только предоставить земельные участки, но и помочь людям их обустроить, провести дороги, электричество, газ, построить школы, больницы, стадионы, детские сады… Об эффективности любой программы можно говорить, когда достигаются провозглашенные цели.

Пока нам не удается изменить ситуацию с привлечением населения на Север и на Дальний Восток. Разве что приостановили его отток в ряде дальневосточных районов, где в прошлом году он упал в два раза к 2014 году».

Наряду с этими мерами, уверен депутат, государство обязано в полном объеме выполнять свои обязательства и перед жителями Крайнего Севера. Это касается пенсионеров-северян, у которых пенсия ниже, чем в центральных районах страны, а также тех северян, которые ждут жилищные субсидии по 30 лет.

Читайте по теме «Нельзя осваивать богатства Крайнего Севера, Арктики и Дальнего Востока без обустройства комфортных условий проживания для людей, — резюмировал Николай Харитонов.

— Что нужно делать? Создавать высокооплачиваемые рабочие места, предоставлять удобное жилье привлекаемым специалистам, организовывать оздоровительный отдых детей, заботиться о повышении рождаемости, обеспечить высокоскоростную связь и доступ к сети Интернет.

Авиатарифы должны быть снижены не только на воздушные перевозки с Дальнего Востока и Севера в центральные районы страны, но и на внутрирегиональные и местные авиаперевозки. Те, кто переезжает на Дальний Восток, вправе рассчитывать на предоставление специальных преференций и льгот, в том числе на развитие малого и среднего бизнеса.»

Совершенно очевидно, что прежней заселенности Севера нам не достичь.

Но, с другой стороны, очевидно, что и для обозначения своего более или менее заметного присутствия на нем, а тем более освоения его ресурсов требуются люди. А им нужен хороший социальный пакет.

И в рамках современных стандартов, между прочим. Государству, если оно намерено прирастать богатством северных территорий, придется этим озаботиться.

Надежду вселяет то, что в последнее время проблематика социальной сферы заняла большое место в государственной повестке. Пришло осознание ее важности не только для отдельного человека, но и для развития страны. В рыночных условиях на голом энтузиазме далеко не уедешь.

Ремонтно-восстановительные работы на высоковольтных ЛЭП после урагана 21–23 марта 2016 года / Фото PhotoXPress

Источник: https://www.pnp.ru/economics/gosudarstvu-nuzhno-utochnit-socpaket-dlya-severyan.html

Народная экспертиза: Российская Арктика или Арктическая зона

Закон о северах с поправками

  1. Представляется, что в состав Арктической зоны России совершенно оправданно должны входить и континентальный шельф и водные территории, включающие пространство от Баренцева до Чукотского моря и до Северного полюса, включительно (ЛЕВ).

  2. В состав АЗРФ должны входить сухопутные материковые территории, а также архипелаги и острова в Северном Ледовитом океане и Беринговом проливе, принадлежащие РФ, акватории внутренних и территориальных северных морей, морские пространства, входящие в исключительную экономическую зону РФ (Конышев В.Н., Сергунин А.А.).

  3. Мурманская область полностью, Архангельск (как опорная точка), Северодвинск (как опорная точка), Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО и т.д. по побережью Северного Ледовитого океана (Корчак Е.А.).

  4. Сухопутные территории: состав сухопутных территорий, определённый Указом Президента РФ в 2014 г., учитывает все пожелания приарктических регионов, кроме Якутии.

    При появлении предпосылок и политического решения об изменении границ АЗРФ считаю возможным включить в её состав: в Архангельской области: Холмогорский, Плесецкий, Пинежский и Лешуконский муниципальные р-ны; в Республике Карелия: муниципалитеты на побережье Белого моря; в Республике Коми: Усть-Цилемский р-н и городские округа «Инта» и «Усинск»; Якутия: 8 муниципалитетов, на которых настаивает республика. Также имеет смысл рассмотреть вопрос о включении в состав АЗРФ Камчатского края и Магаданской области. Акватории морей СЛО: они и так уже включены в полном составе. Считаю целесообразным дополнительно включить Берингово море (Подоплекин А.О.).

  5. Арктические территории Российской Федерации могут меняться, но для этого должны быть чёткие и понятные критерии, а не лоббирование как основной принцип.

    При этом необходимость соответствующего официального Положения должна быть закреплена в Законе. Что касается акваторий, то при ратификации Конвенции по морскому праву мы потеряли более 1,5 млн кв. км.

    Конечно, их нужно вернуть, но процесс этот будет длительным и сложным (Селин В.С.).

  6. Я сторонник секторального принципа определения границ и ответственности 1926 года. Его никто не отменял (Томский В.С.)

  7. На мой взгляд, требуется решить утилитарную задачу: выделить арктическое пространство как объект целевого макроэкономического и военно-геополитического внимания Президента и Правительства РФ. Для такого выделения бессмысленно искать искусственные многочисленные критерии. Прежде всего, экономические, социальные, инфраструктурные, природно-экологические и др.

    Во-первых, это не критерии выделения арктических территорий. Это признаки состояния социально-экономических комплексов и индикаторы специфики территории, знание которых необходимо для осуществления инвестиционных проектов и выбора направлений бизнес-деятельности.

    К примеру, указывается на зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России. Калужская область тоже зависит не только от других регионов России, но и других стран мира.

    Это что, основание включать её в Арктическую зону РФ!? Во-вторых, не надо абсолютизировать критерий наличия мест компактного проживания представителей коренных малочисленных народов Севера, ибо активное хозяйственное освоение Арктики и защита геополитических позиций РФ в Арктике давно сопровождается переселением русского народа и других народов России.

    Наличие малочисленного народа — это всего лишь инициативная предпосылка для разработки и осуществления соответствующим муниципальным образованием, попадающего в АЗРФ, программы его поддержки и получения федеральных субсидий на цели оптимизации условий развития малочисленного этноса.

    В-третьих, Северный морской путь действительно важная транспортная магистраль, «притягивающая» арктические хозяйственные комплексы. Рассматривать её в качестве экономико-географического критерия отнесения территории с наличием её инфраструктурных объектов к АЗРФ можно.

    Безусловному выделению территорий АЗРФ помогает только один базовый географический критерий, давно известный: условная линия Полярного круга. На все территории (сухопутные и морские в пределах исключительной экономической зоны РФ), находящиеся севернее Полярного круга, без исключения может распространяться законодательная категория «Арктическая зона РФ».

    Но для удобства макроэкономического регулирования экономики арктических регионов в части обеспечения целостности внутри и межрегиональных природно-хозяйственных систем («опорных зон», транспортно-логистических центров) действительно целесообразно включить территории муниципальных образований, южнее Полярного круга, независимо от соотношения арктической части и части территории южнее этого круга (Залывский Н.П.).

  8. Должны входить сухопутные территории, расположенные к северу от линии Северного полярного круга, а также пересечение данной территории линией Северного полярного круга (66°33′44″ северной широты), а также акватории, находящиеся в пределах государственной границы Российской Федерации. При этом муниципалитеты не должны делиться. Они должны входить целиком. В этих районах должны быть полярный день и полярная ночь, тундра, лёд на море в течение продолжительного времени, но не меньше полугода (Журавель В.П.).

  1. Название федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» будет политически более точным, хотя название «О Российской Арктике» было бы, без сомнения, очень красивым.

    В подобном названии явно слышится спокойная уверенность державы в том, что она по праву уже несколько столетий является ведущим арктическим государством мира и потому все это время исследовала и осваивала арктические просторы, прилегающие к сухопутной части нашей страны (ЛЕВ).

  2. О строгости и последовательности в терминологии надо было думать с самого начала. Поскольку уже принят термин «АЗРФ» и он нашёл отражение во многих доктринальных документах, не стоит от него отказываться, иначе возникает путаница. К плюсам термина «АЗРФ» можно отнести то, что он подчёркивает, что это часть Арктики, которая и исторически, и по современному праву осваивается Россией.

    Термин «Российская Арктика» был бы более применим, если бы РФ, подписав Конвенцию ООН по морскому праву 1982, не отказалась от трактовки секторального деления Арктики согласно постановлению ЦИК СССР от 1926 г. Именно так поступает Канада, которая одновременно является и подписантом Конвенции ООН по морскому праву 1982, и не отказывается от секторального принципа» (Конышев В.Н., Сергунин А.

    А.).

  3. Новый закон должен называться: «О Российской Арктике» (Корчак Е.А.).

  4. НЕПРИНЦИПИАЛЬНО. Название объекта управления в соответствии с государственными документами и Стратегией — «Арктическая зона Российской Федерации» (Подоплекин А.О.).

  5. Поскольку Арктическая зона Российской Федерации теперь устоявшееся правовое понятие («Основы государственной политики в АЗРФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности….

    »), то его целесообразно теперь сохранять. Что касается исторических ассоциаций, то даже слова «партия», «союз», «безопасность», «народный» могут навеять негатив. Это пройдёт. Только можно всё-таки добавить «О развитии Арктической… (Селин В.С.).

  6. Нужно отказаться от термина «зона», поскольку он не соответствует для ситуации РФ в принципе, 70% территории страны северные и такой нагрузки не испытывает ни одна страна мира. Рамочный закон ничего не даст, даже если будет самым совершенным и называться прекрасно.

    У нас рамочные законы не работают, что проверено правоприменительной практикой за многие столетия. Необходим плотный пакет федеральных законов и нормативно-правовых актов для исполнительной власти, гармонизированный и взаимоувязанный по направлениям деятельности — политической, экономической, военной, социальной, культурно-гуманитарной.

    Всё иное будет профанацией и имитацией бурной деятельности последних 20 лет (Томский В.С.).

  7. Термин «Арктическая зона Российской Федерации» в юридическом контексте более оптимален, чем Российская Арктика, хотя бы потому, что исключительная экономическая зона — это не 100% объект суверенитета РФ (Залывский Н.П.).

  8. Лучше, чтобы «Российская Арктика». Но при этом надо соблюсти все юридические формальности.

    В термине «Российская Арктика» будут отражены наши традиции, а также факт того, что мы уже несколько веков осваиваем и развиваем Арктику.

    «Зона» действительно ассоциируется, особенно в северных районах страны, с принуждением и наказанием. А Арктика это наше благо, потенциальная основа нашего экономического роста, а значит свободы (Журавель В.П.).

  9. Вероятно, наименования «Арктическая зона Российской Федерации» и «Российская Арктика» должны быть равнозначны.

Источник: http://www.arcticandnorth.ru/news.php?ELEMENT_ID=234150

ГосЗащита
Добавить комментарий